Печатается по решению методического совета
О.В. Грива
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ, ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ
Санкт – Петербург
Печатается по решению методического совета
ЛОККиИ от 2017 г.
Составитель: О.В. Грива. Психология эмоций.
Рецензент: А.В. Ветринская, преподаватель ЛОККиИ.
Методическая разработка по дисциплине «Основы психологии» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В пособии кратко приведены основные теории эмоций, эмоциональные свойства и функции, рассматриваются базовые характеристики и классификации эмоционально – чувственных переживаний; также описаны некоторые психодиагностические методики исследования эмоций.
Пособие предназначено для студентов творческих специальностей, изучающих общую психологию, для психологов и педагогов.
Ответственный за выпуск
Т.Б. Ганенко
© ГОБУ СПО ЛОККиИ, 2017
© О.В. Грива, 2017
Психология эмоций
Введение
Познавательная деятельность человека тесно связана с отношением к внутренним и внешним событиям. Определенные явления делают нас счастливым, другие – вызывают интерес, следующие – гнев и раздражение и т.д. Человек не остается наблюдателем со стороны, а переживает все то, что с ним происходит и им совершается.
Рассматривая термин эмоция, можно отметить латинское и французское толкование, - так emotion (франц.) трактуется как волнение, возбуждение, emoveo (лат.) – «потрясать». В психологии под эмоциями рассматривают сферу психологических субъективных состояний (состояние субъекта), выраженных в виде непосредственных переживаний (отношение к субъекту/ объекту). Эмоции отражают личную значимость и оценку процесса и результата практической деятельности. Эмоции «вплетены» во все психические процессы и состояния, придавая определенный оттенок переживания.
Возникновение эмоций обусловлено процессами эволюции и связано со сложной системной работой коры, подкорки мозга, вегетативной нервной системой. Филогенетическое значение эмоций заключается в умении оценить биологическое значение состояния организма и внешних воздействий. Эмоции – это адаптивный продукт эволюции.
Специфической особенностью, присущей эмоциям человека, является «эмоциональный язык», отражаемый в экспрессивных движениях. Это сходные и универсальные модели (паттерны) выражения чувств и эмоциональных состояний, проявляющихся в жестах, мимике, пантомимике, паралингвистической знаковой системе общения (интонация, тембр, неречевые вкрапления, междометия и др.).
Теории происхождения эмоций
Существует несколько версий на природу и сущность эмоций. Рассмотрим некоторые из них.
Эволюционная теория Ч. Дарвина
В работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) рассматривается эволюционный путь происхождения эмоций, их физиологические характеристики. Говорится о сходстве в проявлении базовых эмоций у животных и человека, о рефлекторном характере выражения переживаний.
Ассоциативная» теория эмоций В. Вундта
В. Вундтом выделяется трехкомпонентная теория эмоций, где базовыми характеристиками являются: удовольствие/ неудовольствие; напряжение/ расслабление; возбуждение/ успокоение. В понимании переживания главную роль играет обоюдный процесс влияния чувств на представления и представлений на чувства, «телесные» реакции это лишь закономерное выражение чувств (телесные реакции вторичны – т.е. мимика – это отражение эмоционального фона ощущений) (1880).
Периферическая» теории У. Джемса - Г. Ланге
Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известна периферическая теория эмоций У. Джеймса – Г. Ланге (1884 – статья У. Джеймса «Что такое эмоция»; 1885 – работа Г. Ланге «Эмоции»), основной смысл которой выражен известным парадоксом: «мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов: раздражитель задает физиологические изменения, сигналы этих изменений обрабатываются в ЦНС и возникает эмоция.
Классификация эмоций
Существует обширное количество различных подходов к систематизации эмоций.
Одной из классификаций является деление эмоций по полярности или знаку на положительные и отрицательные. Например, счастье – печаль, удовольствие – неудовольствие и пр. Такая отнесенность эмоций к определенной шкале является довольно условной, т.к. страх может сигнализировать об опасности, гнев – может быть связан с защитой, чрезмерная и интенсивная радость способна привести к эмоциональной перегрузке.
Различают также базальные (= основные/ фундаментальные, первичные) и вторичные эмоции, задающие различные варианты всех эмоциональных состояний личности. По К. Изарду к первичным эмоциям относят: радость, удивление, интерес, гнев, страх, печаль, отвращение, презрение, стыд и вину. П. Экман, основываясь на исследованиях лицевой экспрессии, предлагает рассматривать следующие базальные эмоции: гнев, страх, удивление, радость, отвращение, печаль. Р. Платчик выделяет в зависимости от конкретного действия гнев, страх, одобрение, отвращение, радость, уныние, ожидание и удивление. Вторичные эмоции возникают при сочетании фундаментальных эмоций, например: принятие + радость = любовь, радость + гнев = гордость и др.
В зависимости от влияния на жизнедеятельность выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические (греч. sthenos – «сила») – положительные эмоции, повышающие уровень активности (ощущение возбуждения, радость, бодрость). Физиологически это может проявляться в виде учащения дыхания, активизации работы сердца, усилении активности в мышцах. Астенические эмоции («слабость, бессилие») связаны с замедлением дыхания, инертностью, понижением мышечного тонуса, - это негативные переживания (печаль, грусть, подавленность, страдание, уныние и др.).
Интерес представляет классификация Б.И. Додонова, относя эмоции к определенному классу в зависимости от ведущих целей и потребностей личности. Кратко рассмотрим выделенные подгруппы эмоций.
1. Альтруистические эмоции – связаны с желанием помощи другим людям (проявляются в заботе, сочувствии, жалости, беспокойстве за другого, нежности, верности).
2. Коммуникативные эмоции – связаны с потребностью общаться, взаимопониманием, желанием поделиться своими чувствами с другим (проявляются в симпатии, дружественном расположении к кому-либо, уважении, благодарности).
3. Глорические эмоции («слава») - возникают при желании славы, внимания, признания другими людьми (связаны с самоутверждением, чувствами гордости, превосходства).
4. Праксические эмоции («действие») – вызываются деятельностью, которой занимается человек (чувства успеха или провала, приятной усталости или «выжатости»).
5. Пугнические эмоции («борьба») – связаны с потребностью борьбы, спортивным азартом, преодолением препятствий («жажда острых ощущений», риск, другой рассматривается как соперник/ оппонент, которого нужно победить).
6. Романтические эмоции – связаны с потребностью испытывать «неизведанное», сакральное (чувство таинственности, ожидание чуда, символы/ предзнаменования к важному событию и др.).
7. Гностические эмоции («знание») – связаны с познавательной деятельностью личности (= интеллектуальные чувства; радость открытия, «проникнуть в сущность вещей», истина!, эврика!).
8. Эстетические эмоции – возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы, связаны с наслаждением красотой, изяществом, гармонией («светлая грусть», приятная ностальгия, растроганность, чувственность и др.).
9. Гедонистические эмоции («удовольствие») – связаны с наслаждением в физическом и психологическом контексте («сладкая лень», безмятежность, легкость, нега).
10. Акизитивные эмоции («приобретение») – связаны с желанием коллекционирования, накопления, хранения значимых ценностей/ вещей.
Функции эмоций
Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:
1. оценка событий – положительное или отрицательное отношение к отражаемым явлениям, значимость происходящих событий;
2. побуждение - стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива (например, человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение);
3. организация и регуляция – сигнализация сознанию вероятностной степени эффективности будущей деятельности, коррекция поведенческой модели, организация памяти с фиксацией оценок реализации деятельности (эмоциональные следы);
4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;
5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);
6. дезорганизующая роль - с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когда сильная эмоция приводит к искажению восприятия, затрудняет регуляцию.
Свойства эмоций
Рис. 1. Свойства эмоций [6; С. 80]
Рассмотрим основные свойства эмоций (рис. 1).
1. Универсальность – процесс возникновения эмоций не зависит от особенностей деятельности или определенных потребностей.
2. Пластичность – вариативность переживания эмоции одного качества (например, диапазон переживания грусти – как сугубо отрицательной эмоции, так и в виде приятного горьковато-щемящего чувства).
3. Суммация и упрочение – способность к накоплению, упрочению чувств с течением времени по отношению к конкретному объекту.
4. Пристрастность = субъективность (зависимость от личностных и ситуативных особенностей).
5. Удержание в памяти – хранение длительное время эмоциональных следов в памяти (эмоциональная память).
6. Динамичность – процесс прохождения эмоции определенных фаз (пример с эмоцией гнева по Т. Томашевски: накопление взрыв снятие напряжения «умирание»/ угасание).
7. Заразительность (контагиозность) – способность «заражаться» эмоциями и настроением при общении с кем-либо (паника, «дикое» веселье и т.д.).
8. Адаптивность – притупление эмоций при неоднократном предъявлении стимула («растворение любви», «выдыхание чувств»).
9. Перенос на другие объекты – свойство перенесения одного чувства/ эмоции на другие объекты/ предметы («любовь перенос на связанные с субъектом влюбленности вещи»).
10. Доминантность – доминирование более сильных эмоций над антагонистичными себе (например, глубокое горе исключает легкость, приподнятость настроения, переживание счастья).
11. Иррадиация – распространение эмоционального состояния (настроения) на все явления, которые воспринимается человеком («всепоглощающая радость», влюбленность, раздражение/ озлобленность).
12. Амбивалентность – одновременное сочетание положительных и отрицательных эмоций в отношении кого-либо (например, любовь и печаль).
13. Переключаемость – замена одной эмоции на другую («стыдится собственного счастья/ везения», «упование печалью»).
III. Фрустрационные эмоции
1. Обида - сложная эмоциональная реакция, сочетающая переживание жалости к себе, несправедливости с возможными мстительными тенденциями. По Э. Блейлеру первые проявления обиды можно пронаблюдать со второго полугодия младенческого возраста.
2. Разочарование – ответная эмоциональная реакция на несбывшиеся ожидания в виде неудовольствия, сожаления.
3. Досада – переплетение раздражения, злости (на причину препятствия) с переживанием неудовольствия.
4. Гнев часто отождествляется с такими синонимами, как «злой», «разъяренный», «сердитый», «негодующий», «выходящий из себя» и др. В психологическом плане связывается с ощущением несвободы и стеснения, т.к. чаще всего гнев вызывается состоянием фрустрации (это ситуации обвинения, критика, угрозы, упреки, установление границ и барьеров, обман, ультиматумы и др.)
Большое количество адреналина в крови приводит к повышению кровяного давления (человек в гневе «кипит от злости», «пылает гневом», становится «красным от гнева»), лицо краснеет, брови сдвигаются к переносице, ноздри расширяются, губы сжимаются в линию, зубы стискиваются, учащается дыхание, тело «натягивается» как струна, сжимаются кулаки. Замечается, что обрывается голос и человек доказывает что-то «с пеной у рта», переходит на крик.
Эволюционная роль гнева – это защитный механизм, мобилизация сил (уменьшает переживание страха, активизирует и придает энергии). L. Berkowitz рассматривает гнев как отрицательный аффект, а в сочетании с отвращением и презрением формирует стратегию враждебного отношения (по К. Изарду).
5. Исступление переживается как потеря контроля, зашкаливающее возбуждение (может проявляться в виде бессильного гнева на ситуацию препятствия).
6. Печаль сопровождается ощущением тяжести, связанной с утратой/ разлукой, несбывшимися ожиданиями. Движения печального человека медленные, неспешные, голова опущена; тихий голос, медленная речь, часто со вздохами (может сопровождаться плачем), опущенные уголки губ, «блеклое» лицо, тусклые глаза. Сильная печаль может переходить в депрессию(патологическая форма печали по З. Фрейду).
7. Уныние – гнетущееощущение безвыходности (безнадежность, прогноз малого успеха в задуманном), безысходности ситуации.
8. Одиночество, тоска, ностальгия. Одиночествосоотносится с состояниями отчужденности, изоляции, уединения (С. Вейс; И.С. Кон; О.В. Даничева; О.Н. Кузнецов; А.У. Хараш; В.И. Лебедев и др.). Как правило отмечается, что это тягостное эмоциональное переживание субъективного неблагополучия, связанное с неудовлетворенностью в социальной сфере (может включать социальную и эмоциональную изоляцию). Одинокому человеку могут быть присущи состояния отчаяния, беспомощности, скуки, ощущения недовольства собой, тревога, жалость к себе (несчастливость). Д. Янг описывает ряд причин, которые могут привести к хроническому одиночеству, среди которых неспособность к уединению, тревожность, коммуникативная некомпетентность (дефицит навыков и умений общения), высокий уровень страхов (особенно перед эмоциональной близостью; страх отвержения), замкнутость и недоверие к людям (разочарование). Сопутствующие одиночеству эмоции и состояния – это страх, печаль, депрессия, тоска. Под тоской понимается уныние, сочетающееся с грустью; ностальгия как особый вид тоски – это переживание неблагополучия в чужом социуме (тоска по Родине/ прошлому).
9. Горе – это глубокое переживание печали, связанное с утратой (смертью, разлукой), серьезной болезнью, потерей имущества. Стадиями переживания горя (по Дж. Боулби, В.Ф. Василюку) являются следующие:
§ первая фаза – нереальность происходящего, отрицание, шок, оглушенное состояние (до 4 дней);
§ вторая – тоска, двойственность переживаний (надежда на прежнюю ситуацию, «оживление» умершего), вера в чудо (5 – 12 дней);
§ третья фаза – отчаяние и депрессия, опустошенность, переживание вины (у скорбящего человека: переход умершего из времени настоящего в прошлое), стадия длится 6 – 7 недель;
§ четвертая – постепенное «возвращение к жизни», к прежней деятельности (в течении года).
Психологические переживания данного периода называют гореванием, скорбью.
IV. Коммуникативные эмоции
1. Веселье отождествляется с ликованием, беззаботностью, жизнерадостностью. Веселое настроение обычно выражается в двигательной активности, общем возбуждении.
2. Смущение приравнивается к застенчивости, смятению, неловкости и замешательству. Признаками смущения является покраснение лица («вогнать в краску»), улыбка, нервный смех. Социальное смущение (по К. Изарду) связано с беспокойством о производимом на других впечатлении (самая частая причина застенчивости: нахождение в центре внимания большой компании); личностное смущение - чувство дискомфорта от самого переживания.
Наблюдается двойственность проявления: желание быть в обществе (интерес) и страх перед ситуациями общения (социальная тревожность).
3. Стыд переживается как осознание неумелости, некомпетентности, несоответствия, связан с тревогой и огорчением (по К. Изарду). Часто наблюдается покраснение кожи лица, учащение пульса, прерывистое дыхание и т.д.
Е.П. Ильин определяет стыд как унизительное состояние, сильное смущение от неблаговидного поступка, ввиду критики или неправильности (неприличности) собственных действий/ мыслей. Человек испытывает желание «провалиться сквозь землю», «скрыться с глаз», ощущение беспомощности, «наготы».
В психологическом плане – это страх потери самоуважения и уважения других (особенно значимых людей). Д. Осьюбел полагает, что причина стыда – это внешнее осуждение (реальное/ вымышленное), в отличии от вины как самоосуждения («моральный стыд»).
Для преодоления стыда используются защитные механизмы подавления, отрицания и самоутверждения/ компенсации (по Б. Льюису).
4. Вина (угрызения совести) – оценочное отношение к своему поведению (поступкам), нравственное качество. Переживание связано с самообвинением, сожалением о случившемся, раскаянием, стыдом. И.А. Белик рассматривает вину как четырехкомпонентную структуру:
§ аффективный компонент (страдание, угнетенность, дисфория);
§ мыслительный (сожаление, раскаяние);
§ мотивационный (желание изменить ситуацию/ поведение);
§ психосоматический (головные боли, подташнивание, тяжесть на шее и т.д.).
Д. Васс анализирует несколько типов вины, где наряду с адаптивной формой, присутствуют дезадаптивные: вина выжившего, ненависти к себе, гиперответственности, отделения.
Такие личностные особенности, как самообвинение и внутренняя конфликтность провоцируют переживание вины, а на фоне частого и интенсивного «виноватого» состояния может развиваться депрессия; ощущение сверхответственности за события.
Вина служит моральным регулятором соблюдения общественных норм (например, страх перед наказанием).
5. Презрение связано с осознанием своего превосходства, преимущества, сочетаясь с враждебным отношением. Пренебрежение проявляется в сарказме (злая ирония, язвительность), надменности, ненависти; по Е.П. Ильину это социальное отвращение к личности. Характерными признаками может являться презрительная ухмылка, взгляд «сверху вниз», сжатые уголки губ.
Чувства
Чувства – это сложные, устойчивые, длительные, культурно обусловленные переживания человека. По Г. Штеррингу прочность образов и связанных с ними установок заключены в «ядре кристаллизации чувств», - представления с соответствующим эмоциональным состоянием, при их воспроизведении происходит воспроизводство всей гаммы связанных с ними переживаний).
Сложность чувств выражается в свойстве амбивалентности (лат. ambo – «оба» + valentis – «имеющий силу») – двойственности переживаний (противоположность по знаку, например при ревности можно испытывать одновременно любовь, счастье, радость и ненависть, разочарование, презрение к этому же человеку).
Чувства всегда предметны и конкретны, представлены в сознании, - например человек не в состоянии испытывать чувство любви, если отсутствует объект симпатии и привязанности (по А.Г. Маклакову: эмоции имеют ориентировочный характер, могут быть не до конца осознанными и ясными и связаны с бессознательным).
Чувства имеют иерархическую организацию - например, доминирующие чувства, организующие личностную направленность.
Чувства культурно обусловлены, тесно связаны с социальной сферой, а эмоции – с физиологическими (биологическими) процессами.
Классифицируя варианты проявления чувств в зависимости от направленности, можно выделить:
§ морально - нравственные чувства (переживание отношения к другим людям),
§ эстетические чувства (чувство прекрасного),
§ интеллектуальные чувства (связаны с удовлетворением потребностей в сфере познания),
§ практические чувства (возникают в деятельности).
К чувствам относят: симпатию – антипатию, привязанность, любовь, дружбу, враждебность, зависть, ревность, благодарность (чувство признательности), удовлетворенность, чувство собственного достоинства и гордости, счастье и др.
Заключение
В методической разработке по теме «Психология эмоций» рассматриваются характеристики эмоционально – чувственных переживаний. Кратко приведены основные теории эмоций, объясняющие их происхождение и сущность, среди которых эволюционная теория Ч. Дарвина, «ассоциативная» теория эмоций В. Вундта, «периферическая» теории У. Джемса - Г. Ланге, «таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда, биологическая теория эмоций П.К. Анохина, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно – физиологическая концепция С. Шехтера, информационная теория эмоций П. В. Симонова и модель дифференциальных эмоций К. Изарда.
Анализируются основные эмоциональные свойства и функции. Описываются базовые характеристики переживания удовлетворения и радости, эмоции ожидания и прогноза, а также фрустрационные, коммуникативные и интеллектуальные эмоции. Также разграничиваются понятия эмоции от чувства.
Обращается внимание на эмоционально – негативные состояния: стресс, тревогу, депрессию, аффект и фрустрацию.
Отдельно освещаются вопросы изучения эмоциональных переживаний: акцент сделан на психодиагностическое исследование эмоций.
Вопросы по изучаемой теме
1. Определение эмоций.
2. Основные психологические теории эмоций.
3. Функции эмоций.
4. Свойства эмоций.
5. Эмоциональные свойства человека.
6. Базовые характеристики эмоций.
7. Сущность эмоций ожидания и прогноза.
8. Характеристика фрустрационных эмоций.
9. Определение и основные черты коммуникативных эмоций.
10. Содержание и базовые особенности интеллектуальных эмоций (аффективно – когнитивных комплексов по Е.П. Ильину).
11. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.
12. Отличия эмоций и чувств.
13. Определение «чувства». Классификация видов чувств.
14. Стресс как психическое состояние. Стадии переживания стресса.
15. Переживание тревоги. Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности.
16. Характеристика переживания депрессии.
17. Характеристика основных особенностей аффекта.
18. Эмоциональное состояние фрустрации.
Тестовые задания «Эмоции и чувства»
Выберите один вариант правильного ответа.
1. НАИБОЛЕЕ РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ ПРИНАДЛЕЖАТ:
а) Ч. Дарвину;
б) Г. Ланге;
в) У. Джемсу;
г) Г. Селье;
д) В. Вундту.
2. «МЫ ПЕЧАЛИМСЯ ПОТОМУ, ЧТО ПЛАЧЕМ, БОИМСЯ ПОТОМУ, ЧТО ДРОЖИМ, РАДУЕМСЯ ПОТОМУ, ЧТО СМЕЁМСЯ». КАКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ:
а) теории Л. Фестингера;
б) теории У. Кэнона – Ф. Барда;
в) теория П.К. Анохина;
г) теории П.В. Симонова;
д) теории У. Джемса - Г. Ланге.
3. ФОРМУЛА Э = F[П, (ИП - ИC), ...] ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ В ТЕОРИИ:
а) теории Л. Фестингера;
б) теории У. Кэнона – Ф. Барда;
в) теория П.К. Анохина;
г) теории П.В. Симонова;
д) теории У. Джемса - Г. Ланге.
4. ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИИЯ НА ЗНАЧИМОЕ СОБЫТИЕ:
а) коммуникативная;
б) подкрепляющая;
в) функция оценки;
г) регулирующая;
д) предвосхищающая.
5. ВАЖНАЯ РОЛЬ В МЕХАНИЗМАХ НАУЧЕНИЯ, В УСВОЕНИИ НОВЫХ НАВЫКОВ – ЭТО ФУНКЦИЯ:
а) регуляторная;
б) подкрепляющая;
в) функция оценки;
г) коммуникативная;
д) организующая.
6. ЭМОЦИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПРИЛИВ СИЛ И ПОДЪЕМ:
а) стеннческие эмоции;
б) астенические;
в) отрицательные;
г) мотивирующие;
д) положительные.
7. ЭМОЦИИ, ПОНИЖАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:
а) стенические эмоции;
б) негативные;
в) астенические;
г) отрицательные;
д) положительные.
8. КРАТКОВРЕМЕННЫ И ОБРАТИМЫ:
а) эмоциональные реакции;
б) эмоциональные состояния;
в) чувства;
г) эмоция веселья;
д) эмоциональные свойства.
9. МОГУТ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫМИ И УСТОЙЧИВЫМИ, НО, ПРИ ЭТОМ ОБРАТИМЫ (МОГУТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ, НО, В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ПРИ НИХ МОЖЕТ И НЕ ОТМЕЧАТЬСЯ ЯВНОЙ СВЯЗИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ); ЭТО –
а) эмоциональные реакции;
б) состояние тревоги;
в) эмоциональные состояния;
г) биологический стресс;
д) эмоциональные свойства.
10. НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА:
а) чувства;
б) эмоциональные реакции;
в) мотивы и потребности;
г) эмоциональные состояния;
д) эмоциональные свойства.
11. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ КОЛЕБАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНУСА, БЫСТРУЮ СМЕНУ ЭМОЦИЙ И НАСТРОЕНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) возбудимостью;
б) лабильностью;
в) реактивностью;
г) интенсивностью;
д) сенситивностью.
12. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО, ОТРАЖАЮЩЕЕ СКОРОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) реактивностью;
б) лабильностью;
в) переключаемостью;
г) возбудимостью;
д) проводимостью.
13. ПО Е.П. ИЛЬИНУ К ФРУСТРАЦИОННОЙ ЭМОЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ:
а) смущение;
б) сомнения;
в) горе;
г) страх;
д) волнение.
14. КОММУНИКАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ ПО Е.П. ИЛЬИНУ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) удовлетворение;
б) вина;
в) радость;
г) интерес;
д) удивление.
15. К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ ПО Е.П. ИЛЬИНУ:
а) разочарование;
б) интерес;
в) ностальгию;
г) обиду;
д) презрение.
16. ЧУВСТВО - ЭТО:
а) способность индивида испытывать сильные эмоции;
б) сложное когнитивное состояние;
в) эмоциональное переживание, имеющее ярко выраженный предметный характер;
г) то же, что и эмоции;
д) тип реагирования на конфликтную стрессовую ситуацию.
17. ЧУВСТВА:
а) так же устойчивы, как и эмоции;
б) менее устойчивы, чем эмоции;
в) одинаково интенсивны как и эмоции;
г) более устойчивы, в отличие от эмоций;
д) менее интенсивны, чем эмоции.
18. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРЕКРАСНОМУ ОТРАЖАЕТСЯ:
а) в моральных чувствах;
б) интеллектуальных;
в) практических;
г) эстетических;
д) нравственных чувствах.
19. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ, УСТОЙЧИВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, УМЕРЕННОЙ ИЛИ СЛАБОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ, ПРИДАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОКРАСКУ ВСЕМ ДРУГИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ:
а) настроение;
б) удивление;
в) фрустрация;
г) тревога;
д) стресс.
20. НАИБОЛЕЕ МОЩНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:
а) стресс;
б) чувство;
в) настроение;
г) страсть;
д) аффект.
21. СИЛЬНОЕ, СТОЙКОЕ, ДЛИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ЗАХВАТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛИКОМ И ВЛАДЕЕТ ИМ:
а) чувство;
б) настроение;
в) аффект;
г) любовь;
д) страсть.
22. СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЗНАЧИМОЙ ЦЕЛИ ВОЗНИКАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ:
а) фрустрация;
б) депривация;
в) сублимация;
г) стресс;
д) тревога.
23. ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ТОСКИ И ПЕЧАЛИ МОЖНО ОТНЕСТИ К:
а) эмоциональной реакции тревоги;
б) переживанию горя;
в) когнитивным симптомам депрессии;
г) аффективным симптомам депрессии;
д) физиологическим симптомам депрессии.
24. НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ, САМОКРИТИКА – ЭТО:
а) аффективные симптомы депрессии;
б) показатели низкой самооценки;
в) когнитивным симптомам депрессии;
г) неуверенность в себе;
д) физиологические симптомы депрессии.
25. НАРУШЕНИЯ СНА, ПЛОХОЙ АППЕТИТ, УТОМЛЕНИЕ, ВЯЛОСТЬ – ЭТО:
а) аффективные симптомы депрессии;
б) показатели переживания чувства одиночества;
в) когнитивным симптомам депрессии;
г) симптомы расстройства ЖКТ;
д) физиологические симптомы депрессии.
26. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОТВЕТ НА РАЗНООБРАЗНЫЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) депрессия;
б) стресс;
в) фрустрация;
г) тревога;
д) аффект.
27. ТРЕВОГА – ЭТО:
а) реакция на неожиданно возникшее препятствие;
б) форма стресса;
в) адаптация к фрустрации;
г) реакция на неопределенность ситуации;
д) форма внутреннего конфликта.
28. ФОБИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК:
а) страх при непосредственной угрозе жизни;
б) иррациональный неконтролируемый страх;
в) боязнь принятия рискованных решений;
г) страх в определенных ситуациях при отсутствии реальной угрозы;
д) боязнь оказаться несостоятельным при высоком уровне притязаний.
29. ЭМПАТИЯ - ЭТО:
а) предрасположенность, симпатия;
б) способность к сочувствию и сопереживанию;
в) склонность к повышенному настроению;
г) склонность испытывать чувство вины;
д) потребность в эмоциональной поддержке со стороны окружающих людей.
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»
Правильные ответы к тесту «Эмоции и чувства» | ||
1. а | 11. б | 21. д |
2. д | 12. а | 22. а |
3. г | 13. в | 23. г |
4. в | 14. б | 24. в |
5. г | 15. б | 25. д |
6. а | 16. в | 26. б |
7. в | 17. г | 27. г |
8. а | 18. г | 28. б |
9. в | 19. а | 29. б |
10. д | 20. д |
Список рекомендуемой литературы
1. Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2009. - 816 с.
2. Василюк В. Ф. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Издательство Московского университета,, 1984. - 200 с.
3. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»)
4. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофиз. исслед. - М.: Мир, 1966. – 672 с.
5. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с.
7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
8. Куликов В.Н., Ковалев А.Г. Эмоции и чувства в жизни человека. -Иваново, 1997. - 236 с.
9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
10. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
12. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
Приложение
«Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».
Текст опросника
1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
4.Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.
5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6.Больному человеку можно помочь даже словом.
7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8.Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9.Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11.Я равнодушен к критике в мой адрес.
12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14.Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16.Родители относятся к своим детям справедливо.
17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18.Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22.В детстве я приводил домой кошек и собак.
23.Все люди необоснованно озлобленны.
24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27.Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.
31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33.Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Подсчет результатов
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних