Б. Число и расположение пальцев
В. Способ гнездования
1) открытогнездящиеся
2) дуплогнездники
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
С помощью своего клюва дятлы долбят кору. Он крепкий и тонкий. Лапы цепкие, чтобы держатся на дереве. Свои гнезда дятлы обычно строят в дуплах.
Ответ: 322.
Ответ: 322
6.На Руси липа всегда считалась ценным деревом. Из неё изготавливают расписную хохломскую посуду и матрёшек (А), а в старые времена и обувь (Б). Запишите части растения, которые используют в каждом случае.
A | Б |
Пояснение.
Ответ: А — древесина, Б — луб.
Древесина и луб липы соответствуют проводящих тканям растения - ксилеме и флоэме. При этом древесина обладает прочностью, поэтому их используют для изготовления игрушек, посуды и мебели. Луб липы более эластичной, поэтому из него делали лапти.
Ответ: древесина&дуб
7.
Школьники рассматривали под микроскопом срез листа подорожника и сделали рисунок клетки. Какой клеточный органоид они обозначили буквой А?
Пояснение.
Хлоропласты являются важнейшим органоидом кллеток растений. В них происходит процесс фотосинтеза.
Также в клетке можно отличить крупные вакуоли, ядро с ядрышком и цитоплазму.
Ответ: хлоропласты.
Ответ: хлоропласты
8.Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные слова из предложенного списка.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима вода, которую растение получает из почвы с помощью __________(А). Вода с минеральными солями поступает вверх к листьям. В хлоропластах листа из __________(Б) и воды синтезируется __________(В).
Список слов:
1) стебель
2) корень
3) кислород
4) углекислый газ
5) глюкоза
6) минеральная соль
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
В данном задании описывается процессы фотосинтеза. То есть образование органических веществ из воды и углекислого газа под действием света. Основным путем получения воды для растения является его корневая система, обеспечивающая ток воды с минеральными веществами из почвы. Благодаря химической реакции в хлоропласте из исходных воды и углекислого газа, образовывается основное питательное вещество — глюкоза.
Ответ: 245.
Ответ: 245
9.Используя таблицу «Химический состав растений», ответьте на вопросы.
Какое растение содержит больше всего белков?
Какое растение наиболее калорийное?
Какие растения имеют одинаковое содержание жиров?
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно сравнить значения третьего столбца «Белки». Наибольший показатель соответствует брюссельской капусте. Следовательно, в ответе пишем «соя». Для остальных вопросов действуем по аналогичной схеме.
Ответ: брюссельская капуста; морская капуста; цветная капуста и брюссельская капуста.
10.Ниже приведены рисунки растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой картинкой название соответствующего растения.
Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений
Подземные части растений | Содержание веществ, в % | ||
Сахар | Крахмал | Витамин А | |
Морковь | 1,4 | 0,018 | |
Свёкла | 1,7 | 0,010 | |
Редис | 1,9 | 1,6 | 0,004 |
Картофель | 1,3 | 29,4 | 0,003 |
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание нужно внимательно посмотреть на рисунки и вспомнить основные отличительные особенности каждого растения. У свеклы округлый красный корнеплод. Редис похож на свёклу, однако корнеплоды меньше по размеру и на конце имеют белую окраску. Морковь имееь вытянутый корнеплод. Для картофеля характерны съедобные клубни.
Ответ: А — свёкла, Б — редис, В — морковь, Г — картофель.
Ответ: свёкла&редис&морковь&картофель
11.Из этих животных производят различные продукты питания и изделия. Под каждым из приведённых ниже изображений подпишите соответствующее животное, которое используют для их изготовления.
A | Б | В |
Пояснение.
Для выполнения этого задания нужно определить, что изображено на рисунках. А. Черепаховый суп. Б. Шуба из меха кролика В. Сумка из кожи крокодила.
Ответ: А — черепаха, Б — кролик, В — крокодил.
Ответ: черепаха&кролик&крокодил
12.Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Киви населяет густые сырые леса Новой Зеландии. (2) Высота 55 см, масса до 3,5 кг. (3) Крылья практически отсутствуют, их остатки скрыты в волосовидном оперении. (4) Ноги короткие и широко расставлены, так что киви передвигается как заводная игрушка. (5) Клюв длинный, ноздри смещены к концу; питаются киви в основном земляными червями, находя добычу с помощью обоняния. (6) Самка обычно откладывает одно огромное (до 500 г) яйцо в плоское гнездо; насиживает яйцо самец.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод, что киви относят к классу Птиц? Запишите номера выбранных предложений.
Пояснение.
Для выполнения данного задания нужно внимательно прочитать текст. В предложении 3 написано, что крылья у киви, как и у всех птиц есть, но они редуцированы. Есть клюв, что упоминается в 5-м предложении. В 6-м описан процесс откладывания яиц.
Ответ: 356.
Ответ: 356
13.Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.
Сделайте описание белой кувшинки по следующему плану.
А) В сравнении с водорослями: наличие/отсутствие органов растения
Б) Кувшинка относится к группе высших или низших растений?
В) Местообитание растения
Пояснение.
Белая кувшинка относится к высшим растениям. Это значит, что у нее есть органы и ткани. При этом кувшинка произрастает в водной среде вместе с водорослями.
Ответ:Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
A) ecть opганы;
Б) к высшим растениям;
В) пресноводные водоёмы (озеро, пруд, река с медленным течением).
Вариант 11
1.Рассмотрите изображение.
Подпишите на рисунке оболочку, жгутик, ворсинки и нуклеиновую кислоту клетки бактерии.
Пояснение.
Ответ: ученик правильно отметил оболочку, жгутик, ворсники и нуклеиновую кислоту.
Тело бактерий часто покрыто плотной оболочкой, на ее поверхности могут быть ворсинки и органоид передвижения - жгутик. Генетический материал представлен в виде кольцевой молекулы нуклеиновой кислоты.
2.В какой из частей клетки лишайника: водоросли, гифы грибницы, слоевище образуются споры?
Пояснение.
Только грибы в составе лишайника могут образовывать споры. Это способ их размножения.
Ответ:Гифы грибницы.
Ответ: гифы грибницы
3.В приведённом далее перечне указаны части тела насекомого. Выпишите термин, который выпадает из общего ряда и выполняет функцию органа чувств. Объясните свой выбор.
Голова, усики, грудь, брюшко.
Пояснение.
Усики, это органы, расположенные на голове.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
4. Зимой на голых веточках липы заметны чёрные плоды — орешки. Висят орешки небольшими гроздьями, у каждой грозди по крылышку. Ветер подул, оторвал несколько гроздей вместе с крылышками, закружил и уронил одну рядом с деревом, другую — подальше. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Цветение, развитие, расселение, плодоношение.
Пояснение.
Расселение — распространение организма по территории. Это может происходить благодаря разненесению плодов ветром. Цветение — появление генеративных органов (цветов) у растения. Развитие — видоизменение организма и его функций в течение жизненного цикла. Плодоношение — превращение завязи цветка в плод.
Ответ: расселение.
Ответ: расселение
5.
Опишите лист льна по следующему Плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В |
Пояснение.
Лист льна является сидячим, так как не имеет черешка, листовая пластинка сразу охватывает стебель. Жилкование перисто-сетчатое, так как боковые жилки отходят от главной жилки по всей ее длине. Форма ланцетовидная. Для того, чтобы правильно выполнить данное задание надо внимательно посмотреть на рисунок листа льна и сравнить его с картинками.
Ответ: 246.
Ответ: 246
6. Ромашка богата веществами, имеющими противогрибковое и антибактериальное действие. Поэтому из неё выделяют эфирные масла для косметических средств (А) и готовят чай и отвары (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
A | Б |
Пояснение.
Для изготовления косметических средств часто используют отвары из побегов и цветов ромашки. Цветы ромачки также используют для приготовления ароматного чая.
Ответ: А — побеги и цветы, Б — цветы.
Ответ: побеги и цветы&цветы
7.
Ученик рассматривал под микроскопом препарат стебля ромашки и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
Пояснение.
В растительных клетках ядро обычно занимает место на периферии и имеет темную окраску и средний размер. Центральное положение занимает вакуоль. Более мелкие органеллы (органоиды) — хлоропласты. Жидкое вещество, в которое погружены все органеллы (органоиды) — цитоплазма.
Ответ: ядро.
Ответ: ядро
8. Вставьте в текст «Амёба обыкновенная» пропущенные слова из предложенного списка.
АМЁБА ОБЫКНОВЕННАЯ
Амёба протей, или обыкновенная амёба, обитает на дне небольших пресных водоёмов: в прудах, старых лужах. Амёба не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной __________(А). Передвигается амёба с помощью выростов тела __________(Б). Питается амёба бактериями, одноклеточными животными и __________(В).
Список слов:
1) водоросли
2) оболочка
3) ложноножки
4) органоиды
5) реснички
6) жгутик
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
В отличие от растительной клетки амеба не имеет твердой оболочки. Благодаря этому факту амебы может передвигаться за счет образования специальных вростов. Эти выросты называются ложноножками или псевдоподиями. Питается амеба организмами меньше себя, которыми могут быть бактерии, другии одноклеточные и водоросли.
Ответ: 231.
Ответ: 231
9. Используя таблицу «Количество птиц в гнёздах и размеры гнёзд», ответьте на вопросы.
Количество птиц в гнёздах и размеры гнёзд
Вид птиц | Число птенцов | Размер гнезда в м | ||
Ширина | Глубина | Высота | ||
Гуси | 0,4 | 0,5 | 0,45 | |
Утки | 3—4 | 0,3 | 0,4 | 0,4 |
Индейки | 4—7 | 0,4 | 0,65 | 0,6 |
Куры | 5—6 | 0,3 | 0,35 | 0,3 |
В гнезде какого вида птиц наибольшее число птенцов?
У какой домашней птицы все размеры гнезда одинаковы?
У какой птицы глубина и высота гнезда равные?
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание, нужно сравнить значения второго столбца «Число птенцов». Наибольший показатель соответствует индейке и курице. Для остальных вопросов действуем по аналогичной схеме.
Ответ: индейки, куры; куры; утки.
10. Используя таблицу «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон», ответьте на вопросы.
Ниже приведены изображения растений, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего растения.
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Для выполнения этого задания нужно вспомнить отличительные особенности каждого из растений. Например, плод коробочка у хлопчатника.
Ответ: A — xлопчатник, Б — конопля, В — рами, T — лён.
Ответ: хлопчатник&конопля&рами&лён
11. Эти растения используются человеком. Под каждым из приведённых ниже примеров подпишите название соответствующего растения, которое имеет практическое значение для человека.
A | Б | В |
Пояснение.
Чтобы выполнить это задание нужно понять, что изображено на картинках. На рисунке А. Пюре. Это блюдо можно готовить из картофеля и гороха. Б. Тарелка риса. В. Растительное масло. Одна из разновидностей масла — это кукурузное масло.
Ответ: А — горох или картофель, Б — рис, В — кукуруза.
Ответ: горох&рис&кукуруза
12. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Лягушка-бык — один из самых крупных видов в семействе настоящие лягушки. (2)Спина окрашена в оливково-бурый цвет с тёмно-бурыми разводами. (3)Обитает в пресных водоёмах центра и юго-востока Северной Америки, как в субтропических регионах дельты Миссисипи, так и в более северных канадских областях с суровыми, морозными зимами. (4)В рацион входят беспозвоночные, мальки и мелкие рыбки, лягушки, небольшие млекопитающие. (5)Для привлечения самок самцы издают очень громкие позывные звуки, напоминающие мычание. (6)Развитие головастиков занимает около 2 лет.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лягушка-бык относится к группе земноводных животных? Запишите номера выбранных предложений.
Пояснение.
Для выполнения этого задания нужно внимательно прочитать текст. В первом предложении упоминается семейство настоящих лягушек, которое в свою очередь относится к отряду земноводных. В 3-м предложении описываются места обитания дживотного. На основе это можно сделать вывод, что среда обитания водная. В 6-м предложении мы узнаем, что присутсвует стадия головастика. Эта стадия характерна для земноводных.
Ответ: 136.
Ответ: 136
13. Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Заяц-русак относится к крупным зайцам: длина тела 57—68 см; масса 4—6 кг, редко — до 7 кг. (2) Шерсть русака блестящая, шелковистая, заметно извитая. (3)Летняя окраска бывает охристо-серая, бурая, коричневая, охристо-рыжая или оливковобурая, разных оттенков. (4)Бока окрашены светлее спины; живот белый, без ряби. (5)Задние конечности длинные, но лапы короткие и узкие, поскольку русак обитает в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый. (6)Зимний мех немногим светлее летнего; голова, кончики ушей и передняя часть спины и зимой остаются тёмными.
Сделайте описание зайца-беляка последующему плану.
А) В сравнении с зайцем-русаком: крупнее/мельче
Б) Покров тела:
В) Какие приспособления у зайца к жизни в снегу? (Приведите не менее двух примеров.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана:
А) мельче
Б) мех густой и длинный, цвет белый;
В) длинные лапы, чтобы быстро бегать; белоснежный мех, чтобы маскироваться; плотная шерсть, чтобы не мёрзнуть и т. п.
По сравнению с зайцем русаком заяц-беляк мельче по размеру. Вся его наружность приспособлена для жизни в снегу: белый, длинный, плотный мех и сильные лапы для передвижения в сугробах.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Вариант 12
1.Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба.
Пояснение.
2.На какой из частей тела: голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности, хвострасполагаются органы, отвечающие за передвижение птиц в воздушном пространстве?
Пояснение.
За передвижение в воздушном пространстве отвечают крылья. Они расположены на туловище.
Ответ: Туловище.
Ответ: туловище
3.В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, составляют понятие «побег». Выпишите тот орган растения, который «выпадает» из общего ряда и не является частью побега. Объясните свой выбор.
Стебель, лист, корень, почки.
Пояснение.
«Выпадающая» из логического ряда часть растения — корень. Побег — стебель с расположенными на нём листьями и почками. Корень — подземная часть растения.
Ответ: корень.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
4.Огурцы — овощное высокорослое растение, с которого через 40 дней с момента появления всходов можно сорвать первые плоды. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение, движение.
Пояснение.
Плодоношение — появление у растения плодов. Плод образуется из завязи цветка (генеративного органа). Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Питание — процесс поглощение питательных веществ. Рост — увеличение организма в размере. Движение — перемещение в пространстве.
Ответ: плодоношение.
Ответ: плодоношение
5.Опишите лист вишни по следующему плану: тип листа; жилкование листа; край листа. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
Опишите лист клёна по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
В. Край листа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
Лист дуба черешковый c пильчатым краем. Жилкование перисто-сетчатое, так как боковые жилки отходят от главной жилки по всей ее длине.
Ответ: 143.
Ответ: 143
6.Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
A | Б |
Пояснение.
Оливкое масло — одно из ценнейших раститтельных масел. Оно обладает множеством полезных свойств. Его выжимают из плодов и иногда из листьев. Сами оливки также употребляют в пищу из-за их вкуса.
Ответ: А — плоды или листья и плоды, Б — плоды.
Ответ: плоды|листья и плоды&плоды
7.
Ученик рассматривал под микроскопом клеточное строение листьев различных растений и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки листа он обозначил буквой В?
Пояснение.
Цитоплазма — жидкое содержимое клетки, в которое погружены все органоиды. Также в клетке можно отличить крупные прозрачные вакуоли, ядро с ядрышком и хлоропласты.
Ответ: цитоплазма.
Ответ: цитоплазма
8.Вставьте в текст «Размножение» пропущенные слова из предложенного списка.
РАЗМНОЖЕНИЕ
Различают две формы размножения живых организмов.________(А) размножение — древнейшая форма размножения.Из __________ (Б) клеток или частей тела развиваются новые организмы. Новые организмы имеют признаки ________(B) родительского организма. Таким способом могут размножаться растения, животные, грибы и бактерии.
Список слов:
1) половое
2) oдин
3) бесполое
4) отцовские
5) материнские
6) два
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ:
A | Б | В |
Пояснение.
Половое и бесполое размножение — 2 основных типа размножения. В первом случае сливаются клетки родительских организмов. В таком случае дочерняя особь наследуют признаки обоих. При бесполом организм происходит от кого-то одного.
Ответ: 352.
Ответ: 352
9.Используя таблицу «Химический состав семян злаковых и бобовых», ответьте на вопросы.