Общая характеристика процессов ощущения и восприятия
Существует множество теорий восприятия, в рамках которых даются самые разные его определения. Восприятие – это процесс порождения образов, возникающие при воздействии стимулов на органы чувств. Достоинства этого определения состоят в том, что в нем содержатся указания на наиболее существенные характеристики восприятия, которые есть в составе каждого частного определения. Их три – восприятие это прежде всего определенный процесс определения образа, указывается на основной продукт этого процесса – это образ восприятия, и третья характеристика в определении указывается основное условие восприятия – воздействие стимулов на органы чувств. Недостаток определения – вытекает из основного достоинства, это определение по сравнению с частным не конкретное, обтекаемое и требует дополнительных разъяснений. Разъяснить следует о конкретном содержании процесса восприятия, а так же не понятно, что такое образ восприятия, требует специального разъяснения, что такое стимул восприятия.
Общая характеристика процесса восприятия. Можно разделить на 2 большие группы по подходам описания процесса восприятия и эти подходы мы обозначим определенными терминами:
1. Объектно-ориентированный подход к описанию процессов
2. Субъектно-ориентированный подход к описанию процессов
Подходы различаются по двум критериям: во всех теориях восприятия предполагается что процесс восприятия – это конечно же процесс восприятия субъекта с окружающим миром.
Основополагающая роль принадлежит объектам окружающего мира, которые воздействуют на органы чувств, а роль субъекта практически не рассматривается. Роль объекта рассматривается, как важнейшая детерминанта.
В процессе восприятия важнейшую роль играет субъектная детерминанта.
В качестве примера покажем роль субъектных детерминант – описание феномена, кот наблюдается в ситуации «вечеринка с коктейлем». Первый Уильям Джеймс обнаружил этот феномен. Первое что слышит человек который попадает на вечеринку, это гул голосов, он начинает прислушиваться и ясно и отчетливо воспринимать речь оратора, и его может вдруг заинтересовать о чем говорят в соседнем кружке, и он перестает воспринимать речь оратора, хотя она произносится, но никакого восприятия не происходит… Т.е., определенное воздействие на органы чувств человека может происходить, но никакого восприятия не будет. И восприятие этого воздействия будет определяться главным образом субъектными детерминантами, не хочу слушать, но надо и от которых зависит направленность его внимания.
Второй пример демонстрирует влияние установок человека на процессы восприятия – заимствованы из работ отеч. Психолога А.А.Бодалев (был деканом факультета) и пример посвящен изучению особенностей восприятия человека человеком. Результаты одного известного эксперимента – двум группам предъявлялась фотография и одной группе говорили, что перед вами фотография преступника, а второй группе говорили, что это герой. Описание в итоге человека оказывалось очень разным в разных группах.
И третий пример – Ричард Грегори, написал «Разумный глаз», и пример представляет описание одного реального исторического факта восприятия астрономами планеты Сатурн, так вот эту планету долго воспринимали как шар окруженный некими ореолами, которые находятся во фронтальной плоскости и которые меняются во времени. Так продолжалось, пока один из астрономов вдруг не понял, сто Сатурн окружает кольцо!!!! И когда он это понял, то сразу же и увидел что сатурн окружают не ореолы а одно и тоже кольцо, с меняющимися в разные периоды наблюдения угол наклона по отношению к фронтальной плоскости. С этого момента другие астрономы стали воспринимать по-другому. Знания людей или не знание людей оказывало на восприятие планеты.
Второй критерий различения касается характеристики основного содержания процесса восприятия. Объектно-ориентированный подход.Основное содержание рассматривается как непосредственное чувственное отражение – отражение физических воздействий объективно-существующего окружающего мира на органы чувств. При этом термин отражение указывает на существование определенного соответствия между объективными свойствами воздействия и субъективными свойствами образов восприятия этих воздействий.
Процесс непосредственного чувственного отражения
ример: звуковая волна имеет определенную частоту и амплитуду и чем больше частота, тем выше звук, и амплитуда – это громкость звука. Так вот отражение это и есть подобие.
Пример: держу в руке мел и образ мела содержит в себе знания об этом предмете, им можно писать, он мягкий (образ восприятия). Как образы восприятия приобретают познавательное содержание – это самый основной вопрос.
Леонтьев А.Н., когда мы знакомились с основной образующей сознания – это чувственная ткань сознания – это с одной стороны это то, что возникает в сознание человека в результате воздействия окружающего мира на органы чувств, и функция чувственной ткани, она придает реальность сознательной картине мира. Чувственная ткань это то, в чем представлена сознательная картина мира человека. А картина возникает при определенной процедуре присвоения значений.
Критерий Объектно-ориентированный (стимульно-ориентированный или восходящий процесс) Субъективно-ориентированный (конструктивистский, образ создается при участии самого человека или нисходящий процесс)
Детерминанты процессов восприятия Внешне детерминированный процесс Внутренне детерминированный процесс, активность идет от субъекта
Содержание процессов восприятия Непосредственно чувственное отражение, воздействие окружающего мира на органы чувств Представление знаний субъекта об окружающем мире в образы его восприятия
Ощущение можно рассмотреть как частный случай восприятия. Три основных особенности:
Ощущение это тоже процесс порождения образов, но в отличии от восприятия ощущение, рассматривается как объектно-ориентированный процесс, как процесс непосредственного чувственного отражения, который детерминирован воздействием окружающего мира на органы чувств.
Ощущение – это процесс порождения образов, но образам ощущения психологи приписывают лишь одно свойство – сенсорное качество.
Процесс ощущения возникает при условии воздействия стимулов на органы чувств.
Определение ощущения – это процесс непосредственного чувственного отражения, воздействие стимулов на органы чувств, в виде отдельных сенсорных качеств.