Палеонтологические доказательства

1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).

2) Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов) - реликтовые доказательства):

кистеперая рыба латимерия – земноводных от рыб;

стегоцефал – пресмыкающихся от земноводных;

археоптерикс – птиц от пресмыкающихся.

Ответ: 124

К основным доказательствам эволюции относят:

1. Сходный химический состав клеток всех живых организмов.

2. Цитологические доказательства эволюции: общий план строения клеток всех живых организмов.

3. Универсальность генетического кода.

4. Единые принципы хранения, реализации и передачи генетической информации.

5. Эмбриологические доказательства эволюции.

6. Морфологические доказательства эволюции (сравнительно-анатомические).

7. Палеонтологические доказательства эволюции.

8. Биогеографические доказательства эволюции.

9. Паразитологические доказательства эволюции.

16.Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

ПРИМЕР   СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток   1) географическое 2) эко­ло­ги­че­ское

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

1) гео­гра­фи­че­ское: рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оле­де­не­ни­ем; фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лист­вен­ни­цы си­бир­ской на во­сток;

2) эко­ло­ги­че­ское: оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой

глу­би­не озера; оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного дроз­да в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка; об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции

Примечание.

Географическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида путем гео­гра­фи­че­ской изо­ля­ции по­пу­ля­ции при рас­се­ле­нии или рас­па­де­нии ареала.

Экологическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида путем осво­е­ния по­пу­ля­ци­ей но­во­го места оби­та­ния в пре­де­лах сво­е­го аре­а­ла или в ре­зуль­та­те возникновения раз­ли­чий в об­ра­зе жизни.

Ответ:22121

17.Выберите организмы, от­но­ся­щи­е­ся к редуцентам.

1) бак­те­рии гниения

2) грибы

3) клу­бень­ко­вые бактерии

4) прес­но­вод­ные рачки

5) бактерии-сапрофиты

6) май­ские жуки

Пояснение.

Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения:

бак­те­рии гни­е­ния, грибы, бак­те­рии-са­про­фи­ты

Клубеньковые бактерии по типу питания являются хемотрофами. Это разновидность автотрофного питания, в ходе которого вместо солнечной энергии используется энергия химических связей различных веществ. Азотфиксирующие бактерии относятся к таким организмам. Они окисляют некоторые неорганические соединения, при этом обеспечивая себя необходимым количеством энергии. Это взаимовыгодный симбиоз бактерий и растений. Бактерии усваивают атмосферный азот и обеспечивают им растения в доступной форме, а растения взамен снабжают их питательными веществами. Клубеньковые бактерии имеются у 10% растений, входящих в сем. бобовых.

18.Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе — (1) продуценты либо (2) консументы:

А) включает растения, некоторые бактерии

Б) поглощает готовые органические вещества

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии — животная и растительная пища

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Продуценты — это автотрофные организмы, которые образуют органические вещества из неорганических.

Консументы — это гетеротрофы, употребляют готовые органические вещества.

Ответ:121212

19.Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) образование триплоидной клетки

3) прорастание пыльцевой трубки

4) формирование семени из семязачатка

5) образование генеративной и вегетативной клеток

Пояснение.

Необходимо установить последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы: об­ра­зо­ва­ние ге­не­ра­тив­ной и ве­ге­та­тив­ной кле­ток → про­рас­та­ние пыль­це­вой труб­ки → про­ник­но­ве­ние спер­ми­ев в за­ро­ды­ше­вый мешок → об­ра­зо­ва­ние три­п­ло­ид­ной клет­ки → фор­ми­ро­ва­ние се­ме­ни из се­мя­за­чат­ка

20.Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дендрит 2) аксон 3) серое вещество 4) чувствительный нейрон
5) вставочный нейрон 6) двигательный нейрон 7) сократимость 8) проводимость
A Б В Г
       

Пояснение.

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ВСТАВОЧНЫЕ НЕЙРОНЫ (В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ПРОВОДИМОСТЬ (Г).

21.Изучите таблицу 1 «Химический состав ламинарии сахаристой». И выберите верные утверждения.

Палеонтологические доказательства - student2.ru

1) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка йода.

2) 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода.

3) Употребление в пищу ламинарии является профилактикой анемии.

4) В ламинарии нет необходимых организму макроэлементов.

5) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка меди.

Пояснение.

Правильный ответ

1) Для восполнения недостатка йода рекомендуют употреблять ламинарию.

2) 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода. Для того чтобы это высчитать необходимо 0,25/0,15= 1, 67

Неверные ответы:

3) Анемия или малокровие — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов. Основным средством в профилактике анемии является сбалансированное и богатое витаминами питание. Рацион здорового человека должен содержать примерно 8 мг железа

- т.е. чтобы использовать ламинарию в качестве профилактики анемии необходимо было бы употреблять 1,5 кг ламинарии в день

4) К макроэлементам относятся: фосфор; кальций; магний; хлор; натрий; калий; сера. Эти элементы все есть в ламинарии, но следует уточнить, что в не достаточной количестве (нет суточной нормы). Из макроэлементов в ламинарии нет (не указаны в таблице) биогенных элементов: азот, кислород, водород, углерод.

5) «Ла­ми­на­рию ре­ко­мен­ду­ют упо­треб­лять для вос­пол­не­ния не­до­стат­ка меди». На этот вопрос нельзя ответить, используя данную таблицу, т.к. медь в ней не представлена.

22.Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.

Пояснение.

1) Фотосинтез обеспечил накопление кислорода в атмосфере, что способствовало формированию озонового слоя, задерживающего ультрафиолетовое излучение.

2) Фотосинтез обеспечил постоянный состав атмосферы и выход высокоорганизованных форм живой материи на сушу.

23. Палеонтологические доказательства - student2.ru Определите по рисунку тип и класс изображённого животного. По каким признакам это можно сделать? В чём особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.

Пояснение.

1) Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

2) признаки — 4 пары ходильных ног, маленькая головогрудь, большое нечленистое брюшко.

3) По способу питания паук — хищник, пищеварение внеорганизменное (внекишечное)

24.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.

Пояснение.

1. Мочевыделительная система человека содержит почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. надпочечники— эндокринная система

3. В почки по сосудам поступает кровь, содержащие конечные продукты обмена веществ. (и лимфа — убрать)

4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в нефронах.

25.В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев

26.Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью;

2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара);

3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды (окраска, форма тела, строение плавников и т. д.).

27.Спорофит па­по­рот­ни­ка ор­ля­ка имеет 52 хромосомы. Сколь­ко хро­мо­сом у него в клет­ках спорангия, в зре­лых спо­рах и в клет­ках заростка? Какое де­ле­ние при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию этих клеток? Из каких кле­ток они образуются?

Пояснение.

1) Клет­ки спо­ран­гия – образуются из клет­ок листа (или, клеток вайи), они об­ра­зу­ют­ся митозом, в них 52 хромосомы.

2) Зре­лые споры об­ра­зу­ют­ся мей­о­зом из клеток спорангия – в них 26 хромосом.

3) За­ро­сток об­ра­зу­ет­ся путём де­ле­ния ми­то­зом при про­рас­та­нии споры, в нём 26 хромосом.

28.Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?

Пояснение.

1) Гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­ме ли­ней­но.

2) Гены одной хро­мо­со­мы об­ра­зу­ют груп­пу сцеп­ле­ния, и по­это­му они на­сле­ду­ют­ся вме­сте.

3) Число групп сцеп­ле­ния равно га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру хро­мо­сом.

4) На­ру­ше­ние сцеп­ле­ния генов про­ис­хо­дит в про­цес­се крос­син­го­ве­ра, ча­сто­та ко­то­ро­го за­ви­сит от рас­сто­я­ния между ге­на­ми — чем боль­ше рас­сто­я­ние между ге­на­ми, тем боль­ше ча­сто­та крос­син­го­ве­ра.

Вариант № 1855444

1.Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Палеонтологические доказательства - student2.ru

Пояснение.

Типичное семя состоит из покровов (кожуры), зародыша и питательной ткани. Главная функция семенной кожуры – защита зародыша от высыхания, механических повреждений. Формируется кожура из покровов семязачатка, интегументов. Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки, имеет диплоидный набор хромосом. Зародыш в зачаточной форме имеет все основные органы растения: зародышевый корешок, стебелек, почечку и первые зародышевые листья – семядоли. У двудольных – две семядоли, у однодольных – одна. Запасающие ткани семени – эндосперм, перисперм, основная ткань семядолей. Эндосперм развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка (имеет триплоидный набор хромосом), перисперм – из нуцеллуса (имеет диплоидный набор хромосом).

В семени фасоли эндосперм не представлен, запас питательных веществ в семядолях.

Вместо знака вопрос пишем —ЗАРОДЫШ.

2.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Для всех живых организмов характерно

1) образование органических веществ из неорганических

2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ

3) активное передвижение в пространстве

4) дыхание, питание, размножение

5) раздражимость

Пояснение.

Образование органических веществ из неорганических характерно для растений, хемосинтезирующих и фотосинтезирующих бактерий; из почвы минеральные вещества всасывают растения и грибы; активно передвигаются животные, а дыхание, питание и размножение характерно для организмов всех царств живой природы.

Раз­дра­жи­мость – это спе­ци­фи­че­ские из­би­ра­тель­ные от­вет­ные ре­ак­ции ор­га­низ­мов на из­ме­не­ния окру­жа­ю­щей среды. Вся­кое из­ме­не­ние окру­жа­ю­щих ор­га­низм усло­вий пред­став­ля­ет собой по от­но­ше­нию к нему раз­дра­же­ние, а его от­вет­ная ре­ак­ция яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем раз­дра­жи­мо­сти. От­ве­чая на воз­дей­ствия фак­то­ров среды, ор­га­низ­мы вза­и­мо­дей­ству­ют с ней и при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к ней, что по­мо­га­ет им вы­жить.

Ре­ак­ции мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных на раз­дра­жи­те­ли, осу­ществ­ля­е­мые и кон­тро­ли­ру­е­мые цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, на­зы­ва­ют­ся ре­флек­са­ми. Ор­га­низ­мы, не име­ю­щие нерв­ной си­сте­мы, ли­ше­ны ре­флек­сов, и их ре­ак­ции вы­ра­жа­ют­ся в из­ме­не­нии ха­рак­те­ра дви­же­ния (так­си­сы) или роста (тро­пиз­мы).

Ответ: 45

3.В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.

Пояснение.

Клетки слизистой оболочки – соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете – гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20

4.Чем мейоз отличается от митоза?

1) Образуются четыре гаплоидные клетки.

2) Образуются две диплоидные клетки.

3) Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.

4) Происходит спирализация хромосом.

5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.

6) Происходит два деления.

Пояснение.

Только в мейозе два последовательных деления, в профазе I идет кроссинговер и результат мейоза — образуются 4 гаметы с одинарным набором хромосом.

5.Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и веществами, к ко­то­рым эта ха­рак­те­ри­сти­ка относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВЕЩЕСТВА
А) неполярны, не­рас­тво­ри­мы в воде Б) в со­став вхо­дит оста­ток глицерина В) мо­но­ме­ром яв­ля­ет­ся глюкоза Г) мо­но­ме­ры свя­за­ны пеп­тид­ной связью Д) об­ла­да­ют фер­мен­та­тив­ны­ми функциями Е) вхо­дят в со­став кле­точ­ных сте­нок рас­ти­тель­ных кле­ток   1) белки 2) углеводы 3) ли­пи­ды

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) белки: мо­но­ме­ры (аминокислоты) свя­за­ны пеп­тид­ной свя­зью, об­ла­да­ют фер­мен­та­тив­ны­ми функ­ци­я­ми

2) уг­ле­во­ды: мо­но­ме­ром яв­ля­ет­ся глю­ко­за, вхо­дят в со­став кле­точ­ных сте­нок рас­ти­тель­ных кле­ток

3) ли­пи­ды: не­по­ляр­ны, не­рас­тво­ри­мы в воде, в со­став вхо­дит оста­ток гли­це­ри­на

Ответ:332112

6.При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении.

Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Пояснение.

Р: ААBb х ааbb

G: АB аb

Ab

F: АаBb; Ааbb

1 : 1

7.Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти.

Мутагенным эффектом обладает

1) ментол

2) этанол

3) холестерол

4) глицерол

5) никотин

Пояснение.

Этанол — спирт, и никотин могут вызвать мутацию и отразиться на потомстве.

Ответ: 25

8.Установите со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми листками, из ко­то­рых они развиваются.

ОРГАНЫ   ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
А) го­лов­ной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) под­же­лу­доч­ная железа Е) эпидермис кожи   1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) эк­то­дер­ма: го­лов­ной мозг, кожа

2) эн­то­дер­ма: пе­чень, под­же­лу­доч­ная же­ле­за

3) ме­зо­дер­ма: кровь, кости

Ответ: 123321

9.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:

1) улучшения дыхания растений

2) уменьшения испарения воды из почвы

3) сокращения испарения воды растениями

4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням

5) улучшения снабжения растений неорганических веществами

6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

Пояснение.

Рых­ле­ние почвы и про­пол­ку сор­ня­ков в по­се­вах куль­тур­ных рас­те­ний про­во­дят для: 1) улуч­ше­ния ды­ха­ния рас­те­ний; 2) умень­ше­ния ис­па­ре­ния воды из почвы; 6) ослаб­ле­ния кон­ку­рен­ции между куль­тур­ны­ми и сор­ны­ми рас­те­ни­я­ми

Ответ: 126

10.Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком рас­те­ния и се­мей­ством покрытосеменных, для ко­то­ро­го он характерен.

ПРИЗНАК   СЕМЕЙСТВО
А) плод боб Б) трёхчленный цветок В) со­цве­тие слож­ный колос Г) стерж­не­вая кор­не­вая система Д) в про­во­дя­щей си­сте­ме есть камбий Е) ли­стья с па­рал­лель­ным жилкованием   1) Бобовые 2) Злаки

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Семейство Бобовые (класс Двудольные): плод боб, стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма, в про­во­дя­щей си­сте­ме есть кам­бий.

Семейство Злаки (класс Однодольные): трёхчлен­ный цве­ток, со­цве­тие слож­ный колос, ли­стья с па­рал­лель­ным жил­ко­ва­ни­ем.

11.Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.

1) луб

2) камбий

3) сердцевина

4) древесина

5) пробка

Пояснение.

В стволе дерева слои располагаются так: пробка — луб — камбий — древесина — сердцевина.

Ответ:51243

12.Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

1) органы прикрепления

2) большая плодовитость

3) паренхима

4) развитая нервная система

5) уплощённая форма тела

6) покровы, на которые не действует пищеварительный сок

Пояснение.

Осо­бен­но­сти плос­ких чер­вей-па­ра­зи­тов свя­за­ны с усло­ви­я­ми жизни в ки­шеч­ни­ке че­ло­ве­ка: 1) ор­га­ны при­креп­ле­ния;

2) боль­шая пло­до­ви­тость; 6) по­кро­вы, на ко­то­рые не дей­ству­ет пи­ще­ва­ри­тель­ный сок

Ответ: 126

13.Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми ре­флек­сов и от­де­ла­ми цен­траль­ной нерв­ной системы, в ко­то­рых на­хо­дят­ся цен­тры этих рефлексов.

ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ   ОТДЕЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВОЙ СИСТЕМЫ
А) ахил­лов рефлекс Б) по­дош­вен­ный рефлекс В) со­са­тель­ный рефлекс Г) зрачковый Д) дыхательный Е) мочевыделительный   1) го­лов­ной мозг 2) спин­ной мозг

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) го­лов­ной мозг: со­са­тель­ный ре­флекс, зрач­ко­вый, ды­ха­тель­ный

2) спин­ной мозг: ахил­лов ре­флекс, по­дош­вен­ный ре­флекс,мо­че­вы­де­ли­тель­ный

Ответ: 221112

14.Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность процессов, про­ис­хо­дя­щих при свёртывании крови у человека.

1) об­ра­зо­ва­ние тромба

2) вза­и­мо­дей­ствие тром­би­на с фибриногеном

3) по­вре­жде­ние стен­ки сосуда

4) об­ра­зо­ва­ние фибрина

5) об­ра­зо­ва­ние протромбина

Пояснение.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих при свёрты­ва­нии крови у че­ло­ве­ка:

по­вре­жде­ние стен­ки со­су­да → об­ра­зо­ва­ние про­тром­би­на → вза­и­мо­дей­ствие тром­би­на с фиб­ри­но­ге­ном → об­ра­зо­ва­ние фиб­ри­на → об­ра­зо­ва­ние тром­ба

Ответ: 3, 5, 2, 4, 1.

15.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) наличие млечных желез у млекопитающих

2) образование корнеплода у моркови

3) возникновение полового процесса у организмов

4) возникновение процесса фотосинтеза

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.

Пояснение.

Аро­мор­фоз — про­грес­сив­ное эво­лю­ци­он­ное из­ме­не­ние стро­е­ния, при­во­дя­щее к об­ще­му по­вы­ше­нию уров­ня ор­га­ни­за­ции ор­га­низ­мов. При­ме­ра­ми аро­мор­фо­за яв­ля­ют­ся: 1) на­ли­чие млеч­ных желез у мле­ко­пи­та­ю­щих, 3) воз­ник­но­ве­ние по­ло­во­го про­цес­са у ор­га­низ­мов; 4) воз­ник­но­ве­ние про­цес­са фо­то­син­те­за

2 и 6 — идиоадаптация; 5 — дегенерация

Ответ: 134

16.Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами — (1) мутационная либо (2) комбинативная:

ПРИЗНАК   ВИД
А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене Б) обусловлена изменением генов и хромосом В) у потомков появляются рекомбинации генов Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом Д) у особей изменяется количество или структура ДНК Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом   1) мутационная 2) комбинативная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Мутационная изменчивость затрагивает изменение в ДНК, комбинативная – это новое сочетание аллелей у потомков, образующиеся за счёт закономерного поведения хромосом в мейозе и при оплодотворении (эукариоты) за счёт рекомбинации (комбинативная изменчивость).

Ответ:112212

17.В вод­ной экосистеме по срав­не­нию с наземной

1) ста­биль­ный тепловой режим

2) низ­кая плотность среды

3) по­ни­жен­ное содержание кислорода

4) вы­со­кое содержание кислорода

5) рез­кие колебания теп­ло­во­го режима

6) низ­кая прозрачность среды

Пояснение.

Ответ: 136.

245 — признаки ха­рак­тер­ны для воз­душ­ной среды.

18.Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и сообществом, для ко­то­ро­го он характерен.

ПРИЗНАК   СООБЩЕСТВО
A) пищевые цепи короткие, со­сто­ят их двух–трёх звеньев Б) пи­ще­вые цепи длинные, переплетены, об­ра­зу­ют пищевую сеть B) высокое ви­до­вое разнообразие Г) пре­об­ла­да­ние монокультуры Д) дей­ствие естественного и ис­кус­ствен­но­го отбора Е) за­мкну­тый круговорот веществ   1) при­род­ный биоценоз 2) агроценоз

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) при­род­ный биоценоз: пи­ще­вые цепи длинные, переплетены, об­ра­зу­ют пищевую сеть; высокое ви­до­вое разнообразие; за­мкну­тый круговорот веществ.

2) агроценоз: пи­ще­вые цепи короткие, со­сто­ят их двух–трёх звеньев, пре­об­ла­да­ние монокультуры, дей­ствие естественного и ис­кус­ствен­но­го отбора

Агроценозы — это со­здан­ные человеком ис­кус­ствен­ные сообщества, они не могут су­ще­ство­вать без человека, у них не­за­мкну­тый круговорот веществ, а че­ло­век помогает эту про­бле­му устранить с по­мо­щью внесения удобрений.

Ответ:211221

19.Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) чайка

2) окунь

3) мальки рыб

4) водоросль

5) хищная птица

Пояснение.

Цепь пи­та­ния: во­до­росль → маль­ки рыб → окунь → чайка → хищ­ная птица

20.Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Наши рекомендации