Палеонтологические доказательства
1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).
2) Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.
3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов) - реликтовые доказательства):
кистеперая рыба латимерия – земноводных от рыб;
стегоцефал – пресмыкающихся от земноводных;
археоптерикс – птиц от пресмыкающихся.
Ответ: 124
К основным доказательствам эволюции относят:
1. Сходный химический состав клеток всех живых организмов.
2. Цитологические доказательства эволюции: общий план строения клеток всех живых организмов.
3. Универсальность генетического кода.
4. Единые принципы хранения, реализации и передачи генетической информации.
5. Эмбриологические доказательства эволюции.
6. Морфологические доказательства эволюции (сравнительно-анатомические).
7. Палеонтологические доказательства эволюции.
8. Биогеографические доказательства эволюции.
9. Паразитологические доказательства эволюции.
16.Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР | СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ | |
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток | 1) географическое 2) экологическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
1) географическое: распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением; формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток;
2) экологическое: обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой
глубине озера; обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека; образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
Примечание.
Географическое видообразование — образование нового вида путем географической изоляции популяции при расселении или распадении ареала.
Экологическое видообразование — образование нового вида путем освоения популяцией нового места обитания в пределах своего ареала или в результате возникновения различий в образе жизни.
Ответ:22121
17.Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
Пояснение.
Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения:
бактерии гниения, грибы, бактерии-сапрофиты
Клубеньковые бактерии по типу питания являются хемотрофами. Это разновидность автотрофного питания, в ходе которого вместо солнечной энергии используется энергия химических связей различных веществ. Азотфиксирующие бактерии относятся к таким организмам. Они окисляют некоторые неорганические соединения, при этом обеспечивая себя необходимым количеством энергии. Это взаимовыгодный симбиоз бактерий и растений. Бактерии усваивают атмосферный азот и обеспечивают им растения в доступной форме, а растения взамен снабжают их питательными веществами. Клубеньковые бактерии имеются у 10% растений, входящих в сем. бобовых.
18.Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе — (1) продуценты либо (2) консументы:
А) включает растения, некоторые бактерии
Б) поглощает готовые органические вещества
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Продуценты — это автотрофные организмы, которые образуют органические вещества из неорганических.
Консументы — это гетеротрофы, употребляют готовые органические вещества.
Ответ:121212
19.Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение спермиев в зародышевый мешок
2) образование триплоидной клетки
3) прорастание пыльцевой трубки
4) формирование семени из семязачатка
5) образование генеративной и вегетативной клеток
Пояснение.
Необходимо установить последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы: образование генеративной и вегетативной клеток → прорастание пыльцевой трубки → проникновение спермиев в зародышевый мешок → образование триплоидной клетки → формирование семени из семязачатка
20.Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА
Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дендрит | 2) аксон | 3) серое вещество | 4) чувствительный нейрон |
5) вставочный нейрон | 6) двигательный нейрон | 7) сократимость | 8) проводимость |
A | Б | В | Г |
Пояснение.
Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ВСТАВОЧНЫЕ НЕЙРОНЫ (В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ПРОВОДИМОСТЬ (Г).
21.Изучите таблицу 1 «Химический состав ламинарии сахаристой». И выберите верные утверждения.
1) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка йода.
2) 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода.
3) Употребление в пищу ламинарии является профилактикой анемии.
4) В ламинарии нет необходимых организму макроэлементов.
5) Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка меди.
Пояснение.
Правильный ответ
1) Для восполнения недостатка йода рекомендуют употреблять ламинарию.
2) 100 г сухого вещества ламинарии содержит 1,67 суточных доз йода. Для того чтобы это высчитать необходимо 0,25/0,15= 1, 67
Неверные ответы:
3) Анемия или малокровие — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов. Основным средством в профилактике анемии является сбалансированное и богатое витаминами питание. Рацион здорового человека должен содержать примерно 8 мг железа
- т.е. чтобы использовать ламинарию в качестве профилактики анемии необходимо было бы употреблять 1,5 кг ламинарии в день
4) К макроэлементам относятся: фосфор; кальций; магний; хлор; натрий; калий; сера. Эти элементы все есть в ламинарии, но следует уточнить, что в не достаточной количестве (нет суточной нормы). Из макроэлементов в ламинарии нет (не указаны в таблице) биогенных элементов: азот, кислород, водород, углерод.
5) «Ламинарию рекомендуют употреблять для восполнения недостатка меди». На этот вопрос нельзя ответить, используя данную таблицу, т.к. медь в ней не представлена.
22.Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.
Пояснение.
1) Фотосинтез обеспечил накопление кислорода в атмосфере, что способствовало формированию озонового слоя, задерживающего ультрафиолетовое излучение.
2) Фотосинтез обеспечил постоянный состав атмосферы и выход высокоорганизованных форм живой материи на сушу.
23. Определите по рисунку тип и класс изображённого животного. По каким признакам это можно сделать? В чём особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните.
Пояснение.
1) Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.
2) признаки — 4 пары ходильных ног, маленькая головогрудь, большое нечленистое брюшко.
3) По способу питания паук — хищник, пищеварение внеорганизменное (внекишечное)
24.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.
Пояснение.
1. Мочевыделительная система человека содержит почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. надпочечники— эндокринная система
3. В почки по сосудам поступает кровь, содержащие конечные продукты обмена веществ. (и лимфа — убрать)
4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в нефронах.
25.В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;
3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев
26.Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.
Пояснение.
Элементы ответа:
1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью;
2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара);
3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды (окраска, форма тела, строение плавников и т. д.).
27.Спорофит папоротника орляка имеет 52 хромосомы. Сколько хромосом у него в клетках спорангия, в зрелых спорах и в клетках заростка? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?
Пояснение.
1) Клетки спорангия – образуются из клеток листа (или, клеток вайи), они образуются митозом, в них 52 хромосомы.
2) Зрелые споры образуются мейозом из клеток спорангия – в них 26 хромосом.
3) Заросток образуется путём деления митозом при прорастании споры, в нём 26 хромосом.
28.Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?
Пояснение.
1) Гены расположены в хромосоме линейно.
2) Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе.
3) Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.
4) Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами — чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.
Вариант № 1855444
1.Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение.
Типичное семя состоит из покровов (кожуры), зародыша и питательной ткани. Главная функция семенной кожуры – защита зародыша от высыхания, механических повреждений. Формируется кожура из покровов семязачатка, интегументов. Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки, имеет диплоидный набор хромосом. Зародыш в зачаточной форме имеет все основные органы растения: зародышевый корешок, стебелек, почечку и первые зародышевые листья – семядоли. У двудольных – две семядоли, у однодольных – одна. Запасающие ткани семени – эндосперм, перисперм, основная ткань семядолей. Эндосперм развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка (имеет триплоидный набор хромосом), перисперм – из нуцеллуса (имеет диплоидный набор хромосом).
В семени фасоли эндосперм не представлен, запас питательных веществ в семядолях.
Вместо знака вопрос пишем —ЗАРОДЫШ.
2.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение
5) раздражимость
Пояснение.
Образование органических веществ из неорганических характерно для растений, хемосинтезирующих и фотосинтезирующих бактерий; из почвы минеральные вещества всасывают растения и грибы; активно передвигаются животные, а дыхание, питание и размножение характерно для организмов всех царств живой природы.
Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
Ответ: 45
3.В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
Пояснение.
Клетки слизистой оболочки – соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете – гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20
4.Чем мейоз отличается от митоза?
1) Образуются четыре гаплоидные клетки.
2) Образуются две диплоидные клетки.
3) Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.
4) Происходит спирализация хромосом.
5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.
6) Происходит два деления.
Пояснение.
Только в мейозе два последовательных деления, в профазе I идет кроссинговер и результат мейоза — образуются 4 гаметы с одинарным набором хромосом.
5.Установите соответствие между характеристикой и веществами, к которым эта характеристика относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВЕЩЕСТВА | |
А) неполярны, нерастворимы в воде Б) в состав входит остаток глицерина В) мономером является глюкоза Г) мономеры связаны пептидной связью Д) обладают ферментативными функциями Е) входят в состав клеточных стенок растительных клеток | 1) белки 2) углеводы 3) липиды |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) белки: мономеры (аминокислоты) связаны пептидной связью, обладают ферментативными функциями
2) углеводы: мономером является глюкоза, входят в состав клеточных стенок растительных клеток
3) липиды: неполярны, нерастворимы в воде, в состав входит остаток глицерина
Ответ:332112
6.При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении.
Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Пояснение.
Р: ААBb х ааbb
G: АB аb
Ab
F: АаBb; Ааbb
1 : 1
7.Выберите два верных ответа из пяти.
Мутагенным эффектом обладает
1) ментол
2) этанол
3) холестерол
4) глицерол
5) никотин
Пояснение.
Этанол — спирт, и никотин могут вызвать мутацию и отразиться на потомстве.
Ответ: 25
8.Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
ОРГАНЫ | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ | |
А) головной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) поджелудочная железа Е) эпидермис кожи | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) эктодерма: головной мозг, кожа
2) энтодерма: печень, поджелудочная железа
3) мезодерма: кровь, кости
Ответ: 123321
9.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для:
1) улучшения дыхания растений
2) уменьшения испарения воды из почвы
3) сокращения испарения воды растениями
4) усиления оттока органических веществ из листьев к корням
5) улучшения снабжения растений неорганических веществами
6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями
Пояснение.
Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для: 1) улучшения дыхания растений; 2) уменьшения испарения воды из почвы; 6) ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями
Ответ: 126
10.Установите соответствие между признаком растения и семейством покрытосеменных, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | СЕМЕЙСТВО | |
А) плод боб Б) трёхчленный цветок В) соцветие сложный колос Г) стержневая корневая система Д) в проводящей системе есть камбий Е) листья с параллельным жилкованием | 1) Бобовые 2) Злаки |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Семейство Бобовые (класс Двудольные): плод боб, стержневая корневая система, в проводящей системе есть камбий.
Семейство Злаки (класс Однодольные): трёхчленный цветок, соцветие сложный колос, листья с параллельным жилкованием.
11.Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.
1) луб
2) камбий
3) сердцевина
4) древесина
5) пробка
Пояснение.
В стволе дерева слои располагаются так: пробка — луб — камбий — древесина — сердцевина.
Ответ:51243
12.Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?
1) органы прикрепления
2) большая плодовитость
3) паренхима
4) развитая нервная система
5) уплощённая форма тела
6) покровы, на которые не действует пищеварительный сок
Пояснение.
Особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека: 1) органы прикрепления;
2) большая плодовитость; 6) покровы, на которые не действует пищеварительный сок
Ответ: 126
13.Установите соответствие между примерами рефлексов и отделами центральной нервной системы, в которых находятся центры этих рефлексов.
ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ | ОТДЕЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВОЙ СИСТЕМЫ | |
А) ахиллов рефлекс Б) подошвенный рефлекс В) сосательный рефлекс Г) зрачковый Д) дыхательный Е) мочевыделительный | 1) головной мозг 2) спинной мозг |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) головной мозг: сосательный рефлекс, зрачковый, дыхательный
2) спинной мозг: ахиллов рефлекс, подошвенный рефлекс,мочевыделительный
Ответ: 221112
14.Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека.
1) образование тромба
2) взаимодействие тромбина с фибриногеном
3) повреждение стенки сосуда
4) образование фибрина
5) образование протромбина
Пояснение.
Последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека:
повреждение стенки сосуда → образование протромбина → взаимодействие тромбина с фибриногеном → образование фибрина → образование тромба
Ответ: 3, 5, 2, 4, 1.
15.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.
Пояснение.
Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Примерами ароморфоза являются: 1) наличие млечных желез у млекопитающих, 3) возникновение полового процесса у организмов; 4) возникновение процесса фотосинтеза
2 и 6 — идиоадаптация; 5 — дегенерация
Ответ: 134
16.Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами — (1) мутационная либо (2) комбинативная:
ПРИЗНАК | ВИД | |
А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене Б) обусловлена изменением генов и хромосом В) у потомков появляются рекомбинации генов Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом Д) у особей изменяется количество или структура ДНК Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом | 1) мутационная 2) комбинативная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Мутационная изменчивость затрагивает изменение в ДНК, комбинативная – это новое сочетание аллелей у потомков, образующиеся за счёт закономерного поведения хромосом в мейозе и при оплодотворении (эукариоты) за счёт рекомбинации (комбинативная изменчивость).
Ответ:112212
17.В водной экосистеме по сравнению с наземной
1) стабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислорода
4) высокое содержание кислорода
5) резкие колебания теплового режима
6) низкая прозрачность среды
Пояснение.
Ответ: 136.
245 — признаки характерны для воздушной среды.
18.Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | СООБЩЕСТВО | |
A) пищевые цепи короткие, состоят их двух–трёх звеньев Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть B) высокое видовое разнообразие Г) преобладание монокультуры Д) действие естественного и искусственного отбора Е) замкнутый круговорот веществ | 1) природный биоценоз 2) агроценоз |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
1) природный биоценоз: пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть; высокое видовое разнообразие; замкнутый круговорот веществ.
2) агроценоз: пищевые цепи короткие, состоят их двух–трёх звеньев, преобладание монокультуры, действие естественного и искусственного отбора
Агроценозы — это созданные человеком искусственные сообщества, они не могут существовать без человека, у них незамкнутый круговорот веществ, а человек помогает эту проблему устранить с помощью внесения удобрений.
Ответ:211221
19.Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) чайка
2) окунь
3) мальки рыб
4) водоросль
5) хищная птица
Пояснение.
Цепь питания: водоросль → мальки рыб → окунь → чайка → хищная птица
20.Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.