Обоснуйте психофизиологическую основу неврозов. Проанализируйте проблему неврозов в школьном возрасте.
Неврозы- это обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больными факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся в основном психогенно-обусловленными и соматовегетативными расстройствами. Неврозы являются наиболее распространенной психогенной патологией. В последние десятилетия число больных с невротическими расстройствами неуклонно увеличивается, особенно это относится к экономически развитым странам. Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психической травмы, нередко на фоне переутомления, недосыпания, перенесенного соматического заболевания. Но они не приводят к нарушениям отражательно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, не нарушают адаптации больных к жизненной ситуации.
Невроз рассматривался как вариант реактивного состояния, отвечающего критериям К. Ясперса:
· в основе лежит длительно сохраняющаяся, эмоционально значимая психотравма, подвергающаяся психологической переработке, с формированием и закреплением патологических форм реагирования;
· она звучит в переживаниях больного;
· после дезактуализации психотравмы реактивное состояние исчезает.
Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов:
1. Факторы биологической природы - наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.
2. Факторы психологической природы - преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации.
3. Факторы социальной природы - родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
4. Общеистощающие вредности - длительное недосыпание, неправильное питание, физические и умственные нагрузки.
Этиология и патогенез невротических расстройств определяются следующими факторами.
Генетические- это в первую очередь конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы. Факторы, влияющие в детском возрасте.Исследования, проводившиеся в этой области, не доказали однозначного влияния, однако невротические черты и наличие невротических синдромов в детском возрасте свидетельствуют о недостаточно устойчивой психике и об отставании в созревании. Особое значение влиянию психотравм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоаналитические теории. Личность.Факторы детского возраста способны формировать личностные особенности, которые впоследствии становятся почвой для развития неврозов.
Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.
Невроз как нарушение научения.Здесь представлены теории двух типов. Сторонники теорий первого типа признают некоторые этиологические механизмы, предложенные Фрейдом, и пытаются объяснить их с точки зрения механизмов научения. Так, вытеснение при этом трактуется как эквивалент научения избеганию; эмоциональный конфликт приравнивается к конфликту приближения - уклонения, а смещение - к ассоциативному научению. Теории второго типа отвергают идеи Фрейда и пытаются объяснить невроз, исходя из понятий, заимствованных в экспериментальной психологии. При этом тревога рассматривается как стимулирующее состояние (импульс), тогда как другие симптомы считаются проявлением усвоенного поведения, подкреплением для которого служит вызываемое ими снижение интенсивности этого импульса.
Факторы окружающей среды(условия жизни, труда, безработица и т.п.). Неблагоприятная обстановка; в любом возрасте наблюдается четкая взаимосвязь между психологическим здоровьем и показателями социального неблагополучия.
Морфологические основы неврозов.На субмикроскопическом уровне выделены церебральные изменения, сопутствующие изменениям ВНД при неврозах: дезинтеграция и деструкция мембранного шипикового аппарата, уменьшение числа рибосом, расширение цистерн эндоплазматического ретикулума. Отмечена дегенерация отдельных клеток гиппокампа при экспериментальных неврозах. Общими проявлениями адаптационных процессов в нейронах мозга считаются увеличение массы ядерного аппарата, гиперплазия митохондрий, нарастание числа рибосом, гиперплазия мембран. Изменяются показатели перекисного окисления липидов (ПОЛ) в биологических мембранах.