Методика «Оценка своих средств экспрессии»
Постарайтесь вспомнить себя в типичных повседневных условиях общения и при помощи предлагаемой таблицы выявить, какими значениями обладают ваши средства экспрессии на каждый день:
Если по вашему мнению, в таблице не нашлось подходящих слов, характеризующих вашу экспрессию, то можно ввести дополнительные. Главное сообщить, каково все-таки повседневное значение того или иного средства: идеальное, нормальное, неопределенное, нежелательное.
Средства экспрессии | Идеально | Нормально | Неопределенно | Нежелательно | Неприемлемо |
Улыбка | Покоряющая | Располагающая | Многозначительная, дежурная, натянутая | Недоверчивая, обиженная, капризная | Ехидная, скептическая, злобная |
Взгляд | Любящего родителя, дружелюбный, теплый | Успокаивающий | Отсутствующий, пустой, безразличный | Озабоченный, тяжелый, бегающий, подозрительный, колкий | Надменный, уничтожающий, угрожающий |
Приложение 597
Тон речи | Завораживающий | Ободряющий | Бесцветный, монотонный, ничего не выражающий | Резкий, недовольный, вызывающий, поучающий | Раздраженный, высокомерный, не терпящий возраже-ний |
Жесты | Изящные | Помогающие взаимопониманию | Скупые, однообразные, скованные | Манерные, неэстетичные, излишние | Развязные, грубые, вульгарные |
Позы | Искреннее внимание к партнеру | Деловое участие | Невозмутимость, дежурное внимание | Самодовольство, подавление партнера, отстраненность | Пренебрежение, устрашение, угроза |
Методика «Определение уровня алекситимии»
Методика представляет собой адаптированный вариант опросника Торонтской Алек-ситимической шкалы, апробированной в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Авторы адаптированного варианта - Д. Ересь-ко, Г. Исурина, Э. Карпова, Т. Корепанова, Г. Крылова, А Тархан, Е. Чехлатый, В. Шиф-рин. Методика взята из книги: Алексимития и методы ее определения при пограничных и психосоматических расстройствах: Методическое пособие. - СПб., 1994.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Пользуясь шкалой, укажите в какой степени вы согласны или не согласны с каждым утверждением (ставьте крестик в соответствующем месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.
Обработка данных. Подсчет баллов осуществляется таким образом:
1) ответ «совершенно не согласен» оценивается в 1 балл; «скорее не согласен» в 2 балла, «ни то ни другое» - в 3 балла, «скорее согласен» - в 4 балла, «совершенно согласен» в 5 баллов. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2,3,4,7, 8,10, 14, 16,17, 18, 20, 22, 23, 25, 26;
2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1,5,6,9,11,1 13,15,21,24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (т. е. оценка «совершенно не согласен» получает 5 баллов, «скорее не согласен» - 4 балла, «ни то ни другое» - 3 балла, «скрее согласен» - 2 балла, «совершенно согласен» - 1 балл);
3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимично-сти».
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, алекситимический тип личности получает 74 балла и выше. Неаликситимический тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии нескольких групп: контрольная группа здоровых людей 59 баллов; группа больных с психосоматическими расстройствами 72 балла; группа больных неврозами 70 баллов.
Приложение
Бланк для ответов к методике
Номер п/п | Утверждение | Совершенно не согласен | Скорее не согласен | Ни то ни другое | Скорее согласен | Совершенн о согласен |
Когда я плачу, всегда знаю, почему | ||||||
Мечты - это потеря времени | ||||||
Я хотел бы быть не таким застенчивым | ||||||
Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю | ||||||
Я часто мечтаю о будущем | ||||||
Мне кажется, я способен так же легко заводить друзей, как и другие | ||||||
Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений | ||||||
Мне трудно находить правильные слова для моих чувств | ||||||
Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам | ||||||
У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам | ||||||
И | Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит | |||||
Я способен с легкостью описать свои чувства | ||||||
Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать | ||||||
Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол |
Приложение 509
Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол | ||||||
Я часто даю волю воображению | ||||||
Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим | ||||||
Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле | ||||||
Я редко мечтаю | ||||||
Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так | ||||||
У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение | ||||||
Очень важно уметь разбираться в эмоциях | ||||||
Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям | ||||||
Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства | ||||||
Следует искать более глубокие объяснения происходящему | ||||||
Я не знаю, что происходит у меня внутри | ||||||
Я часто не знаю, почему я сержусь |