Оценка терапевтом своих возможностей

Получив более полную картину существующей проблемы, терапевт мысленно оценивает свои возможности.

Оценка терапевтом своих возможностей - student2.ru

348 Глава 16

Оценка терапевтом своих возможностей - student2.ru

Учет практических аспектов

Прежде чем определять дальнейшее направление терапии, терапевт оценивает ряд практических факторов, включая следующие.

Оценка терапевтом своих возможностей - student2.ru

Учет текущей стадии терапии

При принятии решения терапевт учитывает стадию терапии, на которой в данный момент находится пациент. Например, на первых сессиях терапевт не берется за очень сложные проблемы, особенно с депрессивными пациентами. В этом случае успех маловероятен. На ранних стадиях терапии, до того как пациент освоит хотя бы часть полезных навыков и техник, терапевт избегает обсуждения тем, которые могут затронуть болезненные глубинные убеждения пациента.

Первые сессии больше подходят для обсуждения и решения более простых проблем, поскольку именно на раннем этапе терапии терапевт в основном со­средоточен на помощи пациентам в оценивании их "простых" автоматических мыслей, а не укоренившихся, менее подверженных изменениям убеждений. Успех, достигнутый на первых сессиях, вдохновляет пациентов и внушает имнадежду на успех терапии. Повышается их мотивация к дальнейшей работе.


Составление плана лечения 349

СМЕНА ТЕМЫ НА СЕССИИ

Иногда терапевту трудно оценить, насколько сложной окажется проблема и не активизирует ли дальнейшее обсуждение болезненное глубинное убеждение. В таких случаях терапевт может сначала обратиться к проблеме, но затем, осо­знав, что его вмешательство больше не приносит успеха и/или состояние паци­ента ухудшилось, перейти к другой теме. Приведем пример диалога на одной из ранних сессий.

Т: Итак, переходим к следующему пункту повестки дня. Вы говорили, что хотите больше общаться с людьми. (Терапевт и пациентка подробно обсужда­ют эту цель.) Как вы можете общаться на следующей неделе?

П: (Неуверенной) ...Я могу поговорить с коллегами.

Т: (Отмечая подавленный вид пациентки.) О чем вы сейчас думаете?

П: Это бесполезно. Я никогда не смогу сделать это. Я уже пробовала рань­ше. (Злится.) Все мои терапевты говорили то же самое. Но, говорю вам, я не могу сделать этого! Ничего не получится!

На основе внезапной негативной реакции пациента терапевт делает пред­положение, что активизировалось глубинное убеждение. Он осознает, что про­должать сейчас в том же духе опасно, можно прийти к обратному результату. Поэтому терапевт отказывается от дальнейшего рассмотрения столь болезнен­ной для пациента проблемы и решает восстановить терапевтический альянс. Для этого он выявляет, а затем проверяет автоматические мысли пациента о самом терапевте (например, "Когда я спросил вас, как вы можете общаться на следующей неделе, что вы подумали обо мне?"). Позднее терапевт делает по­пытку вернуться к обсуждению этого вопроса (например, "Я рад, что вы по­нимаете, что я не собирался заставлять вас делать то, к чему вы еще не готовы. Вы хотите вернуться к вопросу об общении с людьми или отложим его на по­том (на другую сессию), а сейчас поговорим о трудностях с вашей подругой Элис?").

Подводя итог, на ранних стадиях терапии терапевт старается избегать о) суждения следующих проблем.

Оценка терапевтом своих возможностей - student2.ru

350 Глава 16

Оценка терапевтом своих возможностей - student2.ru

Сказанное не означает, что сложных проблем следует избегать всегда. Но к ним следует обращаться только после того, как состояние пациента хотя бы немного улучшится и он приобретет некоторые навыки для того, чтобы спра­виться с проблемой, а также сопутствующими ей дисфункциональными мыс­лями и убеждениями.

Наши рекомендации