Тема № 2. Теории, причины и механизмы поведения.
Основные научные школы и направления в изучении поведения животных. Причины и механизмы поведения. Формы поведения: врожденное, приобретенное, когнитивное. Наследуемые и приобретенные формы поведения. Комплексы фиксированных действий. Классификация потребностей по П.В. Симонову: витальные потребности, зоосоциальные потребности, потребности саморазвития. Значение потребностей в научении и дрессировочном процессе. Доминирующая потребность. Мотивации. Общие свойства мотиваций. Конкуренция мотиваций. Доминирующая мотивация. Методы формирования доминирующей потребности. Смещенная активность. Эмоции и поведение. Потребностно-информационная и конкурентная теории эмоций. Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная). Физиологическое содержание эмоций. Память. Виды и механизмы памяти. Значение памяти в научении и дрессировочном процессе
Тема № 3. Научение. Формы научения животных.
Научение. Формы научения. Импринтинг. Негативное научение (привыкание). Ориентировочно-исследовательское поведение, его значение и роль в дрессировочном процессе. Латентное научение. Особенности непроизвольного научения. Научение в форме классических условных рефлексов. Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (оперантное научение). Имитационное научение. Инстинктивное подражание (взаимная стимуляция) и настоящее имитационное научение. Форма научения на основе доминанты. Использование явление доминанты в дрессировочном процессе. Когнитивные формы научения.
Тема № 4. Поведение собак и его развитие в онтогенезе.
Зоопсихологические особенности поведения собаки. Иерархическое и альтруистическое поведение. Виды агрессии. Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки. Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия.
Тема № 5. Что такое дрессировка. Основные понятия дрессировки.
Определение дрессировки, воспитание и дрессировка; метод, способ, методика дрессировки. Цели и задачи воспитания и дрессировки. Дрессировка как научение. Методы дрессировки. Способы дрессировки: способ наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, усиления поведенческого признака, редукции поведенческого акта, альтернативного поведения, игрового поведения, имитационный, оборонительного поведения, агрессивно-оборонительного поведения. Умение. Навык как поведенческий акт. Условия успешного формирования навыка. Процесс и этапы формирования навыка. Нежелательные навыки и привычки. Способы коррекции поведения. Подкрепление. Виды подкрепления (условное, безусловное, положительное, отрицательное, вероятностное и т.д.). Биологическая значимость подкрепления. Влияние величины, времени подачи, режима, эмоционального знака, значимости и вероятности подкрепления на научение. Наказание.
Тема № 7. Индивидуальные и возрастные особенности собак, влияющие на научение.
Свойства нервной системы. Темперамент. Влияние темперамента на научение. Дифференцированный подход в дрессировке. Нарушения высшей нервной деятельности. Страх. Неврозы и их причины. Воспитание. Особенности научения у щенков. Дрессировка щенков. Формирование социального поведения. Основные критерии, свойства поведения, определяющие пригодность собаки для разных видов дрессировки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Физиология ВНД как научная дисциплина, ее историческое развитие и значимость ее изучения для специалиста в сфере кинологической деятельности.
2. Рефлекторное кольцо безусловного рефлекса. Схема организации инстинктивного поведения.
3. Приобретенное поведение. Открытие И.П.Павловым условных рефлексов. Схема условного рефлекса. Условия образования условного рефлекса.
4. Структура поведенческого акта по П.К.Анохину. Стадии поведенческого акта(афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, формирование действия и оценка достигнутого результата). Теория функциональных систем.
5. Что такое поведение? Причины и механизмы поведения.
6. Основные научные школы и направления в изучении поведения животных.
7. Формы поведения: врожденное, приобретенное, когнитивное.
8. Наследуемые и приобретенные формы поведения. Комплексы фиксированных действий.
9. Классификация потребностей по П.В. Симонову. Значение теории потребностей в научении и дрессировочном процессе.
10. Доминирующая потребность. Мотивации. Общие свойства мотиваций.
11. Эмоции и поведение.
12. Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная). Физиологическое содержание эмоций.
13. Память. Виды и механизмы памяти. Значение памяти в научении и дрессировочном процессе.
14. Понятие «научение». Формы научения.
15. Зоопсихологические особенности поведения собаки. Иерархическое и альтруистическое поведение. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки.
16. Виды агрессии. Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак.
17. Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия.
18. Определение понятий «воспитание» и «дрессировка». Цели и задачи воспитания и дрессировки.
19. Дрессировка как научение. Методы и способы дрессировки.
20. Навык как поведенческий акт. Условия успешного формирования навыка. Процесс и этапы формирования навыка.
21. Нежелательные навыки и привычки. Способы коррекции поведения.
22. Понятие «подкрепление» в дрессировке собак. Биологическая значимость подкрепления. Виды подкрепления. Наказание.
23. Свойства нервной системы. Темперамент. Влияние темперамента на научение.
24. Основные критерии, свойства поведения, определяющие пригодность собаки для разных видов дрессировки. Дифференцированный подход к дрессировке собак.
25. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы и их причины.
26. Воспитание. Особенности научения у щенков.
Варианты тем контрольных работ
Вариант 1.
1. Физиология ВНД как научная дисциплина, ее историческое развитие и значимость ее изучения для специалиста в сфере кинологической деятельности.
2. Память. Виды и механизмы памяти. Значение памяти в научении и дрессировочном процессе.
3. Что такое поведение? Причины и механизмы поведения.
Вариант 2.
1. Приобретенное поведение. Открытие И.П.Павловым условных рефлексов. Схема условного рефлекса. Условия образования условного рефлекса.
2. Наследуемые и приобретенные формы поведения. Комплексы фиксированных действий.
3. Определение понятий «воспитание» и «дрессировка». Цели и задачи воспитания и дрессировки.
Вариант 3.
1. Структура поведенческого акта по П.К.Анохину. Стадии поведенческого акта(афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, формирование действия и оценка достигнутого результата). Теория функциональных систем.
2. Зоопсихологические особенности поведения собаки. Иерархическое и альтруистическое поведение. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки.
3. Понятие «научение». Формы научения.
Вариант 4.
1. Основные научные школы и направления в изучении поведения животных.
2. Навык как поведенческий акт. Условия успешного формирования навыка. Процесс и этапы формирования навыка.
3. Формы поведения: врожденное, приобретенное, когнитивное.
Вариант 5.
1. Доминирующая потребность. Мотивации. Общие свойства мотиваций.
2. Эмоции и поведение.
3. Нежелательные навыки и привычки. Способы коррекции поведения.
Вариант 6.
1. Классификация потребностей по П.В. Симонову. Значение теории потребностей в научении и дрессировочном процессе.
2. Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная). Физиологическое содержание эмоций.
3. Виды агрессии. Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак.
Вариант 7.
1. Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия.
2. Свойства нервной системы. Темперамент. Влияние темперамента на научение.
3. Основные критерии, свойства поведения, определяющие пригодность собаки для разных видов дрессировки. Дифференцированный подход к дрессировке собак.
Вариант 8.
1. Дрессировка как научение. Методы и способы дрессировки
2. Понятие «подкрепление» в дрессировке собак. Биологическая значимость подкрепления. Виды подкрепления. Наказание.
3. Рефлекторное кольцо безусловного рефлекса. Схема организации инстинктивного поведения
Вариант 9.
1. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы и их причины.
2. Воспитание. Особенности научения у щенков.
3.Структура поведенческого акта по П.К.Анохину. Стадии поведенческого акта(афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, формирование действия и оценка достигнутого результата). Теория функциональных систем.
Вариант 10.
1. Приобретенное поведение. Открытие И.П.Павловым условных рефлексов. Схема условного рефлекса. Условия образования условного рефлекса.
2. Зоопсихологические особенности поведения собаки. Иерархическое и альтруистическое поведение. Собака в семье человека. Взаимоотношения дрессировщика и собаки.
3. Что такое поведение? Причины и механизмы поведения.
Вариант выбирается по последней цифре номера студенческого билета!
Рекомендуемая литература:
- Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. – М.: Наука, 1983.
- Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М.: Высшая школа, 1991.
- Бергман Е. Поведение собак. М.Восхождение 1992
- Вавилова Н.М., Кассиль В.Г. Периоды развития в жизни собак. М. ДОСААФ 1984
- Вавилова Н.М., Кассиль В.Г. Формирование ориентировочно-исследовательского и пассивно-оборонительного поведения собаки. М. ДОСААФ 1989
- Гриценко В.В. Теоретические основания дрессировки. М.2000г.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: МГУ, 1989.
- Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М.: МГУ, 1999.
- Криволапчук Н.Д. О чем думают собаки. – СПб., 1999.
- Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.МГУ 1986
- Лабораторные животные. Т.3, №3. – Рига, Латвия, 1993.
- Роуз С. Устройство памяти. – М.: Мир, 1995.
- Руководство по обращению с лабораторными животными и их дрессировке. //
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.
- Шалабот Н.Е. и др. Физиологические аспекты теории, методики и техники дрессировки собак. Пермь. Учебник ПВИ ВВ МВД РФ. 2008
Дополнительная литература:
- Арасланов Ф.С. Общая дрессировка собак (в помощь начинающим рессировщикам) /Сб. «Клуб Служебного Собаководства». Вып. 1982. – М.: ДОСААФ, 1982.
- Арасланов Ф.С., Алексеев А.А., Шигорин В.И. Дрессировка служебных собак. – Алма-Ата: Кайнар, 1987.
- Бочаров В., Орлов А. Дрессировка служебных собак. – М.: ДОСААФ, 1957.
- Вайтли Х.Э. Наши друзья собаки. – М.: Гранд, 1997.
- Варлаков В.С., Затевахин И.И. Системные принципы дрессировки /Сб. «О чем лают собаки». – М.: Патриот, 1991.
- Дуров В.Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). – М., 1924.
- Дурова-Садовская А.В. Общение с животными и их дрессировка по методу В.Л. Дурова / Сб. «Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения». – М.-Л., 1965.
- Лоренц К. Агрессия. М.Прогресс 1994
- Лоренц К. Человек находит друга М.Полигран 1992
- Прайор К. Не рычите на собаку. – М.: Селена, 1995.
- Руководство по дрессировке лабораторных животных // Лабораторные животные, т.3, № 2. – Рига, 1993.
- Сваровски И., Отт М., Вундерлиз Г. Воспитание собаки. – Калининград: Янтар. Сказ, 1998.
- Труды практической лаборатории по зоопсихологии Главнауки Наркомпроса. Выпуск 1, под ред. проф. А.В. Леонтовича. – М., 1928.
- Укроженко М.М. Психофизиологические основы поведения и дрессировки собак / Все о собаке. Под общ. ред. В.Н. Зубко. – М.: Эра, 1992.
- Укроженко М.М. Психофизиология поведения, общения собак и методика их дрессировки. Клуб служебного собаководства. – М.: Патриот, 1991.
- Укроженко М.М. Физиологические основы поведения и дрессировки служебных собак / Сб. «Основы служебного собаководства». – М.: ДОСААФ, 1975.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: МГУ, 1976.