Что делать, если полушария шагают не в ногу: внутренняя дипломатия

Почему правое полушарие упорствует в своих заблуждениях, не прислушиваясь к реалистичной «критике слева»? Образно говоря, из-за того, что полушария разговаривают на разных языках и не всегда понимают друг друга, да к тому же порой еще и спорят за «власть» - за контроль над сознанием. С одной стороны, описанные различия «правого» и «левого» способа мышления, а также «бессловесность» правого полушария приводят к тому, что в диалоге полушарий аргументы левого могут быть просто непонятны для правого; аргументы же правого, мягко говоря, неубедительны для левого. Поэтому правое полушарие может донести свои мысли до сознания в наглядной для левого полушария форме лишь в снах или в образах, предстающих сознанию в мечтах и фантазиях (сны наяву). Потому-то правому полушарию приходится отстаивать свое право быть услышанным и право на собственное мнение. И если доминантное левое полушарие к этому мнению не прислушивается, подавляет его, то правое полушарие, естественно, высказывает свои возражения. Но делает оно это не в словесной форме, а, как правило, в форме негативных эмоций или их телесных, соматических эквивалентов (тут и головные боли, и боли в животе, и боли в сердце, и сердцебиение, и одышка, и перепады артериального давления, и многое другое). Когда же правое полушарие чувствует себя обделенным, ему не хватает внимания, оно пытается брать бразды правления в свои руки, превращаясь из «Золушки» в принцессу. Однако принцессу с довольно своеобразным характером, напоминающую андерсеновскую «принцессу на горошине», — с капризно-детским и в то же время демонстративно-театральным поведением, со стремлением быть в центре внимания (детский эгоцентризм). Довершает психологический портрет склонность к бурным и порой безрассудным вспышкам эмоций.

С другой стороны, левое полушарие, на время освобождаясь от контроля правого, зачастую страдает неоправданным оптимизмом, беспечностью, некритичностью и отрывом от реальности. Причина кроется в том, что левое полушарие, предоставленное самому себе, как бы забегает вперед, смотрит только в будущее (которое, как известно, светло и прекрасно), забывая об отрезвляющих уроках прошлого. О человеке, находящемся в подобном состоянии, говорят, что ему «море по колено». Пессимизм и порой унылый скептицизм правого полушария (уместно вспомнить афоризм «Пессимист — это хорошо информированный оптимист») как нельзя кстати уравновешивают эти «шапкозакидательские» тенденции.

При частичном угнетении функций правого полушария вследствие заболевания наблюдаются благодушие и беззаботность при объективно неблагополучной жизненной ситуации, снижение критического отношения человека к себе и к своей болезни вплоть до полного отсутствия ее осознавания, напоминающие личностные изменения у больных алкоголизмом (Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, 1977). Похожая, только кратковременная ситуация наблюдается при приеме умеренных доз алкоголя, который воздействует в первую очередь на правое полушарие (Костандов Э.А., 1983).

К подобному драматическому описанию последствий межполушарной несогласованности необходимо добавить следующее. Сама функциональная асимметрия полушарий у взрослого человека, развивающаяся по описанным выше закономерностям, является продуктом не только и не столько генетически запрограммированным, сколько биосоциальным (Носачев Г.Н., 1997), вобравшим в себя его индивидуальный жизненный опыт и отражающим влияние социальных факторов. При этом надо понимать межполушарную функциональную асимметрию во всей ее полноте и сложности, не только как различную роль правого и левого полушарий в процессе речи, а как сложную, переливчатую функциональную мозаику, отражающую различную включенность полушарий и очередность их активации в самых разнообразных видах деятельности. И вся психологическая саморегуляция, и вся психотерапия с физиологической точки зрения предстает не чем иным, как налаживанием меж-полушарного баланса. Эта «межполушарная дипломатия» представляет собой улаживание конфликтов между полушариями, заглаживание их взаимных старых обид, исправление прошлых ошибок. При этом психотерапевт, общаясь с пациентом, всегда обращается к его правому полушарию — «внутреннему ребенку», разговаривая с ним на детском языке (НЛП, эриксоновский гипноз), рассказывая ему сказки (терапевтические метафоры), убаюкивая (метод «рассеивания» М. Эриксона, а также исцеляющие настрои Сытина или заговоры в целительских практиках) или играя с ним в детские игры, такие, например, как «беседа с пустым стулом» (диалог полярностей) в гештальт-терапии. (Вы никогда не замечали, как ребенок в игре с куклой «воспитывает» ее, подражая строгой интонации родителей и повторяя их слова?) Тут и поощрение детских способов эмоционального реагирования для освобождения от негативных эмоций (методы В. Райха и А. Янова). В медико-физиологическом аспекте важность коррекции межполушарного баланса для обеспечения не только эмоционального благополучия, но и физического здоровья, также очевидна. В частности, В.И. Хаснулин (1998) сформулировал ее следующим образом: «Стимулируя работу правого полушария нашего мозга, мы тем самым помогаем нашему организму в целом приспособиться к изменениям условий внешней среды». Не меньшее значение имеет налаживание полушарных отношений и в педагогике: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг» (Соньер И.; цит. по А.Л. Сиротюк, 2000). Почему? Дело в том, что эффективность усвоения человеком словесно-логического материала зависит именно от «подчиненного», правого полушария (Московичюте Л.И., Голод В.И.; цит. по Семенович А.В., Умрихину CO., 1998). Иными словами, если левое полушарие отвечает за понимание, логическую переработку получаемой человеком информации, то от правого полушария зависит, останется ли достигнутое понимание в памяти. Тем самым отношения полушарий предстают совсем как в народной пословице «Муж — голова, зато жена — шея: куда захочет, туда голову и повернет».

Вывод, который можно сделать, прост: для того чтобы исправить разнообразные проблемы (собственно психологические, медицинские, педагогические) с помощью психологической саморегуляции или психотерапии, необходимо научиться сознательно использовать «правополушарное» мышление. Эти методы представляют собой попытку активизации правого полушария путем общения с ним через посредника, на языке левого полушария. Для самостоятельной же работы человека «над собой», для психологической саморегуляции необходимо подчеркнуть важность использования невербальной информации — непосредственного сенсорного опыта, телесных ощущений, которые, перефразируя Фрейда, являются прямой дорогой к бессознательному. Именно продвижение по этой дороге дает возможность изменения «болезненного», травматичного комплекса, несущего в себе заряд негативных эмоций, его трансформации в позитивный или, по крайней мере, нейтральный. Как правило, это происходит в процессе общения двух людей - психотерапевта и пациента. Наша же задача — показать, что с помощью метода РЕТРИ каждый человек может добиться подобного результата самостоятельно.

Для этого обсудим подробнее те механизмы возрастной регрессии, которые лежат в основе измененных состояний сознания.

Как измерить глубину ИСС

О том, что такое измененное состояние сознания, о связи его с «возвратом в детство», точнее, временным переходом к «детскому» состоянию межполушарных отношений, мы уже рассказали. Для полноты описания осталось осветить еще два вопроса: как измерить глубину ИСС и как систематизировать вызывающие его физиологические факторы. Мерой глубины погружения в ИСС является степень обращенности в прошлое: нем глубже ИСС, тем глубже возрастная регрессия и тем меньше «виртуальный» возраст. В соответствии с глубиной возрастной регрессии можно классифицировать и факторы, способствующие возникновению ИСС и традиционно используемые в различных психотерапевтических техниках. В целом их подраделяют на следующие группы.

Наши рекомендации