Порядок выполнения работы. 1. Подготовим таблицы для результатов измерений
1. Подготовим таблицы для результатов измерений
Таблица 1
, м | , м | , м | , м | ||
Таблица 2
N | m | m, кг | t1, c | t2, c | t3, c | t4, c | t5, c | tср, c | Dt, c | dt |
m1 | 0,1 | |||||||||
m2 | 0,2 | |||||||||
m3 | 0,3 | |||||||||
m4 | 0,4 |
Таблица 3
N | m | a, м/с2 | M, Н×м | dM | DM, Н×м | e, рад/с2 | de | De, рад/с2 |
m1 | ||||||||
m2 | ||||||||
m3 | ||||||||
m4 |
2. Установим все четыре груза Е (рис.1) в крайнем, дальнем от оси вращения положении и закрепим их винтами.
3. Измерим диаметр шкива и определим радиус шкива . Занесем его значение в табл. 1.
4. Намотаем нить на шкив и к свободному концу нити подвесим груз m. Измерим расстояние от верхнего положения груза m по пола. (Для проведения измерений и расчетов удобно, чтобы груз m в каждом опыте проходил одно и то же расстояние h от верхнего, выбираемого нами уровня, до нижнего уровня - пола.)
5. Рассчитаем абсолютную и относительную погрешности определения радиуса шкива r и высоты h. Абсолютные погрешности и принимаем равными половине цены наименьшего деления измерительного инструмента (штангенциркуля и линейки соответственно), относительную погрешности определяем по формулам: , .
6. Используя последовательно грузы m = m1 , m2 , m3, m4 , определим время их прохождения пути h. Время движения груза m измерим с помощью секундомера, причем для уменьшения погрешности измерения времени для каждого груза m = m1 , m2 , m3, m4 проведем по пять опытов и измерений t1 , t2 , t3, t4, t5. Для каждого груза найдем среднее значение времени движения, как среднее арифметическое значение пяти последовательных измерений: .
Абсолютная погрешность измерения времени в каждом опыте (m = m1 , m2 , m3, m4 ):
(n=5).
Относительная погрешность измерения времени:
для каждого из четырех опытов (m = m1 , m2 , m3, m4 ).
7. По найденным значениям tср1 , tср2 , tср3, tср4 для каждого груза m1, m2, m3, m4 вычислим соответствующие значения а1, а2, а3, а4, используя формулу .
8. По полученным значениям а1, а2, а3, а4 рассчитаем соответствующие значения момента силы ( ): М1, М2, М3, М4 и углового ускорения ( ): e1, e2, e3, e4 .
Таким образом, экспериментально получены координаты точек (М1, e1), (М2, e2 ), (М3, e3 ), (М4, e4).
9. Оценим погрешности экспериментального определения моментов сил М1, М2, М3, М4 и углового ускорения e1, e2, e3, e4. Поскольку определение величин моментов сил М и величины углового ускорения следует e из косвенных измерений, то используем зависимости относительной погрешности dМ и de от относительных погрешностей dr, dh, dt:
, , где .
Вычислив относительные погрешности dМ1, dМ2,dМ3, dМ4 и de1, de2,de3, de4, получим абсолютные погрешности измерения моментов сил М и углового ускорения e соответственно DМ1, DМ2,DМ3, DМ4 и De1, De2,De3, De4, используя формулы: и .
10. По точкам (М1, e1), (М2, e2), (М3, e3 ), (М4, e4) с учетом погрешностей экспериментального определения ускорения построим и проанализируем график зависимости .
Рис. 2. График экспериментальной зависимости
Контрольные вопросы
1. Угол поворота, угловая скорость, угловое ускорение.
2. Момент инерции материальной точки и твердого тела.
3. Теорема Штейнера.
4. Момент силы. Плечо силы.
5. Момент количества движения.
6. Основной закон динамики вращательного движения.
7. График зависимости в данной работе не проходит через начало координат! Почему?