Краткие методически указания по

Пермский государственный технический университет

Кафедра общей физики

Физика

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочного отделения.

Ч а с т ь II

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ

Пермь 2002

УДК 53(07):378

Б 24

План УМД 2001/2002 уч./г.

Физика: Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения. Часть II. Электричество и магнетизм / Перм. гос. техн. ун-т, Пермь, 2002. - 78 с.

Составители: Щицина Ю.К., ст. преподаватель, Вотинов Г.Н., к.ф.-м.н., ст. преподаватель, Перминов А.В.,к.ф.-м.н., ст. преподаватель, Черноиванова Т.М.,ст. преподаватель, Коновалова М.А.,ассистент. Под общей редакцией Цаплина А.И., д.т.н., профессора.

Приведены общие рекомендации по применению физических зако­нов и формулы к решению задач, рабочая про­грамма, список литературы, примеры решения задач по темам "Электричество и магнетизм", тренировочные зада­чи с ответами, проверочный тест и задачи для выполнения двух контрольных работ. Даны таблицы с номерами вариантов и номерами задач для каждого варианта, а также справочные таблицы.

Рецензент: Лоскутов К.Н., к.ф.-м.н., доцент.

Издание стереотипное. Утверждено на заседании кафедры.

ã Пермский государственный

технический университет, 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................. 4

Список литературы............................................................................ 4

1. Краткие методические указания по самостоятельному

изучению курса.................................................................................. 5

2. Методические указания к решению задач........................................ 5

3. Основные формулы. Электростатика. Электрический ток.............. 7

3.1. Примеры решения задач............................................................ 12

3.2. Тренировочные задачи............................................................... 28

3.3. Проверочный тест....................................................................... 30

3.4. Контрольная работа № 3............................................................ 32

4. Основные формулы. Электромагнетизм........................................... 42

4.1. Примеры решения задач............................................................ 45

4.2. Тренировочные задачи............................................................... 59

4.3. Проверочный тест....................................................................... 61

4.4. Контрольная работа № 4............................................................ 63

5. Вопросы для подготовки к экзамену................................................ 75

6. Справочные таблицы......................................................................... 77

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящего издания - снабдить студентов-заочников ра­бочей программой и контрольными заданиями по курсу общей физики.

Весь учебный материал программы курса разделен на три час­ти:

1. "Механика, молекулярная физика и термодинамика".

2. "Электростатика. Постоянный ток. Электромагнетизм".

3. "Оптика. Физика атома и атомного ядра".

Каждая из частей содержит: рабочую программу, список учебной литературы, примеры решения задач, тренировочные задачи, контрольные задания, справочные таблицы.

Распределение объемов занятий и видов учебной работы при изучении физики для студентов-заочников всех специальностей дано в табл. 1.

Таблица 1

  Занятия, часы    
Семестр Лекции Лабора-торные работы Практи-ческие Самосто ятельная работа Выпол-нение контро-льных работ Конт-роль
1-4 8-32 8-12 185-456 2-6 Экзамен и/или зачет

Основной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа студента над рекомендованной литературой. Целесообразно проработать материал, пользуясь примерами решения задач, тренировочными задачами, контрольными заданиями, справочными таблицами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Трофимова Т.И. Курс физики: Учебное пособие.-7 изд., испр.-М.: Высш. шк, 2001.-542 с.

Дополнительная

2. Савельев И.В. Курс общей физики. М.: Наука,1988. Т.1-3.

3. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. М.: Высш. шк., 1989.

4. Лабораторный практикум по физике. Под ред. К.А. Барсукова и Ю.И. Уханова. М.: Высш шк., 1988.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИ УКАЗАНИЯ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Методика изучения физики на заочном отделении в корне от­личается от методик для дневной формы обучения. Так, если на дневном отделении основной формой обучения являются лекции, практические и лабораторные занятия, где преподаватель излагает программный материал, решает со студентами задачи, проводит ла­бораторные занятия, проверяет знания студентов, то учебный про­цесс на заочном отделении связан с углубленной самостоятельной работой и предусматривает:

1) изучение материала программы по учебникам или учебным пособиям;

2) решение задач;

3) выполнение контрольных работ;

4) выполнение лабораторных работ;

5) сдачу зачетов и экзаменов.

Для успешного овладения материалом и сдачи экзаменов по физике необходимо руководствоваться несколькими правилами.

1. Следует изучать курс систематически в течение всего учебного года. Попытка изучить физику в сжатые сроки перед экзаменом не даст глубоких, прочных знаний и приведет к неудаче.

2. Выбрав какое-либо учебное пособие в качестве основного для определенной части курса, придерживайтесь данного пособия при изучении всей части или, по крайней мере, ее целого раздела. Замена одного пособия другим в процессе изучения может привести к утрате логической связи между отдельными вопросами. Но если выбранное пособие не дает полного или ясного ответа на некоторые вопросы программы, необходимо обращаться к другим учебным посо­биям.

3. При чтении учебного пособия составляйте конспект, в ко­тором записывайте законы и формулы, выражающие эти законы, опре­деления физических величин и их единиц, делайте чертежи и решай­те типовые задачи. При решении задач следует пользоваться Между­народной системой единиц (СИ).

4. Самостоятельную работу над курсом необходимо подвергать систематическому контролю. Для этого после изучения очередного раздела следует ставить вопросы и отвечать на них. При этом надо использовать рабочую программу курса.

5. Очень полезно прослушать установочный курс лекций, орга­низуемых для студентов-заочников, а также пользоваться очными консультациями преподавателей.

Наши рекомендации