Профессиональной компетентности будущих инженеров
Уровни сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров | Соответствующие интервалы количественных значений профессиональной компетентности будущих инженеров, определенной как площадь пятиугольника |
Оптимальный | 60,0 - 48,6 |
Допустимый | 48,6 - 21,6 |
Критический | 9,6 - 21,6 |
Недопустимый | 0,0 - 9,6 |
Используя Таблицу 1.3.7. можно определить по вычисленному значению площади многоугольника (Диаграмма 1.) какому уровню соответствует полученное по итогам диагностики количественное значение профессиональной компетентности будущих инженеров.
Форма отображения результата.Результат графического отображения профессиональной компетентности будущих инженеров, представлен на приведенной в качестве примера Диаграмме 1, основанием для построения которой является диагностические результаты за 2008 год, позволяющие оценить значения, полученные в первом и третьем (итоговом за год) контрольном срезе.
Диаграмма 1. Графическое отображение
профессиональной компетентности будущих инженеров
в экспериментальной группе студентов
На диаграмме цифровое обозначение осей соответствует показателям профессиональной компетентности: 1 – научно исследовательскому, 2 – организационно-управленческому, 3 – проектно-конструкторскому, 4 – производственно-технологическому, 5 – сервисно-эксплуатационному.
Преимущества использования. Преимущество использования лепестковой диаграммы для отображения профессиональной компетентности будущих инженеров заключается в том, что на пятиугольнике, приведенном в качестве примера на Диаграмме 1, можно наглядно оценить и сравнить между собой вклад, который вносит каждый из показателей профессиональной компетентности будущих инженеров в ее общее количественное значение.
3.2. Методические рекомендации по определению
прогнозируемого значения профессиональной компетентности
будущих инженеров в процессе изучения физики
Целевое назначение.Указанные методические рекомендации позволяют определить прогнозируемое количественное значение профессиональной компетентности будущих инженеров исходя из тенденции изменения ее значений, определенных в предыдущих контрольных срезах. Прогнозирование результатов формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики может оказаться полезным для коррекции формирующего процесса, а так же в целях оценки достоверности гипотезы исследования с использованием критерия Пирсона.
Функционально-техническое описание.Представленная методика позволяет на основании аппроксимации экспериментальных данных (количественных значений профессиональной компетентности будущих инженеров) наложить на график их изменения линию тренда и определить прогнозируемое значение в соответствии с ожидаемыми тенденциями изменения профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. Табличные процессоры Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc позволяют выбирать различные способы аппроксимации (линейную, полиномиальную, экспоненциальную и др.) в соответствии с потребностями исследования.
Методика использования. Составление прогноза и вычисление прогнозируемого значения профессиональной компетентности будущих инженеров может быть выполнено по итогам как минимум двух контрольных срезов их профессиональной компетентности. В программе Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc на график изменения диагностированных значений профессиональной компетентности будущих инженеров добавляется линия тренда с указанием уравнения аналитической зависимости. Прогнозируемые значения профессио-нальной компетентности будущих инженеров можно узнать по линии тренда, либо при помощи подстановки нужного номера среза в отображенное уравнение, тип которого выбирается в соответствии с задачами аппроксимации.
Форма отображения результата.В качестве примера приведен график (Диаграмма 2.), на котором представлены результаты трех контрольных срезов в 2008 году в экспериментальной группе студентов, а так же линия, построенная по двум контрольным срезам, позволяющая оценить тенденцию в случае линейной динамики экспериментальных данных. Диаграмма содержит так же уравнение прямой, по которому можно вычислить ожидаемое значение y в третьем срезе (переменная x = 3).
Диаграмма 2. Прогноз линейного изменения
профессиональной компетентности будущих инженеров,
составленный по двум контрольным срезам
Преимущества использования.Реализация указанной прогностической методики позволяет определить значения ожидаемого интервала в целях корректного использования критерия Пирсона, в котором обрабатываются данные из ожидаемого интервала значений по сравнению с фактическим интервалом.
3.3. Методические рекомендации по использованию сводной таблицы в целях сравнительного анализа уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров
Целевое назначение.Масштабность проводящегося педагогического эксперимента требует разработки оптимизационных способов группировки и представления данных в целях ее научно-исследовательской оценки. Настоящие методические рекомендации посвящены реализации возможности проведения автоматизированной консолидации многочисленных сведений об уровне сформированности профессиональной компетентности (для различных направлений профессиональной подготовки студентов) в виде сводной таблицы.
Функционально-техническое описание.Для того, чтобы сравнить результаты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров, проводившейся в разных группах студентов, необходимо для построения сводной таблицы в одном из листов рабочей книги Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc предварительно сформировать общую таблицу, в которую вносится информация по всем обследованным студентам. В этой общей таблице должны быть представлены данные не только о количественном значении показателей профессиональных компетенций студентов (по фамилиям), но и введен дополнительный столбец для указания направления (профиля) подготовки студентов с указанием года обучения физике. Каждому участнику обследования в общей таблице отводится 5 строк для внесения сведений о количественных значениях показателей профессиональных компетенций, полученных методом диагностики, и 5 строк для значений, полученных методом самооценки. Общее количество строк, описывающее компетентностные характеристики одного из студентов равно десяти и поэтому итоговое количество строк в общей таблице в 10 раз больше числа обследованных студентов. В общую таблицу вносится дополнительный столбец, куда пользователем ставиться флаг (маркер) для соответствующей сортировки по значению «самооценка» или «диагностика».
Методика использования.Выполняя операцию в общем меню Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc «Данные – Сводная таблица» и выбирая для анализа весь диапазон данных общей таблицы, составленной вышеуказанным способом, можно построить сводную таблиц. В оформлении элементов данных полученной сводной таблицы могут быть выбраны как минимальные, так и максимальные значения, или же приведены средние количественные значения показателей профессиональной компетентности будущих инженеров. Наличие правильно составленной сводной таблицы позволяет построить интерактивную сводную диаграмму, позволяющую так же выбирать требующиеся данные для отображения.
Форма отображения результата.Полученная сводная таблица (Рисунок 1.3.1.) позволяет выбирать в верхнем поле метод получения информации «диагностика» или «самооценка», позволяя сортировать и выбирать для отображения данные по запросу пользователя, сортируя их по направлению (профилю) подготовки, годам проведения эксперимента, а так же показателям профессиональной компетентности будущих инженеров.
Рис. 1.3.1. Пример наложения пользовательских фильтров в сводной таблице
Преимущества использования. Использование сводной таблицы позволяет сделать необходимые выборки данных по направлению (профилю) подготовки, годам проведения эксперимента и методам получения данных. А так же оценить, какие группы профессиональных компетенций будущих инженеров являются наиболее, а какие наименее развитыми, оценить динамику полученных данных для обследованных студентов в соответствии с профилем и направлением профессиональной подготовки.
3.4. Методические рекомендации по определению
наличия взаимосвязи показателей
профессиональной компетентности будущих инженеров
Целевое назначение.В целях успешного формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики не маловажно оценить наличие согласованности в сформированности показателей формируемой компетентности. Проверка постулата об интеграционном характере формируемого личностного новообразования может быть произведена при помощи следующего способа аналитической обработки экспериментальных данных.
Функционально-техническое описание.Оценить наличие, характер и возможную динамику изменения взаимосвязи показателей профессиональной компетентности будущих инженеров, определенных в соответствии с обобщенными видами профессиональной деятельности по итогам реализации экспериментальной педагогической системы в процессе изучения физики позволяет следующий способ анализа полученных экспериментальных данных. Для реализации указанного способа достаточно иметь начальные навыки работы в Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc и составить таблицы следующего содержания. В электронной таблице для каждого студента приводятся результаты диагностики по каждому показателю профессиональной компетентности будущих инженеров, общее количество участников обследования принимается за 100%. Затем по одному из показателей профессиональной компетентности производится фильтрация – из общего списка выбираются студенты, имеющие, к примеру, только оптимальный уровень развития первого выбранного показателя. Отфильтрованный по этому признаку список студентов необходимо разделить на четыре группы. Для этого необходимо выбрать второй показатель профессиональной компетентности, и с помощью фильтра выяснить, какой процент студентов, имеющих оптимальный уровень развития первого показателя, имеют оптимальный, допустимый, критический и недопустимый уровни по второму показателю. Затем так же в списке студентов устанавливаются фильтр по первому показателю профессиональной компетентности будущих инженеров для допустимого, критического и недопустимого уровней, и процесс фильтрации далее производится уже описанным способом. В сумме процентное количество студентов, разделенных на указанные четыре группы должно оказаться равным 100%.
Методика использования.Порядок работы в Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc (построения таблицы, расстановки фильтров, получения данных и построения итоговой таблицы) описан в специальном методическом руководстве пользователя. В целях определения наличия закономерности в полученных данных при построении итоговой таблицы используется заливка ячеек таблицы по следующей цветовой схеме. Если в ячейке содержится число, находящееся в пределах от 0 до 4, то заливка ячейки не производится, процент заливки цветовой ячейки равен нулю и фон ячейки остается белым. Если в ячейке содержится число, находящееся в пределах от 5 до 12, то тогда ячейка заливается серым цветом, и имеет цвет с процентом заливки 5% [ ]. Аналогичным образом, если значение числа в ячейке находится в пределах от 13 до 24, то процент заливки ячейки выбирается 15%[ ], если значение числа попадает в интервал от 25 до 37, то процент заливки ячейки составляет 25%
[ ], если же число находится в пределах от 38 до 60, то ячейка заливается темно серым цветом с процентом заливки 35%[ ]. Таким образом, чем больше количественное значение профессиональной компетентности будущих инженеров, содержащееся в ячейке, тем ярче ее заливка.
Форма отображения результата.В качестве примера в Таблице 1.3.8. приведены данные, отфильтрованные по двум показателям профессиональной компетентности будущих инженеров. Учитывая, что в настоящем исследовании принято пять показателей, то количество парных таблиц, построенному по этому принципу, равно десяти. В настоящей монографии они не приводятся ввиду их однотипного содержания.
Таблица 1.3.8.