Модель профессиональной компетентности будущих инженеров
Группа профессиональных компетенций, соответствующих научно-исследовательской деятельности инженеров | |||
Функции специалистов | Профессиональные действия инженеров | Физико-технические знания, навыки и умения, необходимые для реализации профессиональных действий инженеров | |
инвариантные | дифференцированные | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
общие для любых направлений подготовки | на примере направления подготовки 190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» | ||
1. Теоретико- проектировочная. | 1. Разработка программ и методик исследования объектов профессиональной деятельности; проведения испытаний технологических систем, сетей и оборудования. | 1. Разработка проектов, программ, методик экспериментальных исследований, связанных с испытаниями и отладкой технологий изготовления, сервиса и эксплуатации деталей и систем транспорта и транспортного оборудования. | 1. Знание основных этапов, способов и элементов проведения научно-исследовательской работы. Способность к созданию математических и физических моделей технологических процессов и систем, средств автоматизации и управления; планированию эксперимента с использованием методик математической и компьютерной обработки результатов. Навыки проведения научно-исследовательской работы, технического анализа явлений и процессов, связанных с исследованиями материаловедческой и технологической направленности и конструкторского проектирования транспорта и транспортного оборудования с использованием информационных |
1 | 2 | 3 | 4 |
технологий и современных технических средств моделирования и обработки результатов эксперимента. Умение разрабатывать программы, проекты и методики исследования технологических процессов работы транспорта и транспортного оборудования, обработки деталей и материалов, нанесения покрытий. | |||
2. Организационно-исследовательская. | 2. Обеспечение проведения экспериментальных исследований, энергосберегающих и экологических мероприятий. | 2. Организация и реализация исследований в области эксплуатации транспорта и транспортного оборудования. Подготовка и выполнение исследований, организация получения необходимых технических данных, материалов, оборудования и информации. | 2. Умение реализовывать программу осуществления научных исследований и внедрения экспериментально-технических разработок, проведения необходимых мероприятий, связанных с диагностикой и испытаниями транспорта и транспортного оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и сырьевых ресурсов. Организация и выполнение экспериментальных исследований материалов и покрытий, их характеристик, технологических параметров изготовления и последующей обработки. Умение проводить диагностику состояния и динамики объектов |
1 | 2 | 3 | 4 |
экспериментальной деятельности (технологических процессов, транспорта и транспортного оборудования, средств технического оснащения, автоматизации и управления) с использованием современных методов и аналитических средств. | |||
3. Экспериментально-аналитическая. | 3. Анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности. Анализ процесса и результатов исследований и разработка предложений по их внедрению. | 3. Изучение и анализ технических данных, показателей и результатов экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов, использование современных технических средств, методов и информационных технологий для обработки результатов эксперимента. | 3. Знание современных компьютерных методов и исследовательских методик оценки динамики показателей качества работы транспорта и транспортного оборудования. Умение применять в исследованиях уравнения равномерного, равноускоренного и равнозамедленного прямолинейного и криволинейного движения. Умение решать задачи на определение величины тормозного пути при разных дорожных покрытиях, рассчитывать кинетическую энергию, которую затратил автомобиль на преодоление участка торможения с заблокированными колесами. Умение сравнивать вычисленные значения с реальными результатами, анализировать технические данные, показатели и результаты работы, обобщать и систематизировать их. Умение решать задачи на |
1 | 2 | 3 | 4 |
определение скорости легковых автомобилей по тормозному пути с учетом всех типичных дорожно-транспортных ситуаций, вычислять параметры торможения различных транспортных средств с учетом дорожных условий. Применение законов сохранения энергии, импульса и момента импульса в инженерных задачах. | |||
4. Патентно-рационализаторская. | 4. Оптимизация процессов обеспечения качества проводимых испытаний. | 4. Проведение технико-экономического анализа работы транспорта и транспортного оборудования. Комплексное обоснование принимаемых решений, изыскание возможностей сокращения цикла выполняемых работ. Разработка новых методов и технических средств испытаний параметров технологических процессов и изделий. | 4. Умение создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать свойства и поведение объектов экспериментальной деятельности. Умение проводить литературный и патентный поиск по поставленной профессиональной проблеме, оформлять документацию по итогам изобретательской деятельности; выполнять технические отчеты о результатах научно-исследовательской работы, готовить материалы для научно-технических публикаций. Умение применять методы анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования процессов обеспечения качества, испытаний и сертификации продукции; разрабатывать и использовать системы автоматизации эксперимента; использовать компью- |
1 | 2 | 3 | 4 |
терные технологии моделирования и обработки результатов. | |||
Группа профессиональных компетенций, соответствующих организационно-управленческой деятельности инженеров | |||
1. Отчетно-аналитическая. | 1. Разработка отчетно-нормативной и технологической документации. Составление отчетов, графиков работ, заказов, заявок, инструкций, схем. | 1. Составление плана выполнения работ, сметы, заявок на детали транспортных средств и транспортного оборудования, материалы и образцы; заполнение установленной отчетности по утвержденным формам. | 1.Умение вести складской учет материалов, заказов, закупок, продаж запасных частей, формировать список работ, вести калькуляцию операций по ремонту транспортных средств, учёт оказанных услуг (прибыль, трудовложение, зарплата), вести расчет экономической эффективности. Умение формировать отчёты по складу, товарам, анализу продаж, кассовым операциям, движению финансовых потоков. Компетентность в выписке счетов, наряд-заказов, и накладных. |
2. Контрольно-стандартизационная. | 2. Учет международных стандартов ИСО 9000, регламентирующих управление качеством и безопасностью на предприятиях, осуществление технического контроля и испытаний в процессе производства. | 2. Организация системы учета качества выполняемых работ по проектированию, изготовлению, техническому диагностированию и промышленным испытаниям транспорта и транспортного оборудования и технологических процессов. | 2. Знание установленных требований, норм, правил и стандартов охраны труда, и обеспечения безопасности и экологичности производства на участке своей профессиональной деятельности. Знание государственных и международных стандартов, требований автотранспортного предприятия и сферы услуг. Использование современных средств, методов и техноло- |
1 | 2 | 3 | 4 |
гий диагностики и управления качеством работы коллектива. | |||
3. Организационно-управленческая. | 3. Организация работы подразделения; осуществление связей между исполнителями, управление технологическими процессами в соответствии с должностными обязанностями. | 3. Организация и управление работой коллектива по эксплуатации, техобслуживанию, хранению и сервису транспорта и транспортного оборудования. | 3. Знание основ менеджмента и управления коллективом. Умение определять стоимость материалов и запчастей. Знание методики расчета потребности в горюче-смазочных материалах для автопарка и оплаты труда ремонтных рабочих по штучно-калькуляционному времени. Знание алгоритма и особенностей расчета стоимости ремонта для гарантийных и находящихся на фирменном обслуживании автомобильных транспортных средств. |
4. Аттестационно-обучающая. | 4. Организация работы по повышению научно-технических знаний работников; обучение персонала в рамках принятой организацией программы усовершенствования разработки и/или производства объектов профессиональной деятельности. | 4. Обучение и аттестация обслуживающего персонала и специалистов по сервису и эксплуатации транспорта и транспортного оборудования; организация работы по повышению квалификации работников; содействие развитию инициативы, внедрению достижений науки и техники. | 4. Владение современными методами и технологиями обучения, проведения контроля качества выполняемых работ и аттестации сотрудников. Знание физических основ проведения кузовных, актикорозийных, окрасочных операций, технологии различных видов ремонта. Знание принципов работы механизмов и деталей, используемых в транспортных средствах, физических характеристик используемых материалов, агрегатов и узлов. Знание норм расхода топлива, умение |
1 | 2 | 3 | 4 |
определять километраж транспортных средств, рабочее время двигателя, количество заправленного топлива. | |||
5. Оптимизационно-управленческая. | 5. Поиск возможностей и реализация сокращения цикла работ с обеспечением необходимыми материалами, оборудованием, средствами автоматизации, информационным обеспечением профессиональной деятельности. | 5. Планирование и организация, оценка, контроль и управление процесса разработки, производства или эксплуатации транспортных средств и транспортного оборудования, технологического оснащения и автоматизации производственных и технологических процессов. | 5. Знание способов вычисления эффективности использования транспортных средств, стоимости восстановительного ремонта автомототранспортных средств и норм времени по ремонту автомобилей. Определение износа автомототранспортных средств и их комплектующих, физического износа, который может быть естественным или аварийным; функционального устаревания (морального износа); экономического (внешнего) устаревания. |
Группа профессиональных компетенций, соответствующих проектно-конструкторской деятельности инженеров | |||
1. Экспертно-аналитическая. | 1. Разработка проектов, методических и нормативных материалов, технических стандартов, документации. Обоснование предложений по осуществлению разработанных проектов и программ. | 1. Разработка нормативной, конструкторской и технологической документации, консультирование по вопросам разработки и реализации проектов технологических процессов обеспечения функционирования и безопасности работы транспорта и оборудования. | 1. Умение работать с нормативной и технической документацией, государственными стандартами, разрабатывать проектно-конструкторские описания собственных технических проектов, а так же технологических процессов и регламентов; умение составлять технические обзоры, отзывы, заключения, рекомендации. Умение читать чертежи. Умение готовить (на основе |
1 | 2 | 3 | 4 |
действующих стандартов) документацию для различных категорий специалистов, участвующих в создании, эксплуатации и сопровождении транспорта и транспортного оборудования. | |||
2. Модельно-конструкторская. | 2. Разработка моделей объектов и процессов, технологических систем, систем автоматизации и управления предприятием. | 2. Проектирование, моделирование и конструирование технологических процессов, деталей и механизмов, узлов и агрегатов транспорта и транспортного оборудования; прогнозирование их надежности с учетом технологии производства и эксплуатации. | 2. Знание основ технического конструирования и проектирования автомобилей и их частей, агрегатов, деталей, узлов. Знание принципов работы и технических характеристик деталей, механизмов, машин и их оборудования. Умение определять характеристики физических процессов: мощность, крутящий момент, степень сжатия, давление, объем и т. д. Умение учитывать в проектировании материалов и изделий заданные параметры условий эксплуатации, возможности технических средств и запросы потребителей. Умение прогнозировать надежность разрабатываемых изделий, систем и элементов транспорта и транспортного оборудования с учетом технологии производства. |
3. Контрольно-нормировочная. | 3. Стандартизация технических средств, технологических процессов, оборудования и материалов. | 3. Информационное обслуживание, метрологическое обеспечение, технический контроль транспорта и | 3. Знание основных недостатков, способов изучения и совершенствования используемых материалов, деталей, процессов, устройств, систем и |
1 | 2 | 3 | 4 |
транспортного оборудования; оценка надежности, безопасности и качества функционирования объектов проектирования. | методов их исследования. Владение методами определения состава оборудования и его технических параметров. Способность к прогнозированию и осуществлению контроля над планированием и проведением мероприятий, связанных с испытанием транспорта и транспортного оборудования и внедрением его в эксплуатацию. | ||
4. Проектно-сопроводительная. | 4. Типовое и нетиповое проектирование технологических процессов производства. Разработка, изготовление и сопровождение объектов профессиональной деятельности. | 4. Разработка проектов технических условий, стандартов, деталей, агрегатов, узлов транспорта и транспортного оборудования с учетом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования. | 4. Умение проводить системный анализ целей проекта, критериев и показателей достижения целей, объекта проектирования и предметной области, конструировать структуру их взаимосвязей. Умение конструировать технологическую оснастку, включая проведение конструкторских расчетов оснастки в целом и ее элементов (узлов, деталей) автомобилей и транспортного оборудования; обработки и переработки традиционных и нетрадиционных материалов и нанесения покрытий. Умение проводить расчеты и проектирование нетиповых средств для испытаний материалов и покрытий. Умение пользоваться информационными системами при проектировании и конструировании транспорта, |
1 | 2 | 3 | 4 |
транспортного оборудования и систем, а также технологических процессов и операций. | |||
Группа профессиональных компетенций, соответствующих производственно-технологической деятельности инженеров | |||
1. Организационно-технологическая. | 1. Организация производства, труда и управления, проведение мероприятий по обслуживанию технологического оснащения. | 1. Реализация производственной программы по техническому обслуживанию, сервису, ремонту, монтажу или изготовлению транспорта и транспортного оборудования. | 1. Знание назначения, устройства и принципов работы различных деталей и механизмов, используемых в транспорте и в транспортном оборудовании. Понимание специфики и технологии реализации производственных процессов по обслуживанию, ремонту, монтажу и изготовлению транспорта и сервисного оборудования. Знание специфики технологических процессов производства, обработки и переработки материалов и нанесения покрытий, оценки и управления качеством производственно-технологических операций. |
2. Информационно-аналитическая. | 2. Проведение анализа параметров работы технологических процессов и информационного обслуживания объектов профессиональной деятельности. | 2. Разработка и совершенствование алгоритмов расчетов параметров технологических процессов работы транспорта и транспортного оборудования. Проведение технического анализа альтернативных технологиче- | 2. Владение методиками расчета параметров технологических характеристик производственных процессов; определения оптимальных производственно-технологических режимов работы транспорта и транспортного оборудования. Способность обосновывать выбор используемых произ- |
1 | 2 | 3 | 4 |
ских вариантов. | водственных материалов, деталей и покрытий, технологий их обработки, переработки и нанесения. Умение производить (в том числе с использованием программных продуктов) комплексные технологические и проектные расчеты схем и элементов транспорта и транспортного оборудования. | ||
3. Контрольно-испытательная. | 3. Разработка программ и методик апробации и метрологического обеспечения, проведение технического контроля и испытаний объектов профессиональной деятельности. | 3. Проведение испытаний качества используемых деталей, агрегатов и узлов автомобильного транспорта и транспортного оборудования. Контроль качества сервиса и запасных частей, комплектующих изделий и материалов. Поверка точности и функциональности диагностических и измерительных средств. | 3. Наличие умений по организации и проведению технологических экспериментов, обработке и анализу их результатов с целью выработки рекомендаций, определению качества и технологических затрат используемых материалов, изделий и технологических процессов. Владение экспериментальными методиками испытаний средств технологического оснащения транспорта и транспортного оборудования. Умение проводить метрологическую поверку основных средств измерения показателей качества технологических процессов обеспечения работоспособности автомобилей и сервисных систем. Знание о классе точности измерительных приборов и погрешностях физических измерений, умение перепроверять данные при |
1 | 2 | 3 | 4 |
помощи других методов. | |||
4. Производственно-рационализаторская | 4. Разработка и проведение энергосберегающих и экологических мероприятий, содействие полезному использованию природных ресурсов, энергии и материалов, обеспечение производственной безопасности. | 4. Разработка и реализация предложений по энерго- и ресурсосбережению; обеспечению безопасных условий труда персонала. Осуществление надзора за эксплуатацией и ремонтом транспортной техники и оборудования. | 4. Умение анализировать физико-технические параметры технологических процессов и обосновать выбор материалов, оборудования и других средств технического оснащения и автоматизации производства. Умение проводить анализ эффективности используемых материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов. Знание физики коррозийных процессов, видов и особенностей протекания физико-химических взаимодействий между металлом (сплавом) и средой, приводящее к ухудшению функциональных свойств металла (сплава), среды или включающей их технической системы. Знание принципа действия и особенностей работы аккумулятора, его устройства и назначения; типы, ГОСТы подшипников, силы трения, распределение нагрузки на различные части конструкции, законы движения и физические явления качения и скольжения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Знание основ оптимизации энергосбережения, технологической и экологической безопасности проведения технологических процессов. | |||
5. Сертификационно-диагностическая. | 5. Разработка проектов технических условий, стандартов, технических описаний, а также описаний технологических процессов и регламентов. | 5. Сертификация деталей, материалов и покрытий транспорта и транспортного оборудования, стандартизация и сертификация технологических процессов, средств технологического оснащения и автоматизации производства. | 5. Разработка стандартов, технических проектов, а также описаний технических условий, технологических процессов и регламентов эксплуатации транспорта и транспортного оборудования; прогнозирование надежности эксплуатации их элементов с учетом технологии производства. Умение составлять техническую и нормативную документацию. Знание физических принципов и технических особенностей работы специальных диагностических приборов: люфтомера (проверка механизма рулевого управления, контроль углов развала и схождения); мотортестера (измерения электрических сигналов в электрических цепях любых систем двигателя, включая высоковольтную часть системы зажигания); сканера (регулировка состава газовой смеси), газоанализатора (измерение состава выхлопных газов, определение полноты сгорания топлива); динамометрического |
1 | 2 | 3 | 4 |
ключа (проверка крепления колесных болтов). | |||
6. Интеграционно-технологическая | 6. Работа над междисциплинарными проектами, участие в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами. | 6. Выполнение инновационной материаловедческой и технологической деятельности; участие в работе многопрофильной группы специалистов при разработке комплексных проектов транспорта и технической оснастки, также технологических процессов и технологических операций. | 6. Способность к взаимодействию со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами. Готовность к выполнению работ в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обеспечению, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю транспорта и транспортного оборудования. |
Группа профессиональных компетенций, соответствующих сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров | |||
1. Экспертно-аналитическая. | 1. Экспертиза и разработка эксплуатационной документации. Выработка требований и спецификаций по их модификации. | 1. Экспертиза и разработка эксплуатационной, монтажной, наладочной и ремонтной сертификационной и лицензионной документации. | 1. Умение грамотно работать с технической документацией, составлять рекомендации по эксплуатации технологических установок, транспорта и транспортного оборудования, сервисных систем. |
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Аналитико-диагностическая. | 2. Выбор методов и средств измерения и анализа эксплуатационных характеристик средств технологического оснащения, автоматизации и управления. | 2. Организация экспертиз деталей автомобилей и сервисных систем, услуг и работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования. | 2. Знание физических величин и параметров, характеризующих технологические процессы, технических характеристик эксплуатационного оборудования, средств и инструментов их измерения, методов их определения и анализа. |
3. Контрольно-диагностическая. | 3. Диагностика, надзор и контроль за состоянием технологических процессов и эксплуатацией производственных объектов. | 3. Диагностика, контроль и надзор за состоянием технических характеристик транспорта, транспортного оборудования и технологических процессов. | 3. Знание особенностей взаимодействия диагностируемых частей автомобиля. Понимание физического устройства и принципов работы транспортного оборудования, автомобилей и их частей; владение навыками технического анализа и моделирования. |
4. Эксплуатационно-сопроводительная. | 4. Управление проведением работ по техническому обслуживанию, настройке и регламентному эксплуатационному обслуживанию объектов профессиональной деятельности. | 4. Эксплуатация, определение работоспособности и надзор за безопасностью эксплуатации и технического обслуживания транспорта и транспортного оборудования. | 4. Знание физических законов и процессов, лежащих в основе принципов работы транспортных средств, узлов и агрегатов, владение методами оценки и экспертизы деталей, механизмов и устройств. Знание основ техники безопасности при работе с наземным транспортом и оборудованием. |
5. Монтажно-установочная. | 5. Инсталляция, настройка, обслуживание и сопровождение технологического оборудования и программного обеспечения. | 5. Руководство проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования; установка | 5. Знание принципов работы балансировочных и шиномонтажных стендов, ванн для проверки колес и камер, станков для правки дисков, оборудования для вытяжки и удаления |
1 | 2 | 3 | 4 |
и настройка диагностического обеспечения. | выхлопных газов, электровулканизаторов, борторасширителей, знания о физическо-химических свойствах абразивных и шиномонтажных материалов. | ||
6. Ремонтно – наладочная. | 6. Планирование и участие в проведении испытаний и определении работоспособности оборудования; руководство и участие в проведении монтажно-наладочных работ по вводу в эксплуатацию, ремонту и замене оборудования. | 6. Составление плана технологического осмотра транспорта и транспортного оборудования, реализация планового и текущего ремонта электрических схем, деталей, механических агрегатов и узлов. Техническая оценка и замена комплектующих транспорта и транспортного оборудования. | 6. Умение пользоваться такими инструментами и приборами, как пневматические инструменты, инерционные молотки, наборы пробойников, микрометры, гидравлические прессы, динамометрические ключи, насосы для масла, станки для расточки цилиндров, тормозных барабанов и дисков. А так же станками для обработки клапанных седел и направляющих втулок, сверлильными, заточными станками, стапелями для ремонта двигателя и коробки передач, стендами для испытаний и регулировки топливной аппаратуры дизельных двигателей. |
7. Оптимизационно-диагностическая. | 7. Выяснение причин существующих неисправностей в работе оборудования, организация мероприятий по их устранению и повышению эффективности его использования; | 7. Тестирование и обнаружение неисправностей в работе эксплуатируемой транспортной базы, проведение анализа и технических работ по устранению неисправностей и причин, их вызывающих. | 7. Знание способов работы со следующими приборами: тестеры проверки и регулировки фар и проверки аккумуляторов, установки для обслуживания кондиционеров. Знание физических основ и принципов действия устройств для зарядки батарей и |
1 | 2 | 3 | 4 |
проведение и участие в приемо-сдаточных испытаниях оборудования в эксплуатацию. | Проведение испытаний восстановленного транспорта и транспортного оборудования. Проведение предгарантийных испытаний. | пуска двигателя, установок для прокачки гидравлических тормозных систем и приводов сцепления, установки для замены охлаждающей жидкости и промывки системы охлаждения, установки очистки сточных вод. А так же оборудования для сбора и заправки масел, систем централизованной раздачи масел и технологических жидкостей, установок для консистентных смазок. | |
8. Контрольно- нормировочная. | 8. Контроль соблюдения установленных требований, действующих норм, правил и стандартов. | 8. Проведение контроля, анализа и оценки эффективности, экологичности и безопасности работы транспорта и транспортного оборудования. Проведение операций проверки соответствия технического состояния и оборудования автомобилей требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности. | 8. Понимание физико-технических причин возникновения люфта рулевого механизма (дефекта, увеличивающего свободный ход рулевого колеса). Знание параметров, характеризующих работоспособность рабочей тормозной системы и распределение тормозных усилий на одной оси, работоспособности стояночного тормоза. Знание физических основ функционирования световых приборов, ближнего света фар, стеклоочистителя, особенностей светопропускания стекол, методов оценки уровня шума и определение его соответствия нормам. Знание методов оценки содержания углеводородов и оксидов углерода. |
Представленная модель профессиональной компетентности будущих инженеров была сконструирована на втором (теоретико-конструирующем) этапе научно-педагогического исследования (2008-2009): на основании действующего в то время ФГОС ВПО 2009 г. Третий опытно-экспериментальный этап проведенного исследования (2009-2012) подтвердил эффективность разработанной методической системы. Тенденция высокого темпа общественного развития выражена в появлении новых ФГОС ВПО, однако, существующая преемственность совершенствования профессиональной инженерной подготовки в стандартах 2013 года и проектах ФГОС ВПО 3+ не упраздняет возможности использования предложенной модели профессиональной компетентности будущих инженеров. Для выяснения существующей тенденции непротиворечивой последовательной модернизации профессиональной подготовки в статье [86] приведен сравнительный анализ образовательных стандартов высшего профессионального образования разных поколений (ГОС ВПО 1995 г., 2001 г.; ФГОС ВПО 2009 г., 2013 г. и проекта ФГОС ВПО 3+) по направлению подготовки (на примере электротехнического направления), квалификации (степени) и видам профессиональной деятельности.
ГОС ВПО 1995 г. отличается от последующих стандартов тем, что в нем прописаны требования (упраздненные в стандартах следующих поколений) к знаниям и умениям, определяемые словами: иметь представление, понимать, быть знакомым, владеть. Условия реализации образовательной программы в ГОС ВПО 1995 г. отсутствуют, в последующих поколениях стандартов они разработаны подобно. Анализируя общую динамику изменений содержания ГОС и ФГОС ВПО, можно обнаружить следующие тенденции: расширилась область применения образовательного стандарта, стандарты стали применимы к большему числу специальностей; изменились требования к подготовке выпускников; произошел качественный переход в требованиях: от набора знаний, умений и навыков и умению решать профессиональные задачи к компетенциям; разработаны требования к условиям реализации образовательной программы, а именно к разработке основных образовательных программ подготовки, к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, к материально-техническому обеспечению учебного процесса, к организации практик; приложением к ФГОС ВПО 3-го и 3+ поколения стала примерная основная образовательная программа. В ФГОС ВПО 3+ дифференцированы общие требования к уровню сформированности компетенций: обязательный минимум сформированности и продвинутый уровень сформированности (по усмотрению вуза). ФГОС ВПО 3+ предполагает делегировать вузам детализацию основных образовательных программ через развертывание приведенной в стандарте структуры требований, уточнение состава общих и профессиональных компетенций выпускников и уровней их сформированности, а так же согласование их с региональными работодателями. ФГОС ВПО 3+ содержит общие квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу вузов по данному направлению подготовки.
Что касается видов профессиональной деятельности, то при рассмотрении содержания поколений стандартов заметно первоначальное наращивание и последующее перманентное оттачивание терминологии, если в 1995 году было указано всего 4 вида деятельности, то дальнейшее совершенствование стандартов прошло этап дробления и обособления терминологии (например, в 2001 году вместо научно-исследовательской деятельности указывалась исследовательская, вместо организационно-технологической – технологическая). В 2001 году добавлено 3 вида деятельности: эксплуатационное и сервисное обслуживание, монтажно-наладочная и организационно-управленческая. Стандарт 2009 года объединяет разобщенные ранее виды деятельности, так снова появляется научно-исследовательская деятельность вместо исследовательской, и производственно-технологическая вместо технологической. Изменилось название вида деятельности «эксплуатационное и сервисное обслуживание» на «сервисно-эксплуатационная деятельность». Остальные виды деятельности, внесенные в стандарт 2001 года, в 2009 году остались без изменений. В стандарте 2013 года сохранены все 6 видов профессиональной деятельности, присутствовавших ранее, однако они разделены по 4 вида деятельности между квалификациями академического и прикладного бакалавра. Стандарт ФГОС ВПО 3+ упраздняет 2 вида профессиональной деятельности: научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую. Но, сохранив 4 вида профессиональной деятельности, присутствовавшей в 2013 году у прикладных бакалавров, он добавляет еще 2 вида профессиональной деятельности (экспериментально-исследовательская и расчетно-проектная), которые можно сказать, являются модификацией 2 упраздненных видов.
В поколениях стандартов наблюдается последовательное уточнение, дробление квалификации (степени): инженер; бакалавр; академический и прикладной бакалавр; бакалавр, специалист (инженер), магистр. Укрупняется содержание основных образовательных программ: если в 2001 году было только три пункта, то проект ФГОС ВПО 3+ содержит их уже семь. Произведено уточнение названия «программы учебных дисциплин» на «рабочие программы курсов, предметов, учебных дисциплин (модулей) и др.». В 2009 году добавлены пункты «календарный учебный график», «методические материалы». В 2013 году добавлен пункт «финансовые условия». В проекте ФГОС ВПО 3+ добавлен пункт «государственная аттестация» при сохранении остальных пунктов. В рассмотренных поколениях стандартов выражена тенденция упрощения основания для группировки дисциплин и циклов, в ФГОС ВПО 3+ они разделены на основные и <