По теме «Агрегатные состояния вещества и термодинамика»
1. Лед, массой m, находящийся при температуре t, нагрели до температуры плавления t1, после того, как весь лед расплавился, образовалась вода. Полученную воду продолжали нагревать до температуры кипения t2, и затем все вещество перевели в пар. Температура плавления льда t1 = 00С, температура кипения воды
t2 = 1000С. Удельная теплоемкость льда равна Сл = 2,1 кДж/(кг К), удельная теплота плавления льда равна = 330 кДж/кг, удельная теплоемкость воды -
Св = 4,19 кДж/(кг К), удельная теплота парообразования воды L = 2,3 МДж/кг.
1). Определить количество теплоты Q1, необходимое для нагревания льда до температуры плавления. Изобразить процесс на графике зависимости температуры от времени.
2). Определить количество теплоты Q2, необходимое для плавления льда и количество теплоты Q3, необходимое для нагревания воды до температуры кипения. Изобразить процесс на графике зависимости температуры от времени.
3). Определить количество теплоты Q4, необходимое для парообразования воды, а так же общее количество теплоты Q, которое необходимо для превращения льда в пар. Изобразить процесс на графике зависимости температуры от времени.
Вариант | m, г | t, 0С | Вариант | m, г | t, 0С |
-12 | -98 | ||||
-27 | -32 | ||||
-37 | -43 | ||||
-33 | -54 | ||||
-47 | -65 | ||||
-57 | -76 | ||||
-67 | -87 | ||||
-43 | -98 | ||||
-53 | -45 | ||||
-63 | -34 | ||||
-87 | -77 | ||||
-97 | -66 | ||||
-56 | -56 | ||||
-76 | -67 | ||||
-87 | -78 | ||||
-9 |
2. В помещении находится психрометр, сухой термометр которого показывает температуру t0, а влажный температуру t1.
1). Чему равна разность температур ? Пользуясь психрометрической таблицей, определите влажность воздуха в помещении .
2). Пользуясь таблицей для давления насыщенного водяного пара, определите давления p1 и р2 для данных температур.
3). Оцените, на сколько комфортными являются полученные значения для человека. Если условия являются не комфортными, то предложите, что нужно сделать, чтобы их улучшить.
Вариант | t0, 0С | t1, 0С | Вариант | t0, 0С | t1, 0С |
3. Некоторая жидкость плотностью , с коэффициентом поверхностного натяжения находится в капилляре диаметром d и поднимается на высоту h.
1). Найдите радиус r капилляра. Определить на какую высоту h поднимется жидкость по капилляру.
2). Определить объем жидкости V, находящейся в капиллярной трубке.
3). Определить массу воды m, поднявшейся по капиллярной трубке.
Вариант | Вид жидкости | d, мм |
Бензин | 1,1 | |
Вода | 1,0 | |
Керосин | 2,1 | |
Глицерин | 2,2 | |
Масло касторовое | 2,3 | |
Спирт | 2,4 | |
Ртуть | 1,2 | |
Ацетон | 1,3 | |
Масло касторовое | 1,4 | |
Спирт | 1,1 | |
Ртуть | 1,0 | |
Ацетон | 1,0 | |
Керосин | 1,8 | |
Бензин | 1,9 | |
Вода | 2,0 | |
Керосин | 1,1 | |
Глицерин | 1,0 | |
Масло касторовое | 2,1 | |
Спирт | 2,2 | |
Ртуть | 2,3 | |
Ацетон | 2,4 | |
Бензин | 1,0 | |
Вода | 1,2 | |
Керосин | 1,3 | |
Глицерин | 1,4 | |
Масло касторовое | 1,5 | |
Спирт | 1,6 | |
Ртуть | 1,7 | |
Ацетон | 1,8 | |
Ртуть | 1,9 | |
Глицерин | 2,0 |
4. Проделайте эксперименты:
4.1. Опустите проволочную петлю в стакан с мыльной водой, а затем осторожно выньте ее из воды. В петле образовалась водяная пленка. Осторожно изменяйте площадь поверхности пленки. Для этого раздвигайте и сближайте концы проволочной петли.
1). Какая сила удерживает воду в петле?
4.2. Наберите в пипетку воды. Слегка нажимайте на резиновый баллончик, при этом образуются капли.
1). Какова их форма? Какие силы действуют на каплю воды?
2). Как они изменяются в процессе роста капли?
3). Почему капля воды отрывается от пипетки? Какие силы действуют на каплю во время ее падения? Силой сопротивления воздуха и архимедовой силой можно пренебречь.
4.3. Исследуйте зависимость поверхностного натяжения жидкости от температуры и природы граничащих сред. Сделайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2…3 мм. Положите его при помощи проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, затем горячей. Сравните результаты опытов и объясните их. Зависит ли поверхностное натяжение воды от температуры? По какому признаку можно судить об этом?
5. К проволоке длиной l0, площадью поперечного сечения S, приложена некоторая сила F, под действием этой силы ее длина стала равна l.
1). Переведите все величины в СИ. Чему равно абсолютное удлинение проволоки ?
2). Чему равно относительное удлинение проволоки ?
3). Чему равна сила F, действующая на проволоку?
Вариант | l0, мм | S, мм2 | Материал | l, мм |
1,1 | Алюминий | |||
2,7 | Бетон | |||
3,3 | Железо | |||
4,4 | Латунь | |||
2,5 | Медь | |||
3,5 | Свинец | |||
4,5 | Сталь | |||
1,5 | Чугун | |||
1,2 | Алюминий | |||
2,3 | Бетон | |||
3,4 | Железо | |||
1,3 | Латунь | |||
1,4 | Медь | |||
1,5 | Свинец | |||
1,6 | Сталь | |||
1,7 | Чугун | |||
1,8 | Алюминий | |||
1,9 | Бетон | |||
2,1 | Железо | |||
2,2 | Латунь | |||
2,3 | Медь | |||
2,4 | Свинец | |||
2,5 | Сталь | |||
2,6 | Чугун | |||
2,7 | Алюминий | |||
2,8 | Бетон | |||
2,9 | Железо | |||
3,1 | Латунь | |||
3,2 | Медь | |||
3,3 | Свинец | |||
3,4 | Сталь |
6. Идеальный газ массой m имеет начальную температуру t0 и занимает объем V0 при давлении р, в результате теплового контакта его температура изменилась до t1, а объем стал V1.
1). Переведите все величины в СИ. Насколько и как изменились температура газа и его объем ? Чему равна начальная U1и конечная U2 внутренние энергии газа?
2). Насколько и как изменилась его внутренняя энергия при тепловом контакте? Какую работу совершил при этом газ A|?
3). Чему равно количество теплоты Q, сообщенное или отведенное газу? Сделайте вывод.
Вариант | Газ | m, г | t0, 0С | V0, м3 | р, кПа | t1, 0С | V1, м3 |
Н2SO4 | |||||||
CO2 | |||||||
O2 | |||||||
H2 | |||||||
SO3 | |||||||
CO | |||||||
HCl | |||||||
CH4 | |||||||
Н2SO4 | |||||||
CO2 | |||||||
O2 | |||||||
H2 | |||||||
SO3 | |||||||
CO | |||||||
HCl | |||||||
CH4 | |||||||
Н2SO4 | |||||||
CO2 | |||||||
O2 | |||||||
H2 | |||||||
SO3 | |||||||
CO | |||||||
HCl | |||||||
CH4 | |||||||
Н2SO4 | |||||||
CO2 | |||||||
O2 | |||||||
H2 | |||||||
SO3 | |||||||
CO | |||||||
HCl |
7. Идеальная тепловая машина получает от нагревателя количество теплоты Q1, а отдает холодильнику количество теплоты Q2.
1). Вычислить работу А/, совершаемую тепловой машиной. Вычислить КПД тепловой машины .
2). Чему равна температура нагревателя Т1, если температура холодильника Т2.
3). Какой должна быть температура нагревателя Т1|, чтобы КПД тепловой машины увеличилось в два раза ?
Все ответы округлите до десятых.