Контрольный этап педагогического исследования 2012 г.г
Задачи этапа | Ожидаемые результаты |
1. Анализ результатов применения системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики. | 1. По итогам многопланового всестороннего анализа результатов применения системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики установлена ее эффективность. |
2. Обобщение результатов, синтез новых выводов по итогам оценки эффективности использовавшейся экспериментальной системы. | 2. Произведено сравнение итогового уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров в экспериментальных группах, в которых происходило внедрение экспериментальной методической системы, и в контрольных группах студентов, изучавших физику по традиционной системе обучения. Дана статистическая оценка данных об уровнях сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров, полученных методами диагностики и самооценки. Доказана сходимость результатов, полученных различными исследовательскими методами, установлена существенная значимость величины скорости роста профессиональной компетентности будущих инженеров по итогам внедрения рассматриваемой педагогической системы. |
На четвертом (контрольном) этапе проводившегося педагогического эксперимента могут быть реализованы следующие методы исследования:
– фиксирование и обработка результатов профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса физики;
– статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, построение различных выборок полученных данных и их сопоставление, сравнительный, графический и корреляционный анализ.
Достоверность оценки полученных данных по итогам их аналитической обработки указанными методами может определяться с помощью качественного и количественного описания параметров и характеристик уровней профессиональной компетентности будущих инженеров и ее составляющих компетенций, сопоставляемых и оцениваемых по результатам контрольно-диагностических измерений и их последующей статистической обработки.
Охарактеризуем более подробно содержание некоторых методов экспериментальной проверки гипотезы исследования, применявшихся в проведенных опытных испытаниях и контрольных срезах. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил определить уровень профессиональной компетентности будущих инженеров, выявить их учебные затруднения. Сравнительный анализ результатов экспериментальных данных дал возможность выяснить общую картину изменения уровня сформирорванности профессиональной компетентности будущих инженеров, определить наличие и характер взаимосвязи между компонентами рассматриваемой компетентности. Опросные методы (интервьюирование, анкетирование) использовались в целях выявления мнения студентов о необходимости повышения качества профессиональной подготовки в процессе изучения физики. Многофакторная обработка экспериментальных сведений полученных по итогам проведенного исследования позволила оптимизировать их представление и отображение, провести прогнозирование результатов анализа полученных статистических массивов данных с помощью компьютеризированного автором монографии способа оценки изменения уровня сформированности профессиональной компетентности будущих инженеров по итогам реализации методической системы в процессе изучения физики.
Комплексный интегративный характер проведения экспериментального педагогического исследования, оптимизация выбора и сочетания используемых методов и методик может стать основанием для аргументации суждения относительно достаточной надежности и достоверности полученных результатов.
Следует отметить, что с переходом на бакалавриат в высших образовательных учреждениях стала выраженной тенденция уменьшения количества студентов в группах. В связи с этим необходима организационно-методическая коррекция деятельности по формированию профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики. А именно, уменьшение количества студентов в группах может стать основанием для более детальной дифференциации формирования профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе изучения физики с учетом их личностных и индивидуально-психологических особенностей. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в процессе изучения физики может способствовать интенсивной и качественной (заранее смоделированной по заданным профессионально-ценностным параметрам) трансформации личности студента под действием личностно-коммуникационного влияния целеполагающей, ранжирующей, формирующей и контрольной функций педагога. Малая комплектация групп студентов увеличивает «коэффициент полезного действия» развивающей и контрольно-оценочной функции процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики; способствует тщательной, регулярной и своевременно корректируемой самоорганизации учебной деятельности студентов по физике. Профессионализация личности будущих инженеров в условиях малой комплектации групп студентов позволяет ориентировать процесс обучения физики на пропедевтическую диагностику сложностей, ошибок и затруднений в процессе учебно-профессиональной подготовки. К числу плюсов можно отнести реализацию учебной деятельности в процессе изучения физики, выполняемую с учетом установившегося микроклимата в малой группе студентов и сложившихся взаимоотношений субъектов формирующего педагогического процесса. С другой стороны, открытость процесса обучения физике в малочисленных группах, может в условиях пристального наблюдения со стороны педагога и товарищей, ослабить индивидуальную маршрутизацию обучения курсу указанной дисциплины, уменьшить самостоятельность и подтолкнуть студентов к копированию наблюдаемых в группе способов выполнения физико-технических решений.
Существенное сокращение числа часов, отводящихся на изучение курса физики в связи с переходом на подготовку бакалавров потребовало не только пересмотра тематического плана и составления новых учебно-методических комплексов и рабочих программ обучения физике студентов различных инженерно-технических специальностей. Структурная реорганизация процесса изучения физики в русле реализации компетентностной стратегии высшего технического образования потребовала полностью изменить традиционный содержательно-методический подход к обучению студентов курсу указанной дисциплины. Сокращение числа часов на изучение физики, урезание тематического материала, безусловно, является серьезным основанием для полного пересмотра в целом всей методической системы установленного обучения физике студентов инженерно-технических специальностей. А именно, изменение целевой направленности процесса обучения, превращение обучения в профессионально-ориентированный учебно-практический и функционально-деятельностный тренажер для формирования и отработки элементов профессиональной деятельности будущих инженеров на базе изучения курса физики в вузе. Измененные рабочие программы, учебно-методические комплексы курса физики, разработанные для обучения бакалавров, имеют своей задачей подготовку квалифицированных кадров, имеющих достаточные, устойчивые, глубокие и прочные знания по физике; а так же необходимые профессиональные компетенции для применения полученных физико-технических знаний в соответствующей направлению и профилю подготовки профессиональной области. Во второй главе настоящей монографии приведен фрагмент рабочей программы по физики, включающий в себя технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения указанной дисциплины. Методическая и научно теоретическая разработка системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики и ее успешная апробация позволила качественно осуществить заранее продуманный и адаптированный переход к изменению структуры обучения курсу физики в связи с переходом на бакалавриат. Таким образом, логичная и необходимая методическая трансформация процесса изучения физики, в связи с подготовкой выпускников, получающих квалификацию «бакалавр», может быть успешно реализована в результате внедрения системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.