Место дисциплины в структуре ООП: федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин
Программа, методические указания
И контрольные задания по курсу
ФИЗИКА
Рекомендуется для направления подготовки специальности
210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Часть 1
Ростов-на-Дону
2011 г.
План УМД на 2011/2012 уч.г.
Программа, методические указания
и контрольные задания по курсу
ФИЗИКА
Рекомендуется для направления подготовки специальности
210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Часть1
Составители: Я.Б.Константинова, канд. физ.-мат. наук, доцент
Б.Б.Конкин, канд. физ.-мат. наук, доцент
Издание утверждено на заседании кафедры 12.09.11
Рецензент А.Э. Мясникова, доктор физ.- мат. наук, доцент
Цели и задачи дисциплины «Физика»
Модернизация и развитие курса общей физики связаны с возрастающей ролью фундаментальных наук в подготовке бакалавра. Внедрение высоких технологий предполагает основательное знакомство как с классическими, так и с новейшими методами и результатами физических исследований. При этом бакалавр должен получить не только физические знания, но и навыки их дальнейшего пополнения, научиться пользоваться современной литературой, в том числе электронной.
Физика создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывает фундамент последующего обучения в магистратуре, аспирантуре. Она даёт цельное представление о физических законах окружающего мира в их единстве и взаимосвязи, вооружает бакалавров необходимыми знаниями для решения научно-технических задач в теоретических и прикладных аспектах.
Значение курса общей физики в высшем и среднем образовании определено ролью науки в жизни современного общества. Наряду с освоением знаний о конкретных экспериментальных фактах, законах, теориях в настоящее время учебная дисциплина «Физика» приобрела исключительное гносеологическое значение. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Поэтому программа дисциплины «Физика» должна быть сформирована таким образом, чтобы дать студентам представление об основных разделах физики, познакомить их с наиболее важными экспериментальными и теоретическими результатами. Эта дисциплина должна провести демаркацию между научным и антинаучным подходом в изучении окружающего мира, научить строить физические модели происходящего и устанавливать связь между явлениями, привить понимание причинно-следственной связи между явлениями. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, дисциплина «Физика» является идеальной для решения этой задачи, формируя у студентов подлинно научное мировоззрение.
Физика должна также создать базу для изучения общепрофессиональных и социальных дисциплин и обеспечить применение положений фундаментальной физики при создании и реализации новых технологий в области инфокоммуникационных технологий и систем связи.
Место дисциплины в структуре ООП: федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин.
Дисциплина «Физика», входящая в Федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин в государственных образовательных стандартах 3-го поколения, предназначена для ознакомления студентов с современной физической картиной мира, приобретения навыков экспериментального исследования физических явлений и процессов, изучения теоретических методов анализа физических явлений, обучения грамотному применению положений фундаментальной физики к научному анализу ситуаций, с которыми бакалавру придется сталкиваться при создании новых технологий, а также выработки у студентов основ естественнонаучного мировоззрения и ознакомления с историей развития физики и основных её открытий.
В результате освоения дисциплины «Физика» студент должен изучить физические явления и законы физики, границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях; познакомиться с основными физическими величинами, знать их определение, смысл, способы и единицы их измерения; представлять себе фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; знать назначение и принципы действия важнейших физических приборов.
Кроме того, студент должен приобрести навыки работы с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; навыки использования различных методик физических измерений и обработки экспериментальных данных; навыки проведения адекватного физического и математического моделирования, а также применения методов физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем. Предполагается, что бакалавр, независимо от профиля подготовки, должен понимать и использовать в своей практической деятельности базовые концепции и методы, развитые в современном естествознании.
Для успешного изучения курса «Физика» студенты должны уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, уметь использовать основные законы физики, применять методы математического анализа и высшей математики, знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; быть способным к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ.
Овладение предметом дисциплины «Физика» является обязательным для изучения 45 последующих дисциплин учебного плана.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:- основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях.
- основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения.
- фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки.
- назначение и принципы действия важнейших физических приборов.
Уметь: - объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий.
- указать, какие законы описывают данное явление или эффект.
- истолковывать смысл физических величин и понятий.
- записывать уравнения для физических величин в системе СИ.
- работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории.
-использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных.
-использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
Владеть навыками:
- использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях и, в первую очередь, в области инфокоммуникационных технологий.
- применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач.
- правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной физической лаборатории.
- обработки и интерпретирования результатов эксперимента.
-использования методов физического моделирования в производственной практике.