Отступление первое. Стратегия развития.
В качестве отправной точки использую высказывание:
«Не роились, а росли и росли...Я понял одно, и ОЧЕНЬ ТВЁРДО: СИЛЬНОЙ СЕМЬЕ НИЧТО НЕ ПОМЕХА! Одно важное но! Эти гиганты я расширял "в наглую" целыми корпусами, но ИМЕННО - ТОЛЬКО СНИЗУ. СНИЗУ!!! Такой вот интересный опыт имеется...»
Пчелиная семья как биологическая система является самонастраивающейся, то есть происходит изменение качества регулирования в сторону ОПТИМИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ для реализации целевой функции в максимально полном объеме. Для описания критических уровней в развитии биологических систем разработаны многочисленные факториальные и синтетические модели с использованием демографических подходов. И здесь кроется принципиальное отличие пчелиной семьи от любой другой биологической системы в силу определенной статичности основных демографических параметров (длительность периода развития пререпродуктивных фаз, вероятности дожития и т.д.) из-за практически постоянной температуры в зоне расплода. Это возможно при определенных энергетических затратах в общем балансе выполняемых работ. Следовательно, удельные затраты энергии лежат в основе «выбора» стратегии развития. Следует учесть еще один момент. К моменту начала яйцекладки возрастной состав зимовалых пчел достаточно однороден и состоит в большинстве своем из пчел в возрасте около 200 дней. Им предстоит не только выкормить сеголетних пчел себе на смену, обеспечивая температурный режим расплода, но и взять на себя часть их функций к моменту пыльцевого взятка. Это определяет одну из трех возможных стратегий развития (рис. 5):
1) максимально быстрое наращивание расплода (кривая роста Гомперца) с увеличением летных сеголетних пчел к началу взятка; 2) равномерное наращивание расплода с меньшими энергозатратами; 3) постепенное наращивание расплода в силу ограниченности в возможностях терморегуляции или значительных энергозатрат (кривая роста Ферхюльста-Пирла). Цена стратегии – возможность использовать весенний взяток, быстрое преодоление критического соотношения возрастных групп, устойчивое развитие в течение сезона.
При выборе экстенсивной стратегии (логиста – рис. 7) к концу апреля численность летных пчел и основной группы 12-18 дневных пчел равны, семья ориентирована на внутреннее развитие. При выборе интенсивной стратегии (рис. 6) к концу
апреля численность летных пчел более чем вдвое превышает численность группы 12-18 дневных, функционально связанных с приемкой и обработкой нектара и строительством сот. Семья ориентирована на взяток. При выборе промежуточной стратегии (рис. 8) численность летных
пчел также значительно превышает численность пчел 12-18 дневных, но в два раза меньше, чем в случае интенсивной стратегии. Семья находится в неустойчивом состоянии относительно взятка и загруженности 12-18 дневных пчел работой.
К концу мая общая численность расплода становится практически одинаковой (рис. 9) , но
распределение основных функциональных групп пчел резко отличается (рис. 10) , что приводит
к разному развитию строительного блока и разной занятости пчел в улье.