Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. При изучении курса необходимо добиться полного и сознательного усвоения теоретических основ физики, научится применять теорию к решению задач.
При изучении курса необходимо добиться полного и сознательного усвоения теоретических основ физики, научится применять теорию к решению задач.
Приступая к изучению каждого нового раздела курса, прежде всего, следует ознакомиться с содержанием темы по программе и методическим указаниям, уяснить объем темы и последовательность рассматриваемых в ней вопросов.
При изучении физики рекомендуется просматривать весь материал темы, чтобы составить о нем первоначальное представление.
Приступая впервые к работе над учебником, необходимо предварительно ознакомится с ним. Оглавление книги укажет на её содержание, предисловие и введение дадут представление о содержании книги, а беглый просмотр поможет узнать, какие в книге имеются таблицы, схемы, графики и другой иллюстративный материал.
При работе над книгой студенту необходимо выделять в тексте главное, разбираться в закономерностях, выводах формул. При чтении книги нужно внимательно рассматривать имеющийся в ней иллюстративный материал.
Закончив изучение темы, прежде чем переходить к следующей, следует ответить на вопросы и тесты по данной теме, помещенные в конце соответствующей главы и предназначенные для самопроверки приобретенных знаний. Изучение материала учебника должно сопровождаться выполнением содержащихся в нем (или методических указаниях) упражнений и решением задач, относящихся к рассматриваемой теме.
В начале каждого учебного года студент–заочник должен выяснить, сколько контрольных работ по физики полагается выполнить. В случае каких- либо затруднений в самостоятельной работе студент всегда может обратиться за консультацией к преподавателю в письменной форме или устно
10. Глоссарий основных терминов и определений дисциплины «Физика»
№№ п/п | Новые понятия | Содержание |
Адиабата | Кривая, представляющая графически адиабатный процесс. | |
Адиабатный процесс | Термодинамический процесс, происходящий в отсутствие теплообмена с внешней средой. | |
Атом | Наименьшая частица вещества, сохраняющая химическую индивидуальность. | |
Альфа-распад | Вид радиоактивного превращения атомного ядра, при котором оно испускает альфа-частицы. | |
Альфа-частица | Ядро атома тяжелого изотопа гелия, испускаемое при радиоактивном превращении. | |
Беккерель | Единица активности радиоактивного изотопа, соответствующая одному акту радиоактивного превращения в секунду. | |
Бета-распад | Вид радиоактивного превращения атомного ядра, при котором оно испускает бета-частицы ( электроны или позитроны ). | |
Гамма-излуче-ние | Электромагнитное излучение, испускаемое радиоак-тивными атомными ядрами при некоторых радиоак-тивных превращениях. | |
Диполь электри-ческий | Физический объект, в котором взамодействующие разноименные электрические заряды пространственно разделены. | |
Дисперсия света | Зависимость показателя преломления оптической среды от частоты света или зависимость фазовой скорости световых волн в оптической среде от их частоты. | |
Дифракция | Явления, возникающие при огибании волнами препят-ствия. | |
Дифракционная решетка | Оптический прибор, предназначенный для наблюде-ния спектра света, измерений длин световых волн и измерения интенсивности света, переносимого волна-ми разных частот. | |
Диффузия | Процесс направленного переноса частиц вещества в различных средах, обусловленный хаотическим тепло-вым движением молекул среды. Диффузия вызывается разностью концентрации, диффундирующего веще-ства, разностью температуры или давления в разных участках среды. | |
Диэлектрики | Вещества, не имеющие в своем составе носителей заряда, способных свободно перемещаться в веществе. | |
Изотопы | Атомы одного и того же химического элемента, атомные ядра которых имеют одинаковое количество протонов, но различаются числом нейтронов. | |
Интерференция | Явления увеличения и уменьшения интенсивности волн в разных точках пространства, наблюдаемые при взаимодействии волн, имеющих одинаковую частоту. | |
Ионизация | Удаление из атома или молекулы одного или несколь-ких электронов. | |
Нейтрон | Форма нуклона, не имеющая электрического заряда. | |
Нуклон | Общее название элементарных частиц протона и нейтрона. | |
Осциллятор | Колебательная система. | |
Позитрон | Элементарная частица с массой, равной массе элек-трона, и положительным зарядом, равным по величи-не заряду электрона. Является античастицей для элек-трона. | |
Поляризация диэлектрика | Возникновение в диэлектрике внутреннего электри-ческого поля при воздействии поля внешнего. | |
Протон | Форма нуклона, имеющая элементарный положитель-ный электрический заряд. | |
Радиоактивность | Самопроизвольный переход атомного ядра из менее устойчивого состояния в более устойчивое, сопро-вождающийся испусканием быстрых частиц и/или гамма-квантов. | |
Радионуклид | Ядро атома радиоактивного изотопа. | |
Температура | Термодинамический параметр, определяющий внутреннюю энергию термодинамической системы. | |
Термодинамика | Раздел физики, изучающий термодинамические системы и их переходы из одного состояния в другое. | |
Эквипотенциаль | Линия, вдоль которой электрический потенциал имеет постоянное значение. Является линией пересечения эквипотенциальной поверхности и плоскости. | |
Эквипотенци-альная поверх-ность | Поверхность, на которой величина электрического потенциала остается постоянной. | |
Электрон | Элементарная частица, обладающая элементарным отрицательным электрическим зарядом, с массой составляющей 1/1836 часть от массы протона. | |
Ядро атомное | Положительно заряженная центральная часть атома, в которой сосредоточена практически вся его масса. |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цель и задачи дисциплины 3
2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины. 3
3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы 5
4. Содержание дисциплины 6
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
и виды учебной работы 6
4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей
дисциплины 13
4.3. Содержание учебно-образовательных модулей 17
4.4 Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения 21
4.5 Лабораторные работы и практические занятия 23
5. Самостоятельная работа студентов 30
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 39
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 40
8. Контроль и оценка результатов обучения 42
8.1 Контроль знаний по дисциплине 42
8.2 Рейтинговая оценка по дисциплине 43
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 45
10. Глоссарий основных терминов и определений дисциплины «Физика» 46