График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
УТВЕРЖДАЮ
Декан технического факультета
_____________ С.О.Нукешев
«» ___________ 2013 г.
ПРОГРАММА
Дисциплины для студентов
(SYLLABUS)
по дисциплине ФИЗИКА
для направления Технические науки и технологии
для специальности 5В072400 «Технологические машины
и оборудование»
Астана - 2013
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании
ГОСО РК 3.08.270-2006 __ специальности_5В072400 «Технологические машины и оборудование» и типовой программы, утвержденной МО и Н РК от 3.08.2006 г._ для высших учебных заведений для специальности (направления) 5В072400 «Технологические машины и оборудование»
и в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденным
«______» ____2012 г.
Рассмотрена на заседании кафедры __ физики и химии____
«____» ______ 2013 г., протокол № ____
Заведующий кафедрой _____________
Рекомендована методической комиссией технического факультета
«_____»_______________2013 г., протокол № _____
Председатель МК _________
ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ:
Доцент кафедры физики и химии, к.х.н. Мукашева Алия Кенжебековна
Аудитория, время пребывания на кафедре: согласно расписанию занятий.
1.ДАННЫЕ О ДИСЦИПЛИНЕ:
Дисциплина: физика
Код дисциплины:
Форма обучения: дневная
Курс: 1
Семестр: 2
количество кредитов – 3
лекционные занятия – 15
лабораторные занятия – 15
практические занятия - 15
СРСП – 30
СРС – 60
Всего часов – 135
экзамен: 2 семестр
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Недели семестра | всего | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Лабораторные | ||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Итого: |
3. ПРЕРЕКВИЗИТЫ:физика, химия, математика в объеме средней школы.
4. ПОСТРЕКВИЗИТЫ: спецдисциплины соответствующих учебных планов.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
5.1 Цели изучения курса:
• заложить теоретический фундамент
• научить студента понимать и использовать инструментарий дисциплины
• формировать личность студента, развивать интеллект
• пробудить интерес к эксперименту.
5.2 Задачи изучения курса:
• раскрыть суть и возможности законов, лежащих в основе дисциплины
• сформировать понимание происходящих физических явлений
• получить практические навыки добывания необходимой информации
• овладеть методами расчета типовых задач,
• знать и уметь эксплуатировать современную научную аппаратуру
• приобрести навыки проведения научных исследований, обработки, оценки, и анализа результатов эксперимента
• представлять логическую связь с будущей профессией
5.3 В результате изучения курса физики студент должен:
- знать фундаментальные и основные законы природы, связь физики с другими отраслями науки и техники.
- уметьприменять основные положения и законы физики, методы измерения физических величин к анализу конкретных явлений, оценивать точность полученных экспериментальных результатов, работать с учебной и справочной литературой с целью самостоятельного приобретения новых знаний, связанных с будущей работой по специальности.
- иметьнавыки проведения физического эксперимента, работы с измерительными приборами, расчета и обработки полученных данных.
Содержание курса
6.1 Перечень лекционных занятий
Наименование темы | Объем, час. | Литература | Текущий контрольбалл | |||
1.Физические основы механики.Общая структура и задачи курса физики. Элементы кинематикипоступательного и вращательного движений.Нормальное и касательное ускорения. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
2. Динамика частиц.Основная задача динамики. Масса, сила и импульс. Современная трактовка законов Ньютона. Сила как производная импульса. Третий закон Ньютона и закон сохранения импульса. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
3. Работа и энергия. Удар. Мощность. Консервативные и неконсервативные силы. Закон сохранения энергии. Удар абсолютно упругих и неупругих тел. Применение законов сохранения импульса и энергии к расчету удара двух тел. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
4.Твердое тело в механике. Динамика вращательного движения. Момент инерции, момент силы, момент импульса. Закон сохранения момента импульса. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
5.Физика колебаний.Гармонические колебания и их характеристики. Динамика гармонических колебаний. Маятники. Дифференциальное уравнение гармонических колебаний и его решение. Сложение гармонических колебаний. Затухающие и вынужденные колебания.Резонанс. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
6. Основы молекулярной физики. Уравнения молекулярно-кинетической теории идеальных газов и следствия из него. Газовые законы. Уравнение состояния. Число степеней свободы молекулы. Статистические распределения. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
7. Основы термодинамики.Первое начало термодинамики. Теплоемкость. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. Второе начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия. Тепловые двигатели и его к.п.д. для идеального газа. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
8.Электростатика.Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле и его характеристики. Работа электрического поля. Связь напряженности с потенциалом электростатического поля. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
9. Постоянный электрический ток.Характеристика и условия существования тока. Законы Ома и Джоуля — Ленца.Разность потенциалов, электродвижущая сила, напряжение. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
10. Магнитное поле в вакууме и в веществе. Магнитное поле и его характеристики. Закон Ампера. Закон Био-Савара-Лапласа и его применение к расчету магнитных полей. Магнетики. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
11. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея и правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Токи замыкания и размыкания. Взаимная индукция. Энергия магнитного поля. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
12. Основы теории Максвелла для электромагнитного поля. Система уравнений Максвелла для электромагнитного поля. Электрический колебательный контур. Электромагнитные волны. Переменный электрический ток. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
13.Волновая оптика. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция, дифракция и поляризация волн. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
14. Квантовая природа излучения. Фотометрия. Тепловое излучение и его характеристики. Законы теплового излучения. Квантовая гипотеза.Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Эффект Комптона. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
15.Элементы квантовой физики атомов. Строение атома. Постулаты Бора. Соотношение неопределенностей. Элементы физики атомного ядра и элементарных частиц.Строение атомных ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | 1,2,4 | 0,2 | ||||
Практические занятия
Наименование темы | Объем, час. | Литература | Текущий контроль балл |
1. Кинематическое описание движения | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 1.2, 1.8 | 0,5 | |
2. Законы динамики поступательного движения. Закон сохранения импульса, энергии. Работа и энергия. | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 2.4, 3.4, 3.7 | ||
3. Динамика вращательного движения. | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 4.2, 4.10 | 0,5 | |
4. Механические колебания и волны. | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 15.1, 15.3 | ||
5.Основымолекулярно-кинетической теории | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 6.1, 6.4 | 0,5 | |
6. Первое и второе начала термодина-мики. Цикл Карно. | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 8.2, 8.5 | 0,5 | |
7. Применение теоремы Гаусса для расчета напряженности и потенциала электростатического поля | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 9.5, 10.10 | ||
8. Законы постоянного тока | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 11.5, 11.7 | ||
9. Магнитное поле. Закон Био-Савара-Лапласа. Принцип суперпозиции | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 12.2, 12.4 | 0,5 | |
10. Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля. | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 13.1, 13.4 | ||
11. Электромагнитные колебания и волны | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 14.6, 15.8, | 0,5 | |
12. Волновая оптика | В.Т.Ветрова № 18.1, 20.2 | ||
13. Квантовая природа излучения | В.Т.Ветрова , №21.3 21.4 | ||
14. Элементы атомной физики | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 22.1, 22.2 | ||
15. Основы физики атомного ядра | В.Т.Ветрова Сб. задач по физике,1991г., № 24.3, 24..5 |
Лабораторные занятия
Наименование темы | Объем, час. | Литература | Текущий контроль балл |
Методы математической обработки результатов измерений | УМК | 0.5 | |
Изучение движения тел по наклонной плоскости | № 3 | ||
Определение момента инерции маятника Максвелла | № 9 | 0,5 | |
Изучение пружинного маятника | № 5 | ||
Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса | № 14 | ||
Определение отношения cp/cv методом адиабатического расширения | № 15 | ||
Электроизиерительные приборы | № 5.1.1 | 0,.5 | |
Определение сопротивления проводни-ков методом мостиковой схемы | № 22 | ||
Измерение горизонтальной составляю-щей магнитной индукции Земли | № 28 | ||
Изучение цепи переменного тока | № 39 | ||
Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки | № 41 | ||
Изучение поляризации света. Закон Малюса. | № 44 | ||
Снятие вольтамперной характеристики фотоэлемента | № 47 | ||
Изучение законов теплового излучения | № 50 | ||
Определение фокусного расстояния собирающей линзы | № 7.1.1 | 0,5 |
График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
№п/п | Тема | Задания СРС Цель и содержание | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Оценочные баллы | ||
1. 2 | Кинематика | Анализ графиков поступательного движения. | 1, 2 | Отчет | 0,8 | |||
2. 4 | Динамика | Масса, центр масс, сила, сложение сил. Взаимодействие тел. | 1,2,4 | Отчет | 0,8 | |||
3. 3 | Вращательное движение | Движение тел по окружности. Изучение законов вращательного движения тел. | 1,2,4 | Отчет | 0,8 | |||
4. | Закон сохранения импульса | Знание физической сущности работы и импульса. | 1,2,4 | Отчет | 0,8 | |||
5. | Колебания | Использование знания законов для нахождения основных физических величин. | 1,2,4 | Отчет | 0,8 | |||
6. | Молекулярная физика | Равновесные состояния, процессы. Газовые законы и их графики. | 1,2,4 | Индивидуальные задания | 0,8 | |||
7. | Термодинамика | Тепловые двигатели, холодильные машины и их к.п.д. Знание основ работы тепловых машин. | 1,2,4 | Отчет по индивидуальным заданиям | 0,8 | |||
8. | Электростатика | Применение теоремы Гаусса для расчета электрических полей. | 1, 2 | Отчет по конспекту. | 0,8 | |||
9. | Постоянный ток | Электрический ток в различных средах. Правила Кирхгофа. Представлять условия возникновения электрического тока, понять работу сторонних сил, правила Кирхгофа. | 1,2,4 | Отчет по индивидуальным заданиям | 0,8 | |||
10. | Магнитное поле | Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Лоренца. | 1,2,4 | Отчет по индивидуальным заданиям | 0,8 | |||
11. | Электромагнитная индукция | Плотность энергии магнитного поля. Понять явления индукции и самоиндукции. | 1,2,4 | Отчет по индивидуальным заданиям | 0,8 | |||
12. | Геометрическая оптика | Линзы, формула тонкой линзы, микроскоп, лупа. Умение строить изображения с помощью линз. | 1,2 | Отчет | 0,8 | |||
13. 6 | Квантовая оптика | Применение фотоэффекта. | 1,2, 4 | Отчет | 0,8 | |||
Элементы квантовой электроники | Спонтанное и вынужденные излучения. Знать устройство и принцип работы лазера. Изучить теорию квантовой электроники. | 1,2, 4 | Устный опрос. | 0,8 | ||||
Элементарные частицы | Понятие об основных проблемах современной физики. Иметь представление о сложных особенностях микромира. | 1,2, 4 | Устный опрос. | 0,8 | ||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Трофимова Т.И. Курс физики, М. 2001
2. Детлаф А. А. Яворский Б. М. Курс физики, М. 2000.
3. Ветрова Т.В. Сборник задач по физике. Минск, «ВШ». 1991.
Дополнительная литература
4. Р.И.Грабовский. Курс физики, М., ВШ, 1980, 2002.
5. А.Г.Чертов, А.А.Воробьев. Задачник по физике, ВШ, 1981, 1988.
Политика курса
· соблюдать дисциплину, не опаздывать на занятия
· во время занятий отключать мобильный телефон
· не пропускать занятия, в случае отсутствия по уважительной причине представлять справку
· в случае невыполнения заданий, итоговая оценка снижается
· стремиться к самосовершенствованию
· активно участвовать в учебном процессе.