Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ КАТУШКИ

Методические указания к лабораторной работе №19

по физике

(Раздел «Электричество и магнетизм»)

Ростов-на-Дону

УДК 530.1

Составители: В.С. Ковалева, Н.Н. Фролова

Определение индуктивности катушки: метод. указания к лабораторной работе №19 по физике. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2012. – 11 с.

Указания содержат краткую теорию переменного тока в цепи, содержащую катушку индуктивности, и методику определения индуктивности катушки методом вольтамперметра.

Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения, в программу учебного курса которых входит выполнение лабораторных работ по физике (раздел «Электричество и магнетизм»).

Печатается по решению методической комиссии факультета

«Нанотехнологии и композиционные материалы»

Рецензент д-р. техн. наук, проф. В.С. Кунаков

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru ©Издательский центр ДГТУ, 2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ КАТУШКИ

Цель работы: 1) определить индуктивность катушки;

2) исследовать зависимость индуктивности катушки от силы тока при наличии в катушке стального сердечника.

Оборудование: источники постоянного и переменного тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, катушка индуктивности, соединительные провода, стальной сердечник.

Теоретическая часть

Явление возникновения электродвижущей силы (ЭДС) в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока в нем называется электромагнитной индукцией.

Электрический ток, появляющийся в этом случае, называется индукционным.

Направление индукционного тока определяется по правилу Ленца:

Индукционный ток всегда направлен так, что его магнитное поле противодействует изменению магнитного потока, вызвавшего появление данного тока.

Возникновение ЭДС индукции в электрической цепи вследствие изменения в ней силы тока называется самоиндукцией.

ЭДС самоиндукции пропорциональна скорости изменения силы тока в контуре

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru . (1)

Коэффициент пропорциональности Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru называется индуктивностью и измеряется в генри (Гн). Индуктивность контура является мерой его "инертности" по отношению к изменению силы тока в нем и зависит от размеров и формы контура, а также от магнитной проницаемости Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru окружающей среды.

Реальная катушка, обладающая активным сопротивлением Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru и индуктивностью Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru , в цепи переменного тока соответствует последовательно включенным Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru и Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru . Рассмотрим цепь переменного тока, содержащую последовательно соединенные активное сопротивление Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru и катушку индуктивности Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru (рис. 1).

Пусть ток в цепи изменяется по гармоническому закону

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru , (2)

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru

где Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru - амплитудное значение силы тока, Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru циклическая частота переменного тока.

Напряжение на резисторе определяется законом Ома

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru , (3)

где Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru – амплитудное значение напряжения на резисторе. Сравнивая (2) и (3), заключаем, что напряжение и сила тока на резисторе изменяются в одинаковой фазе (синфазно).

При протекании переменного тока через катушку индуктивности Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru в ней возникнет ЭДС самоиндукции, определяемая выражением (1). Тогда закон Ома для участка цепи, содержащего катушку Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru , будет иметь вид:

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru ,

где Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru – напряжение на катушке индуктивности.

Отсюда имеем

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru

и, учитывая (2), получаем

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru , (4)

где Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru – амплитудное значение напряжения на катушке,

а Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru называют реактивным индуктивным сопротивлением.

Сравнивая (2) и (4), заключаем, что напряжение на катушке индуктивности опережает ток на Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru .

Общее напряжение на участке Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru - Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru цепи имеет вид:

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru .

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru Соотношения между переменными токами и напряжениями делаются особенно наглядными, если изображать их с помощью векторов.

Выберем ось токов и отложим на ней амплитудное значение силы тока. Тогда амплитудные значения напряжений Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru и Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru расположатся так, как показано на рис.2. Из диаграммы следует, что:

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru ,

или

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru ,

где Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru - амплитудное значение результирующего напряжения.

Откуда амплитуда силы тока имеет значение

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru .

Величина

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru (5)

называется полным сопротивлением цепи катушки и активного сопротивления. Угол Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru дает разность фаз между напряжением Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru и силой тока Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru .

Из выражения (5) получаем индуктивность катушки

Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru , (6)

где Теоретическая часть. Методические указания к лабораторной работе №19 - student2.ru =50 Гц – частота переменного тока.

Наши рекомендации