Электрические машины
Рис. 3.5. Электродвигатель вентилятора
Электродвигатели вспомогательных компрессоров
Назначение и технические | Рис. 3.7. Трансформатор управления ТЗЗ (1ТР.021 и схема его цепи: | |||
характеристики | 1 – катушка; 2 – уголок; 3 – магнитопровод; 4 – панель выводов | |||
На электропоездах ЭТ2М, ЭР2Т, ЭТ2 | ||||
и ЭД2Т для привода вспомогательных | Трансформаторы | динена к аккумуляторной батарее. До- | ||
компрессоров систем подъема токопри- | полнительная обмотка обеспечивает | |||
емников применяется электродвигатель | Трансформатор управления | повышенное напряжение для нормаль- | ||
П-ЗШ (рис. 3.6). | Т-33 (1ТР.021) | ного заряда батареи (на нее подается | ||
Электродвигатель состоит из якоря, | напряжение около 50 В). Переставляя | |||
стальной цилиндрической станины с | Этот трехфазный трансформатор | предохранитель Пр19 в один из четы- | ||
главными и добавочными полюсами и | (обозначение в схеме ТрУ) используют | рех зажимов, можно менять число ам- | ||
двух подшипниковых щитов. | На прицепном и головном вагонах для | пер-витков обмотки и регулировать за- | ||
Направление вращения вала якоря | питания цепей управления электропо- | рядный ток в зависимости от окружаю- | ||
двигателя со стороны привода против | езда. Трансформатор ТрУ (рис. 3.7) яв- | щей температуры. | ||
Часовой стрелки, зажимная коробка | ляется понижающим: на первичные об- | Коэффициент трансформации выбран | ||
расположена справа. Режим работы | мотки, соединенные «звездой», подает- | с таким расчетом, чтобы в цепи управ- | ||
длительный. Ток питания постоян- | ся переменный ток от синхронного Т- | ления поддерживалось напряжение | ||
ный. | Нератора напряжением 220 В со стан- | НОВ (учитывая потери). Трансформа- | ||
Неисправности электродвигателя | дартной частотой 50 Гц. Нагрузкой ТО- | торы ТрУ крепят к основанию при по- | ||
привода вспомогательных компрессо- | ричных обмоток является выпрями- | мощи уголков. На три стержня транс- | ||
ров в основном такие же, что и у тяго- | тельный мост Д32-Д37, от положитель- | форматора надеты катушки 1, имеющие | ||
вых двигателей. | Ной и отрицательной шин которого пи- | выводы для контактных зажимов. | ||
Таются цепи управления напряжением | ||||
НОВ. | Трансформатор возбуждения | |||
Трансформатор | имеет дополнитель- | Т-34 (1.ТР.025) |
ную вторичную | обмотку с выводом | |
75ДА, 75ВА, так | называемую вольтдо- | Первичные обмотки трансформатора |
бавку, которая через диод Д38 подсое- | возбуждения (обозначение в схеме ТрВ) |
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
питаются током от синхронного гене- | щиту силовой цепи тяговых двигате- | ка затягивается, и трансформатор может |
ратора через контактор возбуждения | лей. Во всех аварийных режимах (про- | не среагировать. В таких случаях срабо- |
KB по проводам 81, 82, 83 (рис. 3.8). К | бой изоляции, переброс тока на зазем- | тает дифференциальное реле ДР, реаги- |
вторичным обмоткам через тиристор- | ленные части и т.д.) он реагирует на | рующее на разность самих сил токов, а |
ный преобразователь (управляемый вы- | разность скоростей изменения силы то- | не на разность скоростей их изменения. |
прямительный мост) Тт1-Тт6 подсое- | ка короткого замыкания в начале и кон- | |
диняются обмотки возбуждения тяго- | це силовой схемы. Его первичная об- | Компаундирующий трансформатор |
вых двигателей в режиме электрическо- | мотка состоит из двух катушек Н2-К2 и | ТО-43 (1ТР.088) |
го торможения с независимым возбуж- | НЗ-КЗ, которые включены навстречу в | |
дением. Поскольку эти обмотки входят | начало и конец силовой цепи. | При включении асинхронных двига- |
в высоковольтную схему, а цепи генера- | Если аварийное нарастание тока про- | телей, например двигателей компрессо- |
тора управления относятся к низко- | текает достаточно быстро, трансформа- | ров, возникает значительный бросок |
вольтным цепям, трансформатор ТрВ | тор срабатывает и с его вторичной об- | пускового тока и, как следствие, кратко- |
обеспечивает гальваническую развязку | мотки Н1-К1 подается сигнал на блок | временное снижение напряжения в це- |
цепей. Он понижает напряжение, кото- | защиты. В результате срабатывают кон- | пях управления (кратковременно мига- |
рое подается на тиристорный мост | тактор защиты КЗ и быстродействую- | ют лампы главного освещения и др.). |
Тт1-Тт6. Тиристорами управляет блок | щий выключатель БВ, разрывая цепь | Этот провал напряжения компенсирует |
САУТ по команде контроллера маши- | тяговых двигателей. | компаундирующий трансформатор |
ниста. | При неполных коротких замыканиях | (обозначение в схеме ТрК). За счет бро- |
Трансформатор ТрВ расположен в | процесс нарастания силы аварийного то- |
подвагонном ящике моторного вагона и |
при помощи угольников прикреплен к |
основанию. Как и у трансформатора |
ТрУ, на три стержня сердечника надеты |
катушки с выводами. |
Дифференцирующий трансформатор |
ТО-44 (1ТР.060) |
Этот трансформатор (обозначение в |
схеме ТрД) вместе с реле ДР (рис. 3.9) |
обеспечивает дифференциальную за- |
Рис. 3.10. Компаундирующий трансформатор |
ТО-43 (1ТР.088) и схема его включения: |
1- катушки; 2 - выводы слаботочной катушки 3 - сер- |
дечник;; 4 - угольники; 5 - выводы силовой катушки |
56
Рис. 3.12. Трансформатор ТО-45: |
1 - угольник; 2 - магнитопровод; 3 - катушки; 4 - вывод |
ска пускового тока в его обмотках Н1- |
К1 и Н2-К2 (рис. 3.10) создается допол- |
нительное напряжение. Оно выпрямля- |
ется мостом Д61-Д64 и подается на об- |
мотку возбуждения генератора преоб- |
разователя. Ток повышенной силы в об- |
мотке возбуждения в момент включе- |
ния компрессора кратковременно уве- |
личивает напряжение, поддерживаемое |
генератором. |
Электрические машины | ||
Катушки 1 трансформатора - бескар- | щи этих же угольников трансформатор | |
касные, покрыты эпоксидным клеем. | закреплен на основании. | |
Аппарат закреплен на основании при | ||
помощи угольников 4. | Трансформатор ТО-45 | |
Стабилизирующий трансформатор | Трансформатор (рис. 3.12) предназна- | |
ТО-42 (1ТР.030) | чен для согласования цепей питания | |
датчиков тока якоря и датчиков тока | ||
Стабилизирующий трансформатор | возбуждения в САУТ. Он расположен в | |
(обозначение в схеме ТрС) применяют | шкафу № 3 моторного вагона. | |
для гашения автоколебаний, возникаю- | ||
щих при изменениях силы тока в неза- | Аккумуляторные батареи | |
висимой обмотке возбуждения Н1-Н2 | ||
(рис. 3.11) двигателя преобразователя. | Особенности устройства | |
Обмотка первичной катушки 4 транс- | ||
форматора введена в цепь напряжени- | На электропоездах применяют ще- | |
ем 3000 В и по ней протекает ток якоря | лочные аккумуляторные батареи 90НК- | |
двигателя преобразователя. С обмотки | 55 (рис. 3.13, а). Первая цифра обозна- | |
вторичной низковольтной катушки 1 | чает число элементов (банок) в батарее, | |
подается сигнал на блок регулятора ча- | буквы НК - никелево-кадмиевая, число | |
стоты БРЧ. | после букв - номинальную емкость ба- | |
Первичная катушка - бескаркасная, | тареи в ампер-часах. Батарея представ- | |
залита эпоксидным компаундом. Вто- | ляет собой блок из девяноста банок 1 | |
ричная катушка каркасной конструк- | (см. рис. 3.13, а), стянутых между собой | |
ции. Сердечник 6 представляет собой | деревянным дощатым каркасом. Банки | |
пакет железных пластин, стянутых бол- | электрически последовательно соеди- | |
тами между угольниками 2. При помо- | нены между собой медными шинами 2. | |
На каждом прицепном (головном) ваго- |
Рис. 3.13. Аккумуляторная батарея:
а - общий вид батареи; б - аккумуляторный элемент (банка); 1 - аккумуляторный элемент (банка); 2 - межэлементное соединение; 3 - выводы пластин; 4 - пробка; 5 - изолирующий стержень; 6 - сепаратор; 7 - корпус; 8 - пластины
57
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2Ми ЭД2Т | ||
Возможные неисправности аккумуляторных батарей, их причины и способы устранения | Обслуживание в эксплуатации Щелочные аккумуляторы надежны в | |
Причина неисправности | Способ устранения | работе, а поэтому их обслуживание за- |
Емкость понижена | ключается в проверке надежности соеди- | |
Систематический недозаряд Примеси в электролите. Применение электролита без моногидрита лития Утечка тока между банками батареи Систематические глубокие разряды Работа при повышенных температурах (выше 35 -40 °С) | Выполнить несколько тренировочных циклов "разряд-заряд" с пониженной силой тока Сменить электролит Повысить сопротивление изоляции Выполнить несколько тренировочных циклов "разряд-заряд" с пониженной силой тока Сменить электролит и эксплуатировать в соответствии с инструкцией | нений всех аккумуляторных элементов, в смене электролита, проверке на внутреннее короткое замыкание, контрольной проверке сохранения емкости батареи. Аккумуляторные батареи должны содержаться сухими и чистыми. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения (шины) батарей должны быть всегда смазаны техническим вазелином или другим равноценным по защите от коррозии смазочным материалом, не |
Слишком низкое напряжение в разомкнутой цепи | ||
Короткое замыкание между банками батареи Утечка тока на корпус батареи | Устранить короткое замыкание Повысить сопротивление изоляции корпуса | |
Слишком высокое напряжение при заряде и низкое при разряде | содержащим кислот. | |
Ослабли гайки крепления наконечников проводов к выводам батареи. Окислились или загрязнены выводы и наконечники Пониженная плотность электролита | Подтянуть гайки крепления наконечников, очистить наконечники и выводы от окислов и загрязнений Повысить плотность электролита | Обнаруженную на аккумуляторной батарее ржавчину следует счистить ветошью, смоченной керосином. Очищенное место вновь покрыть битум- |
Слишком низкое напряжение при заряде и разряде | ным или любым щелочестойким лаком. | |
Внешнее или внутреннее короткое замыкание элементов батареи | Устранить короткое замыкание. При внутреннем коротком замыкании заменить аккумулятор | Для очистки наружных частей аккумуляторов от пыли и солей следует поль- |
Ненормально обильное выделение газов в эксплуатации и при заряде | зоваться чистой влажной ветошью, на- | |
Аккумулятор глубоко разряжен Внутреннее короткое замыкание в аккумуляторе | Заменить аккумулятор Проверить напряжение при заряде и разряде. Если напряжение мало, заменить аккумулятор | мотанной на деревянную палочку. При работе гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя од- |
Вспенивание электролита при заряде | новременно прикасаться к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Также нельзя оставлять на батарее инструмент и металлические детали. Перед | |
Примеси в электролите Электролит долго работает без замены | Сменить электролит Полностью или частично заменить электролит | |
Плотность электролита слишком низкая и не поднимается во время заряда | каждым зарядом и разрядом необходимо | |
В аккумулятор систематически доливалась вода без корректировки плотности электролита | Полностью или частично заменить электролит | проверить состояние контактов и подтянуть гайки крепления клемм проводов. |
Сильный нагрев аккумуляторов и их выводов | Необходимо следить за состоянием | |
Чрезмерный ток заряда или разряда из-за короткого замыкания в цепи Ослабли гайки крепления наконечников проводов к выводам батареи. Из-за плохого контакта выводы сильно нагреваются и тепло передается аккумулятору Понижен уровень электролита. Он не полностью покрывает пластины аккумулятора | Устранить короткое замыкание Подтянуть гайки крепления наконечников Долить необходимое количество электролита или воды, если плотность электролита выше нормальной | уплотнительных резиновых колец пробок 4 (см. рис. 3.13, б) и в случае повреждения заменять их. Следует периодически прочищать отверстия пробок, а также проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Пользоваться открытым пламенем вблизи батареи запрещено, так как |
не в специальных подвагонных ящиках установлены две параллельно соединенные аккумуляторные батареи. Щелочные аккумуляторы по сравнению с | кислотными имеют меньшую массу при одинаковой емкости и срок их службы увеличен в несколько раз, но они значительно дороже. | при ее работе выделяется гремучий газ. При эксплуатации никелево-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически соединен с корпусом аккумулятора. |
Низковольтные аппататы | |||||||
ГЛАВА | 4. НИЗКОВОЛЬТНЫЕ АППАРАТЫ | ||||||
Электромагнитные контакторы | Технические характеристики электромагнитных контакторов МК1-22Б и МК1-30А | ||||||
Электромагнитные контакторы МК1-22Б и МК1-30А Эти аппараты предназначены для | Номинальное напряжение, В Номинальный ток, А . . | МК1-22Б Главная цепь 380 .40 | МК 1-30А 380 40 | ||||
включения и отключения аккумуляторной батареи (МК1-22Б) и вспомогательных цепей электропоезда (МК1-30А). Контакторы МК1-22Б и МК1-30А внешне схожи, но различаются количеством и конструкцией главных контактов. | Число контактов: замыкающих . Размыкающих Номинальное напряжение, В Номинальный ток, А . . | Вспомогательная цепь 110 .10 | |||||
Приводом контактора служит электромагнит с катушкой 9 (рис. 4.1) постоянного тока. Узлы и детали аппарата смонтированы на скобе 14, якорь 10 поворачивается на призмах с пружинами. Колодка ограничивает ход якоря, другая подпружиненная колодка служит для от- | Число контактов: Замыкающих Размыкающих Номинальное напряжение, В Масса кг | Цепь управления .4,7 | 4,2 | ||||
ключения системы главных контактов. | |||||||
Для регулировки зазоров и провалов | |||||||
контактов предусмотрены регулировоч- | |||||||
ные пластины и ограничительная колод- | |||||||
ка. Система контактов вспомогательной | |||||||
цепи состоит из контактных колодок, на | |||||||
которых укреплены скобы неподвиж- | |||||||
ных контактов, и траверсы 12 с подвиж- | |||||||
ными контактными мостиками. | |||||||
Система контактов главной цепи со- | |||||||
стоит из контактной колодки 7, на кото- | |||||||
рой установлены контактные скобы 5 и | |||||||
дугогасительные катушки 6, траверсы 1 | |||||||
с контактными мостиками 3 и дугогаси- | |||||||
тельной камеры. Пружина 2 обеспечи- | |||||||
вает прижим контактов. В исходное по- | |||||||
ложение контакты возвращаются уси- | |||||||
лием возвратных пружин 4. | |||||||
Электромагнитный контактор | |||||||
КН-143 | |||||||
Контактор предназначен для пере- | |||||||
ключения вспомогательных цепей. | |||||||
Контактор состоит из электромагнит- | |||||||
ной системы, подвижной системы глав- | |||||||
ных и вспомогательных контактов и си- | |||||||
стемы дугогашения. | |||||||
В электромагнитную систему входят | |||||||
магнитопровод 4 (рис. 4.2), катушка 2 | |||||||
со стальным сердечником и якорь 1. | |||||||
Верхняя часть сердечника скреплена | |||||||
хомутом. | |||||||
К подвижной системе контактора от- | |||||||
носятся якорь 1, траверса 8 с подвиж- | |||||||
ными главными и вспомогательными | |||||||
контактами, скоба 7, шарнирно закреп- | |||||||
ленная на неподвижной оси 5, и фикси- | |||||||
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т | |
Техническая характеристика электромагнитного | контактора КН-143 |
Главная цепь Номинальное напряжение, В.......................................... | .................................. 250 |
Номинальный ток, А ....................................................... | .................................... 25 |
Число замыкающих контактов | |
Вспомогательная цепь Номинальное напряжение, В.......................................... | .................................. 110 |
Номинальная сила тока, А ............................................ | ................................... 1,5 |
Число контактов: замыкающих .............................. | ...................................... 1 |
размыкающих | . .1 |
Цепь управления Напряжение, В . ....................................... | .................................. по |
Род тока ....................................... | ................. постоянный |
Масса контактора, кг | .................................. 1,5 |
Рис. 4.2. Контактор КН-143: 1 - якорь; 2 - катушка; 3 - вывод катушки; 4 - магнитопровод; 5 - неподвижная ось; 6 -7 - подвижная скоба; 8 - траверса; 9 - выводы вспомогательных контактов; 10 - выводы 11 - крышки; 12 - дугогасительные камеры Технические характеристики электромагнитного контактора | неподвижная скоба; главных контактов; КМ2311-7М4 | |
Главная цепь Номинальное напряжение В . | .......... 380 | |
Номинальный ток, А . . | .25 | |
Число замыкающих контактов | . .3 | |
Вспомогательная цепь Номинальное напряжение В | ....110 | |
Номинальный ток А | .10 | |
Напряжение цепи управления В | ||
Масса кг | 2,1 | |
руемая другой скобой 6 с возвратной пружиной. В траверсе 8 выполнены окна, в которые установлены подвижные контактные мостики главных и вспомогательных контактов с пружинами. Контактные детали мостиков и неподвижных держателей главных контактов изготовлены из металлокерамики. Вспомогательные контакты изготовлены из серебра, их неподвижная контактная деталь, изготовленная в виде пружинящей ламели, установлена на угольнике. Неподвижные главные и вспомогательные держатели закреплены на изоляционных панелях и закрыты крышками 11. Последовательно с держателями главных контактов установлена дугогасительная катушка с сердечником. Один конец ее обмотки служит выводом контактора. Свободный конец подвижного главного контакта выполняет функцию дугогасительного рога. К сердечнику дугогасительной катушки прикреплены стальные пластины, служащие магнитопроводом для магнитного потока, подводимого в зону расположения главных контактов. Возникающая при размыкании главных контактов электрическая дуга под воздействием магнитного потока переходит на дугогасительный рог, растягивается и гаснет в узкощелевой деионизирующей решетке дугогасительной камеры. |
Электромагнитный контактор |
КМ2311-7М4 |
Этот аппарат применяют во вспомогательных цепях. Он состоит из основания 6 (рис. 4.3), электромагнитной системы, подвижной системы главных и вспомогательных контактов и системы дугогашения. В свою очередь электромагнитная система состоит из сердечника, якоря 2 и катушки 3. Дугогасительная камера состоит из основания 10 и крышки 11. Внешние провода при помощи выводов 12 присоединены к главным контактам. Главные подвижные мостиковые контакты установлены в направляющей колодке 9 и связаны с планкой 13. Неподвижные главные контакты расположены в дугогасительной камере. Усилие сжатия контактов создают цилиндриче- |
ские пружины 8. |
Низковольтные аппататы | ||
тановлен в подшипниках, закреплен- | ||
ных на рамах, и приводится во враще- | ||
ние штурвалом 1. | ||
Реверсивный кулачковый вал 14 пред- | ||
ставляет собой алюминиевую трубу, на | ||
которой закреплены три кулачковые | ||
шайбы 13, фиксирующий зубчатый | ||
диск 17 и ведомый рычаг 12. Вал уста- | ||
новлен на стержне главного вала и со- | ||
единен при помощи тяги 11 с дополни- | ||
тельным валом 5. | ||
Дополнительный вал 5 выполнен в | ||
виде стального стержня, на котором | ||
свободно установлены два подпружи- | ||
ненных фиксирующих рычага 7 и 9, же- | ||
стко закреплены блокирующий и веду- | ||
щий рычаг, а также смонтирована съем- | ||
ная реверсивная рукоятка, при помощи | ||
которой приводится во вращение ревер- | ||
сивный вал. | ||
На рейках 15 установлены кулачко- | ||
вые контакторы 16 и 20 типа КЭ-153. | ||
Контроллер 1КУ.039.УЗ состоит из | ||
стянутых планками крышки и основа- | ||
ния. На лицевой стороне крышки обо- | ||
значены ходовые и тормозные положе- | ||
ния штурвала, а также положения ре- | ||
версивной рукоятки. На вертикальных | ||
Подвижная система контактора шар- | ся или отключаются электроцепи поез- | рейках смонтированы кулачковые кон- |
нирно связана рычагом с якорем 2 и ча- | да, по которым передаются сигналы на | такторы. Контроллер имеет реверсив- |
стично уравновешена грузом 15. В ка- | электрическую аппаратуру моторных | ный вал и два главных вала. На ревер- |
честве вспомогательного использован | вагонов. Контроллер машиниста смон- | сивный вал надеты пять кулачковых |
клиновой контакт. | тирован в пульте управления кабины | шайб, храповик фиксации позиций вала |
При возбуждении магнитного поля | машиниста, провода управления под- | и фиксатор позиций главного вала. У |
катушки 3 проходящим через нее током | соединены к нему при помощи разъе- | реверсивного вала три фиксированных |
якорь 2 притягивается к сердечнику и | ма, состоящего из колодки и вставки. | положения: "Вперед", "Нейтральное" и |
перемещает подвижную систему, замы- | На электропоезда ЭТ2М устанавлива- | "Назад". При помощи съемной ревер- |
кая главные и вспомогательные контак- | ют контроллер КМ-9, на ЭД2Т - анало- | сивной рукоятки вал из нейтрального |
ты. При отключении электропитания | гичный ему 1КУ.039.УЗ, на ЭР2Т и | положения устанавливают в одно из ра- |
катушки подвижная система возвраща- | ЭТ2 - 1КУ.019. | бочих положений. |
ется в исходное положение под дейст- | Оба главных вала соединены между | |
вием пружин 14, размыкая главные и | Устройство и принцип действия | собой зубчатой передачей с передаточ- |
вспомогательные контакты. Возникаю- | ным отношением 1:1, поэтому с помо- | |
щая при этом электрическая дуга гаснет | Контроллер КМ-9 - это многопози- | щью штурвала они вращаются син- |
в дугогасительной камере. | ционный аппарат, состоящий из рам 4 и | хронно. Валы имеют одиннадцать фик- |
Контроллер машиниста | 10 (рис. 4.4), соединенных рейками, | сированных позиций: нейтральную, ма- |
главного 19 и реверсивного 14 кулачко- | невровую, четыре ходовых и пять тор- | |
вых валов, дополнительного вала 5, ку- | мозных. | |
Назначение | лачковых контакторов 16 и 20, устрой- | Главный и реверсивный валы механи- |
ства механической блокировки 8, штур- | чески сблокированы между собой та- | |
Контроллер машиниста служит для | вала 1, съемной реверсивной рукоятки | ким образом, что поворот реверсивного |
дистанционного управления тяговыми | 21 и штепсельного разъема. | вала возможен только при нейтральном |
двигателями в режимах тяги и электри- | Главный кулачковый вал 19 представ- | положении главного вала. Главный вал |
ческого торможения. Управление про- | ляет собой алюминиевый стержень, на | может вращаться, если реверсивный |
исходит за счет замыкания и размыка- | котором закреплены восемь кулачковых | вал переведен в любое рабочее положе- |
ния контакторных элементов контрол- | шайб 13, фиксирующий зубчатый диск | ние ("Вперед" или "Назад"). |
лера в определенной последовательно- | 18, штурвал 1 и конусный диск с уста- | В нейтральном положении реверсив- |
сти при перемещении главной рукоят- | новленной на нем шкалой - нумерато- | ного и главного валов ролик фиксатора |
ки (штурвала). При этом подключают- | ром 2 положений контроллера. Вал ус- | входит во впадину храпового колеса, |
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 4.4. Контроллер машиниста КМ-9 (защитная | ||||
крышка снята) (ЭТ2М): | ||||
1 - главная рукоятка контроллера; 2 - нумератор позиций | ||||
контроллера; 3 - реверс; 4 - верхняя рама; 5 - дополни- | ||||
тельный вал реверсора; 6 - регулировочная пружина | ||||
фиксаторов; 7 - фиксатор главного вала; 8 - блокировоч- | ||||
ное устройство; 9 - фиксатор вала реверсора; 10 - каркас- | ||||
ная рама с направляющими; 11 - тяга; 12 - ведомый ры- | ||||
чаг; 13 - кулачковая шайба; 14 - вал реверса; 15 - рейка | ||||
крепления кулачковых контактов; 16 - кулачковые кон- | ||||
такторы вала реверса; 17 - фиксирующий зубчатый диск | ||||
вала реверса; 18 - фиксирующий зубчатый диск главного | ||||
вала; 19 - главный вал контроллера; 20 - кулачковые кон- | ||||
такторы главного вала; 21 - реверсивная рукоятка | ||||
жестко установленного на главном ва- | ||||
лу, и запирает главный вал. | ||||
При установке реверсивной рукоятки | ||||
в рабочее положение вместе с реверсив- | ||||
ным валом поворачивается храповик. | ||||
Ролик фиксатора выходит из средней | ||||
впадины храповика и под действием | ||||
пружины попадает в более глубокую | ||||
впадину. При этом конец фиксатора вы- | ||||
ходит из впадины храпового колеса и | ||||
позволяет главным валам поворачи- | ||||
ваться. | ||||
Перевести реверсивную рукоятку из | ||||
рабочего положения в среднее (нейт- | ||||
ральное) можно только тогда, когда | ||||
главный вал находится в нейтральном | ||||
положении. В этом случае впадина хра- | коятка 1 управляет главным валом 6, ре- | ности. При нажатии на грибок 21 кноп | ||
пового колеса находится напротив кон- | версивная 19 - реверсивным 15. На валы | ки ее стержень 27 перемещается вниз | ||
ца фиксатора. Фиксатор фиксирует | надеты кулачковые шайбы 14, управля- | преодолевая усилие пружины 26, и за | ||
главный вал на каждой позиции. | ющие контакторами 8. Оба вала механи- | мыкает мостиковые контакты 33. Поел | ||
Контроллер 1КУ.019 имеет основание | чески сблокированы между собой таким | отпускания кнопки 18 пружина 26 воз | ||
11 (рис. 4.5) и верхнюю крышку 3, кото- | образом, что реверсивный вал можно | вращает механизм в исходное положе | ||
рые соединены вертикальными угольни- | повернуть только при нейтральном по- | ние, размыкая цепь блокировки безо | ||
ками. На рейках 7 и 13 закреплены ку- | ложении главного вала. Поворот главно- | пасности. Кнопка закреплена в кольце | ||
лачковые контакторы 8 (КЭ-42А). На | го вала возможен только тогда, когда ре- | вой проточке корпуса главной рукоятю | ||
крышке 2 имеются ограничители 17 по- | версивный вал установлен в положение | винтами 28 и может вращаться относи | ||
ворота реверсивной рукоятки и нанесе- | «вперед» или «назад». | тельно корпуса рукоятки. Провода, иду | ||
ны обозначения положений обеих руко- | Контроллер закрыт кожухом, через | щие от контактов кнопки, присоедине | ||
яток. Реверсивная рукоятка 19 имеет три | разъем он соединен с проводами элект- | ны к двум контактным кольцам 4, уста | ||
положения: "Нейтральное", "Вперед" и | роцепей поезда. Главная рукоятка 1, ус- | новленным на главном валу контролле | ||
"Назад". Положения главной рукоятки 1 | тановленная на верхнем конце главного | ра на изоляционных втулках. Контакт | ||
- "Нейтральное", "Маневровое", четыре | вала, изготовлена из пластмассы, сверху | ные пальцы 5, создающие скользяще | ||
ходовых и пять тормозных. Главная ру- | на ней смонтирована кнопка 18 безопас- | контактное соединение с кольцами 4, за | ||
Низковольтные аппататы |
Рис. 4.5. Контроллер машиниста 1КУ-019 (ЭР2Т):
1 - главная рукоятка; 2 - декоративная крышка; 3 - крышка каркаса; 4 - контактные кольца; 5 - контакты; 6 - главный вал; 7, 13 - рейка; 8 - кулачковый контактор; 9 - кожух; 10 - замок кожуха; 11 - основание; 12 - кронштейн; 14 - кулачковая шайба; 15 - реверсивный вал; 16 - детали фиксации и механической блокировки вала; 17 - ограничитель реверсивной рукоятки; 18 - кнопка блокировки безопасности; 19 - реверсивная рукоятка; 20 - стопорный винт; 21 - грибок; 22 - пружина; 23 - головка; 24 - специальная гайка; 25 - стопорная шайба; 26 - выключающая пружина; 27 - стержень; 28 - установочный винт; 29 - кольцо; 30 - контактодержатель; 31 - неподвижный контакт; 32 - пробка; 33 - контактный мостик; 34 - крышка; 35, 37 - упоры; 36 - контактная пружина; 38 - скоба; 39 - пластинчатая пружина
креплены с помощью изолирующего | совом корпусе, препятствующем не- | па: вначале рукоятку перемещают в сто- |
держателя и двух скоб на вертикальном | санкционированному доступу к токове- | рону отключения для взвода (положение |
угольнике контроллера. | дущим частям. Если в цепях появляют- | "0"), затем - в сторону включения для за- |
ся токи перегрузки или короткого замы- | мыкания контактов (положение " 1"). | |
Автоматические выключатели | кания, автоматы срабатывают независи- | Автоматический выключатель |
мо от того, удерживается или нет руко- | ВА21-29В (рис. 4.7) | |
Назначение и принцип действия | ятка во включенном положении. | Он служит для защиты преобразова- |
Механизм аппарата обеспечивает | теля от токов короткого замыкания в це- | |
Автоматические выключатели | мгновенное размыкание и замыкание | пях переменного тока и отключает на- |
АЕ2541М (АЕ2531) и АЕ2542М | контактов независимо от скорости пе- | грузку при силе тока, не превышающей |
(АЕ2532) (рис. 4.6) | ремещения рукоятки. | номинальной. Конструктивно аппарат |
Данные аппараты отключают низко- | После отключения цепей рукоятка вы- | представляет собой три одинаковых |
вольтные цепи при перегрузках и ко- | ключателя автоматически устанавлива- | контактных устройства, размещенных в |
ротких замыканиях. Узлы автоматичес- | ется в среднее положение. Включают вы- | пластмассовом корпусе. Для включения |
кого выключателя собраны в пластмас- | ключатели после срабатывания в два эта- | выключателя имеется рукоятка: вначале |
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
ее переводят в положение "Отключе- | пневматическим приводом дистанци- | хвостовик пробки 15, притертой к кор |
но", а затем - в положение "Включено". | онного управления. | пусу крана. Корпус крана и пробка име |
После срабатывания автомата рукоятка | Пневматический привод состоит из | ют каналы и отверстия, которые при оп |
автоматически занимает среднее про- | цилиндра 8 (рис. 4.9, а), к которому | ределенном положении штока соединя |
межуточное положение. Чтобы прину- | прикреплены два электропневматичес- | ют цилиндр токоприемника с резервуа |
дительно отключить автомат, необходи- | ких вентиля 11 (ВВ-2). В теле цилиндра | ром сжатого воздуха (подъем) или с ат |
мо переместить рукоятку в положение | имеются каналы, соединяющие каждый | мосферой через редукционный клапа] |
"Отключено". | вентиль с соответствующей внутренней | (опускание). |
Пневматические устройства | Технические характеристики пневматического устройства УПН-5 | |
Пневматическое устройство УПН-5 | Режим работы электромагнитного венл | тля............................... кратковременный |
служит для дистанционного управления | Род тока.............................................................. | ............................................... постоянный |
пневматическим приводом автоматичес- | Номинальное напряжение, В....................... | ................................................................ ПО |
ких дверей. На распределительной ко- | Номинальный ток, А ................................ | ............................................................... од |
робке 2 (рис. 4.8) укреплены два электро- | Номинальное давление воздуха, атм . . | ................................................................. 5,0 |
магнитных вентиля 1. Каналы сообще- | Сопротивление катушки вентиля, Ом . | ................................................................ 810 |
ния впускного и выпускного патрубков с | ||
камерами вентилей уплотнены резиновыми втулками. Корпус вентиля закрыт | Технические характеристики пневматического устройства УПН-6 | |
снизу пробкой. При подаче питания на катушку вентиля воздух из патрубка поступает к исполнительному устройству, при обесто-чивании катушки воздух выходит в атмосферу и приводит исполнительное устройство в первоначальное состояние. | Режим работы электромагнитного венп Род тока.............................................................. Номинальное напряжение, В.................... Номинальный ток, А....................................... Номинальное давление воздуха, атм . . Сопротивление катушки вентиля, Ом . | 1ля.............................. продолжительный ............................................... постоянный .................................................................. 50 .............................................................. 0,13 ................................................................. 5,0 ............................................................... 285 |
Пневматическое устройство УПН- |
6 (срывной клапан) предназначено для |
контроля правильности включения и |
целостности проводов электропневма- |
тических тормозов. При обесточивании |
устройство УПН приводит в действие |
электропневматический клапан ЭПК, |
вызывая его срабатывание на экстрен- |
ное торможение. На распределительной |
коробке закреплен электромагнитный |
вентиль. Каналы сообщения воздухо- |
проводов с камерами вентиля уплотне- |
ны резиновыми кольцами, размещен- |
ными на втулках. |
При подаче питания на вентиль воздух |
через впускной патрубок поступает в |
исполнительное устройство, при снятии |
питания воздух выходит в атмосферу. |
Клапан токоприемника |
На электропоездах серии ЭТ2М уста- |
новлены клапаны токоприемника типа |
КТ-38, на поездах остальных серий - |
типа КЛП-101. |
Клапан токоприемника КЛП-101 |
Предназначен для управления приво- |
дом токоприемника. Установлен в низ- |
ковольтном шкафу моторного вагона и |
представляет собой трехходовой кран с |
Рис. 4.8. Пневматическое устройство УПН-5: |
1 - электромагнитный вентиль; 2 - распределится! |
ная коробка; 3 - пробка |
частью цилиндра. Внутри цилиндра пс |
мещен поршень 9, снабженный упло! |
няющим металлическим кольцом 1С |
шток 12 которого проходит сквозь от |
верстие во фланце корпуса. В корпу |
фланца ввинчено седло редукционног |
клапана токоприемника. Отверстие дл |
прохода штока 12 уплотнено резиново] |
набивкой 13. Набивка сжимается уп |
лотняющей гайкой 14, а корпус 19 (кла |
панная коробка) соединен с цилиндрог |
болтовым креплением с уплотняющи |
ми прокладками. |
Хвостовик штока 12 имеет прорезь, |
которой укреплены ролики. Ролики npi |
продольном перемещении штока воз |
действуют на звезду 17, насаженную н |
Низковольтные аппататы | ||
При возбуждении катушки правого | из пневматического привода, клапанной | клапанной коробки, отводя от седла |
вентиля сжатый воздух, поступая в пра- | коробки, двух электромагнитных венти- | клапан 28 и открывая тем самым сооб- |
вую часть цилиндра 8, переместит пор- | лей, шарикового фиксатора и механизма | щение между патрубками "Б" и "В". |
шень 9 вместе со штоком 12 в крайнее | ручного переключения. Цилиндр 22 | Одновременно клапан 25 закрывается, |
левое положение. Ролик штока заставит | (рис. 4.9, б) пневмопривода и корпус | перекрывая поступление воздуха к |
звезду 17 повернуться на 90° против ча- | клапанной коробки 27 соединены свои- | дроссельному клапану 2. |
совой стрелки, что приведет к повороту | ми фланцами таким образом, что их | После снятия питания с левого венти- |
пробки 15. При этом цилиндр токоприемника будет соединен с источником | внутренние полости расположены соос-но. Поршень 9 (рис. 4.9, в) привода с | ля пневмопривод перестает воздействовать на стержень 33. Однако поршень 9 |
сжатого воздуха и отсоединен от атмо- | двумя манжетами 37 помещен в ци- | (а следовательно, и стержень 33) не бу- |
сферного канала. Произойдет впуск | линдр, закрытый крышкой 21. Шток | дет смещаться влево, так как он зафик- |
сжатого воздуха в цилиндр токоприем- | поршня 12 уплотнен резиновым коль- | сирован шариком 31 фиксатора, находя- |
ника, и токоприемник поднимется. Отверстие в пробке имеет небольшие раз- | цом 34, торец штока 12 взаимодействует со стержнем 33 клапанной коробки. | щимся в канавке штока 12. Для опускания токоприемника элект- |
меры, поэтому скорость поступления | На приливе цилиндра 22 закреплены | ропитание подается на катушку правого |
воздуха в цилиндр токоприемника не- | два вентиля 11. Левый через каналы в | вентиля, воздух попадает в надпоршне- |
значительная и подъем токоприемника | цилиндре сообщается с подпоршневой, | вую камеру поршня 9 привода и сдвига- |
происходит сравнительно медленно. | а правый - с надпоршневой камерами | ет шток 12 поршня с шарикового фик- |
Регулировку подъема токоприемника | цилиндра. В цилиндре имеется фикса- | сатора 31. Стержень 33 клапанной ко- |
осуществляют винтом 20 дросселирую- | тор, состоящий из шарика 31, толкателя | робки перемещается влево до момента |
щего устройства По окончании им- | 30, пружины 29 и регулировочной гай- | посадки клапана 28 в седло и открыва- |
пульсного возбуждения катушки венти- | ки 23. При перемещении поршня в пра- | ет клапан 25. Сжатый воздух через по- |
ля пробка 15 вследствие сил трения ос- | вое положение шарик 31 перекатывает- | лость корпуса между уплотнениями по- |
тается на месте, а токоприемник под- | ся по канавке штока и фиксирует пор- | ступает из привода токоприемника по |
держивается в поднятом состоянии по- | шень в крайнем положении. | патрубку "В" к дроссельному клапану, |
стоянным давлением источника сжато- | На штоке 12 имеется выступ, входя- | воздействуя через его тарелку 2 на пру- |
го воздуха. При кратковременном им- | щий в паз шарнирного рычага 36 руч- | жину 3. |
пульсном возбуждении катушки левого | ного переключения, закрепленного на | Вначале величина давления сжатого |
вентиля поршень 9 вместе со штоком | оси, установленной в ушках 24 цилинд- | воздуха больше усилия пружины 3 кла- |
12 переместится в крайне правое положение. Звезда 17 повернется на 90° по | ра. В приливе корпуса клапанной коробки расположен дроссельный кла- | пана. Тарелка 2 дроссельного клапана перемещается, обеспечивая интенсив- |
часовой стрелке, повернет пробку 15, | пан, состоящий из тарелки 2, пружины | ный выход воздуха из пневмопривода. |
которая перекроет канал со сжатым воз- | 3 и регулировочной гайки. | Поэтому в начальный момент полоз то- |
духом и одновременно двумя перпенди- | Стержень 33 между дроссельным кла- | коприемника быстро отрывается от |
кулярными отверстиями соединит ци- | паном и фланцем крепления клапанной | контактного провода. Когда усилие от |
линдр токоприемника с каналом, ведущим к редукционному клапану. Воздух | коробки к цилиндру уплотнен резиновым кольцом. Соединительный патру- | давления воздуха становится равным усилию пружины 3, тарелка 2 клапана |
отожмет клапан 2 и выйдет через отвер- | бок "Б", подведенный снизу к корпусу, | смещается вниз до посадки на седло. |
стия в седле 1 и корпусе 4 редукцион- | сообщается через каналы с вентилями и | После закрытия клапана сжатый воз- |
ного клапана в атмосферу. В результате | впускной камерой корпуса, размещен- | дух выходит в атмосферу через отвер- |
токоприемник быстро оторвется от кон- | ной между пробкой и резиновым уплот- | стие в его тарелке диаметром 1 мм, что |
тактного провода. | нением. В канале питания камеры кла- | резко снижает темп падения давления. |
По мере опускания токоприемника | панной коробки имеется болт 20, регу- | В пневмоцилиндре токоприемника со- |
давление в его цилиндре падает и клапан 2 под действием пружины 3 возвра- | лирующий проходное сечение впускного отверстия. Патрубок "В" сообщается | здается демпфирующая воздушная подушка, и перемещение верхней рамы |
щается в исходное положение. Воздух | с камерой клапанной коробки, находя- | токоприемника плавно замедляется. |
из цилиндра выходит в атмосферу че- | щейся между резиновым уплотнением | Изменяя усилие сжатия пружины 3 |
рез калиброванное отверстие клапана 2, | и кольцом. | дроссельного клапана, регулируют вре- |
и подвижная часть токоприемника мед- | Патрубок "Б" соединен с источником | мя опускания токоприемника. |
ленно опускается на резиновые гасите- | сжатого воздуха, патрубок "В" - с при- | Реверсивной рукояткой, установлен- |
ли. Нажатие пружины на клапан регу- | водом токоприемника. В исходном по- | ной на рычаг 36 привода, можно вруч- |
лируют винтом 6 в корпусе редукционного клапана. | ложении привода патрубки "Б" и "В" между собой не сообщаются, так как | ную переключать клапан для подъема или опускания токоприемника. |
Клапан токоприемника КТ-38 | пружина 35 прижимает клапан 28 к седлу корпуса. После подачи электропитания на левый вентиль воздух поступает | Реле управления и защиты |
Клапан токоприемника КТ-38, пред- | в подпоршневую камеру цилиндра при- | К группе реле управления и защиты |
ставляющий собой модификацию ранее | вода и перемещает поршень 9 вправо. В | относятся промежуточные реле, реле |
выпускаемого клапана КТ-19, состоит | ту же сторону смещается стержень 33 | времени и реле перегрузки. Все эти ап- |
Электропоезда серий ЭР2Т, ЭТ2, ЭТ2М и ЭД2Т
Рис. 4.9. Клапан токоприемника:
а - КЛП-101; б - КТ-38; в - схема клапана КТ-3
I - седло клапана редуктора; 2 - клапан редуктор
3 - пружина клапана редуктора; 4 - корпус редуктор
5 - тарелка пружины; 6 - регулировочный бол
7 - входной патрубок от резервуара; 8 - цилинд
9 - поршень; 10 - уплотнительные кольца поршн:
II - включающие вентили; 12 - шток; 13 - уплотн!
тельная набивка; 14 - уплотнительная гайка шток;
15 - золотниковая пробка; 16 - головка золотниково
пробки; 17 - звезда; 18 - защитный кожух; 19, 27
клапанная коробка; 20 - винт дросселирующего ус
ройства; 21 - крышка; 22 - цилиндр пневмопривод
23 - пробка фиксатора; 24 - кронштейн рычага ручнс
го переключения; 25 - клапан; 26 - концевой выклк
чатель; 28 - включающий клапан; 29 - пружина фи!
сатора; 30 - толкатель; 31 - шарик; 32 - пружина кл;
пана; 33 - стержень клапанной коробки; 34 - уплоп
нитель; 35 - пружина включающего клапана; 36 - рь
чаг ручного переключения; 37 - манжета поршн)
Б - отверстие подвода сжатого воздуха; В - вывод
пневмоцилиндру
параты электромагнитные с магнитно? системой клапанного типа и по конструкции максимально унифицировань между собой.