Магнитное напряжение воздушного зазора
Расчет магнитной цепи при холостом ходе.
В электрических машинах магнитный поток подразделяется на главный поток и поток рассеяния. Главный поток замыкается по отдельным участкам стартера и ротора, которые составляют магнитную цепь машины. Главный магнитный поток выбирают исходя из того, что, чтобы он идуцировал в обмотках заданную ЭДС. МДС, необходимая для создания такого потока определяется из расчета магнитной цепи При холостом ходе эту МДС создаёт одна из обмоток при протекании по ней тока. В синхронных машинах такой обмоткой является обмотка возбуждения, в МПТ тоже, в АД – обмотка статора.
Принцип расчета магнитной цепи всех машин одинаковы. Для примера рассмотрим явно полюсную машину, поперечный разрез которой представлен на рисунке.
Здесь одна пара полюсов
Ф – основной
магнитный поток;
Фб – магнитный поток рассеяния;
Главный магнитный поток замыкается по нескольким замкнутым контурам. Т.к. все контуры одинаковы, то расчет магнитной цепи выполняется для одного из них. В результате определяется МДС пары полюсов.
Расчет магнитной цепи выполняется на основе закона полного тока. Для контура основного магнитного потока для пары полюсов запишем
где Fв – МДС возбуждения;
Iв, ωв – ток и число витков на полюсе обмотки возбуждения;
Н – напряженность магнитного поля;
l – длина контура интегрирования.
При практических расчетах интеграл заменяют суммой магнитных напряжений Нl, для чего магнитную цепь машины разбивают на участки, в каждом из которых можно принять, что индукция В И напряженность магнитного поля Н имеют неизменное значение. В соответствии с рисунком такие участки являются воздушный заряд, зубцы якоря, ярмо якоря, полюсы, ярмо статора. Длина силовой линии потока Ф на каждом из участков обозначена:
аb – ; af – hz; fe – La; bc – hn; cd– Lc.
Тогда вместо интегрального выражения получим
или
где –
магнитные напряжения участков.
Расчет магнитной цепи заключается в определении напряженности магнитного поля, а затем магнитного напряжения для каждого участка магнитной цепи. Напряженность магнитного поля находится по соответствующему значению магнитной индукции.
Магнитное напряжение воздушного зазора
В воздушном заряде большая часть главного магнитного потока сосредоточена между полюсным наконечником и ротором(якорем). Предположим, что якорь не имеет зубцов и зазор по всей ширине полюсного наконечника постоянный. Тогда под полюсным наконечником магнитный поток в зазоре распределяется равномерно, а магнитная индукция по всей его ширине будет иметь постоянное значение . В межполюсном промежутке магнитное сопротивление очень велико и индукция падает, уменьшаясь до нуля в середине между полюсными наконечниками. Для расчетов принимают распределения магнитной индукции в зазоре принимают прямоугольным высотой и шириной .При этом площади трапеции???????? и – расчетная индукция и расчетная ширина полюсного наконечника. Расчетную ширину полюсного наконечника определяют по формуле
=bпн +2 .
где bпн – истинная ширина полюсного наконечника;
– воздушный зазор.
Для полюсных наконечниках со скошенными краями принимают b =bпн.
Если зазор по ширине полюсного наконечника не одинаковый, то эквивалентный зазор равен
где – зазор в середине полюсного наконечника;
– зазор по краям,
.
Отношение – коэффициент полюсного перекрытия. Обычно
Длина якоря la равна длине полюса lп или принимается на 5…10 мм больше. В последним случаи уменьшаются потери на вихревые токи в торцевых частях машины.
За расчетную длину якоря принимаются основания прямоугольника , который имеет высоту и площадь, равную площади по действительной кривой поля.
С достаточной точностью можно считать, что
=0,5( ),
где lca=(la-nkbk) – суммарная длина пакетов;
nk – число каналов;
bk – ширина вентиляционных каналов( обычно bk=10мм).
Магнитная индукция в зазоре равна
Тогда .
Данная формула справедлива для гладкого якоря. Для якоря, который имеет зубцы, магнитное напряжение определяется по формуле
Отношение - коэффициент воздушного зазора. Коэффициент >1 и возрастает с увеличением раскрытия паза.
С учетом этого
Произведение – эквивалентный воздушный зазор. Коэффициент воздушного зазора определяется по формуле
где – зубчатое деление якоря;
– ширина зубца по окружности якоря;
– ширина открытия паза у поверхности воздушного зазора.
В тех случаях, когда зубцовое строение имеет статор и ротор, коэффициент воздушного зазора определяется как для статора, так и для ротора ( ). При этом t1 bz1 принимаются соответственно по размерам зубцов и пазов статора и ротора.
В тех случаях, когда крепление обмотки якоря производится с помощью бандажей, которые укладываются в кольцевые канавки на внешней поверхности якоря, воздушный зазор по длине машины приобретает ступенчатую форму. При расчетах учет влияния бандажных канавок производится с помощью коэффициента , который определяется по формуле
,
где - число бандажных канавок.
Результирующий коэффициент воздушного зазора равен
.
где - коэффициент воздушного зазора статора;
- коэффициент воздушного зазора ротора;
- коэффициент воздушного зазора для бандажных канавок.