Газотурбинная установка гту-16п
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ГТУ-16П разработана авторским коллективом ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь) под руководством генерального конструктора А. А. Иноземцева и является следующим поколением базовой газотурбинной установки ГТУ-12П.
Газотурбинная установка ГТУ-16П размещается в силовом блоке контейнера турбоблока и представляет комплекс, включающий в себя:
- газотурбинный двигатель ПС-90ГП-2 на подмоторной раме;
- трансмиссию с кожухами;
- входное устройство;
- шумотеплоизолирующий кожух (КШТ);
- выходное устройство (улитку);
- шкаф топливных агрегатов (ШТА);
- трубопроводные и электрические коммуникации.
Газотурбинный двигатель ПС-90ГП-2 является модификацией двигателя ПС-90ГП-1 (ГТУ-12П) и отличается от него наличием дополнительной «нулевой» ступени компрессора с поворотным направляющим аппаратом и трёхступенчатой свободной турбиной (вместо двухступенчатой).
Двигатель состоит из двух модулей:
• модуля газогенератора (ГГ) на раме;
• модуля свободной турбины (СТ) на раме, что позволяет производить индивидуальную поставку и замену модулей в эксплуатации. Модули ГГ и СТ соединяются друг с другом по наружным фланцам и узлам подмоторной рамы. Собранный на подмоторной раме двигатель монтируется на раму ГПА.
Модульность конструкции в сочетании с развитой системой контроля и диагностики позволяет вести эксплуатацию ГТУ по техническому состоянию. На корпусах компрессора и турбины имеются специальные смотровые лючки для проведения визуального контроля ГВТ (газо-воздушный тракт), лопаток и жаровых труб камеры сгорания.
Двигатель ПС-90ГП-2 оборудован следующими системами:
1) топливопитания;
2) запуска;
3) смазки и суфлирования;
4) отборов воздуха;
5) противообледенения.
Микропроцессорная САУ ГПА на базе комплекса средств контроля и управления МСКУ-4510 (ЗАО НПФ "Система-Сервис" г. С.-Петербург; элементная база – США) в процессе управления работой ГТУ обеспечивает:
- управление подачей топливного газа в камеру сгорания двигателя;
- управление режимами работы двигателя в соответствии с заданными программами регулирования;
- управление механизацией компрессора;
- управление пневмосистемой перепуска воздуха и газа из проточной части;
- управление радиальными зазорами компрессора и турбины;
- управление противообледенительной системой;
- контроль и диагностику технического состояния ГТУ.
Основные технические данные двигателя приведены в таблице 3.
Таблица 3. Основные технические данные двигателя
Условное обозначение | ПС-90ГП-2 | ||
Назначенный срок службы | 20 лет | ||
Основные параметры | Режим работы | ||
Максимальный (при tHB£ -5°С) | Номинальный (при tHB £ 25°С) | Минимальный | |
Мощность на валу СТ (кВт) | 19200+1% -3% | ||
Эффективный КПД на валу СТ | 0,38-4% | 0,363-2% | 0,235 |
Частота вращения ротора ГГ (об/мин.) | 10850±150 | 10960±150 | 9850±50 |
Частота вращения ротора СТ (об/мин.) | 5630±100 | 5300±100 | 3300+200-100 |
Степень сжатия компрессора, % | н.д. | 19,18 | н.д. |
Температура газов перед турбиной ГГ | н.д. | 1196°С | н.д. |
Расход воздуха через компрессор | н.д. | 56,0 кг/сек. | н.д. |
Расход газа на выхлопе | н.д. | 54,7 кг/сек. | н.д. |
Температура газов за турбиной ГГ не выше, °С | |||
Температура газов за турбиной СТ не выше, °С | |||
Расход топливного газа (кг/час) | 3350+50 | н.д. | |
Частота вращения ротора ГГ при ХП (об/мин.) | 2600÷3000 | ||
Давление пускового газа перед стартером | перед ХП и запуском | 6,0÷7,0 (кгс/см2) | |
при работе стартера | 2,8÷6,0 (кгс/см2) | ||
Температура пускового газа, °С | (5÷50)°С | ||
Расход пускового газа (на один запуск) | Не более 2 кг/сек. (200 кг) | ||
Время работы стартера | 100±3 сек. |
Окончание табл. 3
Время запуска двигателя (от вкл. агр. зажигания до выхода на минимальный режим) | Не более 105 сек. | ||||
Давление топливного газа | 28,0÷33,0 (кгс/см2) | ||||
Температура топливного газа | (0÷70)°С | ||||
Время выбега роторов | После ХП | С любого режима | |||
Газогенератора | Не менее 80 сек. | Не менее 100 сек. | |||
Свободной турбины | Не регламентируется | Не менее 40 сек. | |||
Количество воздуха, отбираемого от компрессора на нужды ГПА и КС на номинальном режиме | Из-за 7-й ступени | Из-за 13-й ступени | |||
Не более 0,5% | Не более 1,0% | ||||
Габариты ГТУ (длина/ширина/высота) | 8250 / 3200 / 3200 мм. | ||||
Сухая масса ГТУ | Не более 14 000 кг. | ||||
Масса двигателя | на раме в состоянии поставки | Не более 6 800 кг. | |||
сухая | Не более 5 150 кг. | ||||
Примечания. 1. Число ремонтов в пределах назначенного ресурса не ограничено. 2. Время перерыва работы на режимах не ограничено. 3. Суммарное время работы на максимальном режиме – не более 40% от ресурса. | |||||