Образец возможного решения задачи №5

Образец радия Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru массой Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru г находится в свинцовой оболочке, не проницаемой для Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru -частиц. Период полураспада радия равен Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru лет, а масса и средняя скорость Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru -частиц равны Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru кг и Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru м/с, соответственно. Учитывая отдачу, получаемую ядрами при распаде, найти количество теплоты Q, которое выделится в образце и оболочке за время Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru мин?

За время t распадётся

Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (15)

ядер радия, где Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru – постоянная распада. Первоначальное количество ядер радия Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru г/моль – масса моля радия. Количество теплоты Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru - количество энергии, выделяющейся при одном распаде:

Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (16)

Скорость ядра Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru после распада находим из закона сохранения импульса

Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (17)

Подставляя Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru в формулу для Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , находим затем

Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru =3,7 Дж.

ВСО-15

1. Скорость тела массы m в вязкой жидкости убывает с пройденным расстоянием l по закону v = v0 - bl, где v0 — начальная скорость, а b>0 — постоянный коэффициент. Как зависит сила вязкого трения, действующая на тело со стороны жидкости, от скорости тела? Действие других сил не учитывать.

Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru

  1. Скорость пылинок однородного шарового облака направлена радиально и пропорциональна расстоянию до центра: v = Hr; это относится к начальному моменту. При какой наибольшей начальной плотности облако будет неограниченно расширяться?
  1. Требуется перевести некоторое количество вещества изопропилена из состояния 1 с температурой Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru в состояние 2 с температурой Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru ( Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru ) таким образом, чтобы температура в течение всего обратимого процесса 1–2 не убывала, а тепло не отводилось от вещества. Минимальное количество теплоты, которое может быть передано в этом процессе, равно Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . Какое максимальное количество теплоты Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru может быть передано в этом процессе при заданных условиях?

Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru

  1. На двух проводящих горизонтальных параллельных рельсах, находящихся на расстоянии l друг от друга, перпендикулярно рельсам расположена проводящая перемычка массы m, которая может скользить по рельсам без трения. Вся система помещена в однородное вертикальное магнитное поле индукции B. Рельсы соединили с помощью катушки индуктивностью L , а к перемычке приложили постоянную горизонтально направленную силу F. Пренебрегая сопротивлением перемычки и рельсов определите характер движения перемычки в этом случае.
  1. Точечный заряд q помещают на расстоянии Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru от центра незаряженного проводящего шара радиуса Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . Найти силу, с которой точечный заряд q притягивает шар.

РЕШЕНИЕ

варианта №1

Образец возможного решения задачи №1
1. По 2-ому закону Ньютона: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где ускорение материальной точки (м.т.) Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . 2. Полагая наше тело м.т. запишем для него 2-ой закон Ньютона в проекции на касательное (тангенциальное) направление Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (1) 3. Подставив заданную зависимость v (l)= v0 - bl, и используя правило вычисления производной сложной функции, получим: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (2) Из уравнения (2) делаем вывод о том, сила сопротивления Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . Ответ: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 2-ой закон Ньютона, определение тангенциального ускорения - п.1); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) п.2; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу (п.3 формула (2)), IV) представлен правильный ответ (в данном случае – зависимость Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , допустим ответ Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru ) Комментарий экспертам:задача проста для олимпиадной, поэтому любые предположения, напрямую не следующие из условия задачи, должны считаться не обоснованными (например, о прямолинейности движения).


Образец возможного решения задачи №2
1. Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru Рассмотрим движение пылинки массой Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , находящегося на расстоянии Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru от центра при расширении облака. По 2-ому закону Ньютона: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (1) где ускорение пылинки (м.т.) Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . По закону всемирного тяготения: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (2) 2. Предполагая движение радиальным, запишем для массы Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru 2-ой закон Ньютона в проекции на радиальное направление Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (3) 3. Заметив, что при радиальном движении скорость точек среды Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , а масса шара радиусом Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru остается постоянной Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru – радиальная координата пылинки в начальный момент времени. Используя правило вычисления производной сложной функции, получим: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (4) Учитывая, что Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , проинтегрируем уравнение (4): Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (5) 4. Облако пыли будет неограниченно расширятся, если Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . В начальный момент времени: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (6) Из уравнения (6) делаем вывод о том, облако будет неограниченно расширяться при наибольшей начальной плотности Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . Ответ: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 2-ой закон Ньютона, сила тяготения, действующая на пылинку - п.1); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) п. 1-2; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу (п.3-4 формулы(4-6)), IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru ,) Комментарий экспертам:задача имеет простое решение в виде уравнения Бернулли для идеальной жидкости с нулевым давлением, но в этом случае д.б. приведен его вывод.


Образец возможного решения задачи №3
1. Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru Проще всего данную задачу решать использую Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru диаграмму процесса. В соответствии с условием задачи, количество теплоты, которое может быть передано в процессе 1–2: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , 2. Следовательно минимальное количество теплоты при переходе вещества из состояния 1 в состояние 2 может быть передано в процессе 1–B–2 и равно Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (2) а максимальное количество теплоты при переходе вещества из состояния 1 в состояние 2 может быть передано в процессе 1–A–2 и равно Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (3) где Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru – приращение энтропии. Из (2) и (3) получим Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru Ответ: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: графически показано, что количество теплоты при переходе вещества из состояния 1 в состояние 2 ограничено сверху и снизу, графически найдено количество теплоты - п.1-2); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) п. 1-2; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу, IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru ,) Комментарий экспертам:задача может быть решена с использованием теоремы Карно. Упрощением задачи следует считать применение модели идеального газа к данному веществу.
Образец возможного решения задачи №4
  1. По 2-ому закону Ньютона:
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (1) Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru В проекции на ось Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (2) где сила Ампера: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (3) Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru – сила тока в проводниках, положительное направление которого показано на рис.
  1. По закону Ома для полной цепи в квазистационарном приближении
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (4) т.к. по условию задачи можно пренебречь сопротивлением проводников.
  1. Скорость изменения магнитного потока определяется скоростью перемычки Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (5)
  1. Из (4) с учетом (5) получим
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (6) Интегрируя (6), получим Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (из начальных условий) (6)
  1. Выразим силу тока из (6):
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru и силу Ампера Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (7)
  1. Подставив (7) в (2), получим диф. ур-ние:
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (8) или Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru – это диф. ур-ние гармонических колебаний.
  1. Решением этого диф. ур-ния (8) с учетом начальных условиях:
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где циклическая частота Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru Ответ: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где циклическая частота Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 2-ой закон Ньютона, сила Ампера, явление электромагнитной индукции (ЭМИ) и самоиндукции - пп.1–5); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) пп. 1-5; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу пп.6–7, IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , где циклическая частота Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru .,)  
Образец возможного решения задачи №5
  1. Заметим, что шар является эквипотенциальным телом, Потенциал в центре шара за счет индуцированных зарядов
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (1) так как Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru В соответствии с методом изображений разместим заряды: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru в центре, а Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru на расстоянии Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru от центра. Тогда потенциал на поверхности сферы Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (2)
  1. Выражение (2) не зависит от угла Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru при условии:
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , (3) После не сложных алгебраических преобразований, получим Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (4) Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru . (5)
  1. Напряженность электрического поля, созданная зарядами, распределенными по поверхности шара, по модулю равна
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (6) и направлена к центру шара.
  1. Подставив (4) и (5) в (6), получим
Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru (7) Следовательно, сила, действующая на точечный заряд Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru , равна Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru и с учетом (7) и 3-его закона Ньютона Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru Ответ: Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru ,.
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 3-ий закон Ньютона, принцип суперпозиции электрических полей, метод изображений, - пп.1,3,4); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) пп. 1-4; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу пп.2–4, IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №5 - student2.ru .)  

Наши рекомендации