Образец возможного решения задачи №2

ДЕМОВЕРСИЯ ВАРИАНТОВ ВСО

ВСО-13

  1. Вертикально расположенный диск радиуса r катится без проскальзывания по горизонтальной поверхности. Три точки А, В и С отмечены на ободе диска таким образом, что дуги АВ и ВС равны a (0<a<p/2). Найти величину угловой скорости диска в тот момент, когда сумма расстояний точек А, В и С до горизонтальной поверхности минимальна, считая скорость точки А в этот момент известной и равной v.
  1. Ракета массы m0 = 1 т с поперечным сечением S = 5 м2 летела с выключенным двигателем и попала в облако пыли. Масса каждой пылинки m1 = 10-6 кг, их концентрация n =10-4 м-3, а соударения с ракетой абсолютно неупругие. Какова длина облака l, если после пролета через него ракета потеряла 1% скорости?
  1. Между двумя плоскостями с постоянными температурами T1 и T2 (T1 > T2) находится идеальный газ с молярной массой M. Расстояние между плоскостями равно H. К верхней плоскости на невесомой пружине подвешен маленький шарик массой m, средняя плотность которого равна r0. Длина пружины в недеформированном состоянии L0. Коэффициент жёсткости пружины равен k. Температура линейно возрастает при удалении от нижней плоскости. Найдите давление в газе p, если в положении равновесия длина пружины равна её длине в недеформированном состоянии L0 .
  1. Три одинаковых изолированных металлических шара расположены в вершинах равностороннего треугольника. Проволочкой, подключенной к удаленному заряженному проводнику, потенциал которого неизвестен, но поддерживается постоянным, по очереди касаются каждого из шаров. Заряды на первых двух шарах оказались после этого равными q1и q2. Найти заряд q3 на третьем шаре.
  1. Определить энергию кулоновского расталкивания протонов в ядре с массовым числом A в предположении, что протоны распределены по ядру равномерно. Число протонов в ядре Z. Указание: радиус ядра Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru 10-15 м.

Решение задач

Задача №1

Определим положение точек А,В и С в заданный момент времени. Для этого мысленно поместим в эти точки одинаковые массы. Тогда сумма расстояний от точек А,В и С до поверхности пропорциональна потенциальной энергии системы трех точечных масс. Очевидно, минимум потенциальной энергии достигается, когда центр масс системы занимает наинизшее положение, что происходит, когда точка В касается поверхности.

Так, как скорость точки А равна v, длина отрезка ВА равна 2rsin(α/2),а точка В является мгновенным центром скоростей, величина угловой скорости диска Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Задача №2

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Задача №3

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Задача № 4

Указание. Решение. Потенциалы проводников являются линейными однородными функциями их зарядов: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru В силу симметрии все коэффициенты Aik с одинаковыми индексами равны

между собой. Точно так же равны все коэффициенты с разными индексами. Обозначая эти коэффициенты через А и В соответственно, можем написать j1=Aq1+ B(q2 + q3) и аналогично для остальных проводников. При зарядке первого шара он получает потенциал j1=Aq1. При зарядке остальных двух шаров потенциал первого шара меняется, но его значения для решения не нужны. При зарядке второго шара его потенциал становится равным такжеj1 = Aq2 + Bq1. Аналогично, для третьего шара j1 = Aq3 + B(q1 + q2). Таким образом, Aq1 = Aq2 + Bq1 = Aq3 + B(q1 + + q2).

Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Решение задачи №5

Энергия кулоновского взаимодействия определяется так:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .

Плотность зарядов в шаре определим так:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ,

Тогда при Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru энергия взаимодействия равна нулю.

Напряжённость электрического поля равномерно заряженного шара зависит от расстояния r до его центра:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Интегрируя данное соотношение по радиусу от r Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru до бесконечности, находим потенциал

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .

Подставляя потенциал в верхнюю формулу и интегрируя, получаем

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .

Наконец, подставляя радиус ядра и элементарный заряд, получаем

Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , эрг

ВСО-14

1. Верхний конец однородного стержня массой M и длиной L шарнирно закреплён. Маленький шарик массой m подвешен на нити длиной L в точке крепления стержня. От вертикально расположенного и находящегося в покое стержня шарик отводят в сторону так, что он поднимается на высоту h относительно нижнего положения, и отпускают. На какую высоту поднимутся шарик и конец стержня после неупругого удара? Как изменится ответ, если отклонить и отпустить с той же высоты конец стержня, а не шарик?

2. Волк преследует зайца, который удирает от него к норе с постоянной скоростью u . Скорость волка Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru постоянна по величине направлена все время на зайца, причем v>u, В начальный момент Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ^ Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , расстояние между волком и зайцем равно L, а расстояние от зайца до норы равно b . Найти время погони t и наибольшее начальное расстояние Lмакс., при котором волк догонит зайца.

3. Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Боковые стенки цилиндра АС и BD, его крышка СD и поршень MN сделаны из материала, не проводящего тепло. Поршень MN может двигаться в цилиндре без трения. Сверху и снизу поршня находится по одному молю одного и того же идеального газа с молярной теплоемкостью при постоянном объеме Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru и показателем адиабаты Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Первый газ в нижней части цилиндра квазистатически нагревают, вследствие чего поршень MN перемещается. Выразить теплоемкость первого газа С1 при таком процессе через объемы газов V1 в верхней части и V2 в нижней части. Чему равна теплоемкость второго газа?

4. Образец радия Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru массой Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru г находится в свинцовой оболочке, не проницаемой для Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru -частиц. Период полураспада радия равен Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru лет, а масса и средняя скорость Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru -частиц равны Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru кг и Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru м/с, соответственно. Учитывая отдачу, получаемую ядрами при распаде, найти количество теплоты Q, которое выделится в образце и оболочке за время Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru мин?

5. Однородная немагнитная сплошная среда содержит случайно распределенные включения в виде небольших одинаковых стальных шариков радиуса r с постоянной магнитной проницаемостью μ. Средняя концентрация шариков равна n. Расстояние между шариками намного больше их размеров, так, что влиянием шариков друг на друга можно пренебречь. Найдите среднюю по объему магнитную проницаемость среды.

РЕШЕНИЕ

Волк преследует зайца, который удирает от него к норе с постоянной скоростью u . Скорость волка Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru постоянна по величине и направлена все время на зайца, причем v>u, В начальный момент Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , расстояние между волком и зайцем равно L, а расстояние от зайца до норы равно b. Найти время погони t и наибольшее начальное расстояние Lмакс., при котором волк догонит зайца.

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Рис.2. Пояснение к решению задачи №2.

Обозначим расстояние между участниками погони в произвольный момент времени через l (рис 2). За последующий бесконечно малый интервал времени dt волк сместится на расстояние vdt, заяц – на расстояние udt, а расстояние между нимистанет равным l + dl (рис.3). Стороны треугольника, изображенного на рисунке, связаны теоремой косинусов:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Раскрывая скобки пренебрегая слагаемыми второго порядка малости, находим:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Интегрируя это уравнение с учетом начальных условий, получим:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (1)

где в момент времени t = t происходит встреча и l = 0. С другой стороны, в момент встречи координаты участников должны быть одинаковыми, т.е.

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (2)

Исключив Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru из уравнений (1) и (2), находим время погони t и координату точки встречи:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru и Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Так, как встреча состоится только если xвстр < b, то максимальное начальное расстояние между волком и зайцем, при котором охота будет успешной, равно:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Рис.3. Перемещения волка и зайца за малый промежуток времени.

ВСО-15

1. Скорость тела массы m в вязкой жидкости убывает с пройденным расстоянием l по закону v = v0 - bl, где v0 — начальная скорость, а b>0 — постоянный коэффициент. Как зависит сила вязкого трения, действующая на тело со стороны жидкости, от скорости тела? Действие других сил не учитывать.

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

  1. Скорость пылинок однородного шарового облака направлена радиально и пропорциональна расстоянию до центра: v = Hr; это относится к начальному моменту. При какой наибольшей начальной плотности облако будет неограниченно расширяться?
  1. Требуется перевести некоторое количество вещества изопропилена из состояния 1 с температурой Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru в состояние 2 с температурой Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ( Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ) таким образом, чтобы температура в течение всего обратимого процесса 1–2 не убывала, а тепло не отводилось от вещества. Минимальное количество теплоты, которое может быть передано в этом процессе, равно Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Какое максимальное количество теплоты Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru может быть передано в этом процессе при заданных условиях?

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

  1. На двух проводящих горизонтальных параллельных рельсах, находящихся на расстоянии l друг от друга, перпендикулярно рельсам расположена проводящая перемычка массы m, которая может скользить по рельсам без трения. Вся система помещена в однородное вертикальное магнитное поле индукции B. Рельсы соединили с помощью катушки индуктивностью L , а к перемычке приложили постоянную горизонтально направленную силу F. Пренебрегая сопротивлением перемычки и рельсов определите характер движения перемычки в этом случае.
  1. Точечный заряд q помещают на расстоянии Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru от центра незаряженного проводящего шара радиуса Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Найти силу, с которой точечный заряд q притягивает шар.

РЕШЕНИЕ

варианта №1

Образец возможного решения задачи №1
1. По 2-ому закону Ньютона: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , где ускорение материальной точки (м.т.) Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . 2. Полагая наше тело м.т. запишем для него 2-ой закон Ньютона в проекции на касательное (тангенциальное) направление Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (1) 3. Подставив заданную зависимость v (l)= v0 - bl, и используя правило вычисления производной сложной функции, получим: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (2) Из уравнения (2) делаем вывод о том, сила сопротивления Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 2-ой закон Ньютона, определение тангенциального ускорения - п.1); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) п.2; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу (п.3 формула (2)), IV) представлен правильный ответ (в данном случае – зависимость Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , допустим ответ Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ) Комментарий экспертам:задача проста для олимпиадной, поэтому любые предположения, напрямую не следующие из условия задачи, должны считаться не обоснованными (например, о прямолинейности движения).
Образец возможного решения задачи №2
1. Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Рассмотрим движение пылинки массой Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , находящегося на расстоянии Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru от центра при расширении облака. По 2-ому закону Ньютона: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (1) где ускорение пылинки (м.т.) Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . По закону всемирного тяготения: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (2) 2. Предполагая движение радиальным, запишем для массы Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru 2-ой закон Ньютона в проекции на радиальное направление Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (3) 3. Заметив, что при радиальном движении скорость точек среды Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , а масса шара радиусом Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru остается постоянной Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , где Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru – радиальная координата пылинки в начальный момент времени. Используя правило вычисления производной сложной функции, получим: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (4) Учитывая, что Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , проинтегрируем уравнение (4): Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (5) 4. Облако пыли будет неограниченно расширятся, если Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . В начальный момент времени: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (6) Из уравнения (6) делаем вывод о том, облако будет неограниченно расширяться при наибольшей начальной плотности Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 2-ой закон Ньютона, сила тяготения, действующая на пылинку - п.1); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) п. 1-2; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу (п.3-4 формулы(4-6)), IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ,) Комментарий экспертам:задача имеет простое решение в виде уравнения Бернулли для идеальной жидкости с нулевым давлением, но в этом случае д.б. приведен его вывод.
Образец возможного решения задачи №3
1. Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Проще всего данную задачу решать использую Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru диаграмму процесса. В соответствии с условием задачи, количество теплоты, которое может быть передано в процессе 1–2: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , 2. Следовательно минимальное количество теплоты при переходе вещества из состояния 1 в состояние 2 может быть передано в процессе 1–B–2 и равно Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (2) а максимальное количество теплоты при переходе вещества из состояния 1 в состояние 2 может быть передано в процессе 1–A–2 и равно Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (3) где Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru – приращение энтропии. Из (2) и (3) получим Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: графически показано, что количество теплоты при переходе вещества из состояния 1 в состояние 2 ограничено сверху и снизу, графически найдено количество теплоты - п.1-2); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) п. 1-2; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу, IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ,) Комментарий экспертам:задача может быть решена с использованием теоремы Карно. Упрощением задачи следует считать применение модели идеального газа к данному веществу.
Образец возможного решения задачи №4
  1. По 2-ому закону Ньютона:
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (1) Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru В проекции на ось Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (2) где сила Ампера: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (3) Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru – сила тока в проводниках, положительное направление которого показано на рис.
  1. По закону Ома для полной цепи в квазистационарном приближении
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (4) т.к. по условию задачи можно пренебречь сопротивлением проводников.
  1. Скорость изменения магнитного потока определяется скоростью перемычки Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (5)
  1. Из (4) с учетом (5) получим
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (6) Интегрируя (6), получим Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (из начальных условий) (6)
  1. Выразим силу тока из (6):
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru и силу Ампера Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (7)
  1. Подставив (7) в (2), получим диф. ур-ние:
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (8) или Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru – это диф. ур-ние гармонических колебаний.
  1. Решением этого диф. ур-ния (8) с учетом начальных условиях:
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , где циклическая частота Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , где циклическая частота Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 2-ой закон Ньютона, сила Ампера, явление электромагнитной индукции (ЭМИ) и самоиндукции - пп.1–5); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) пп. 1-5; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу пп.6–7, IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , где циклическая частота Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .,)  
Образец возможного решения задачи №5
  1. Заметим, что шар является эквипотенциальным телом, Потенциал в центре шара за счет индуцированных зарядов
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (1) так как Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru В соответствии с методом изображений разместим заряды: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru в центре, а Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru на расстоянии Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru от центра. Тогда потенциал на поверхности сферы Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (2)
  1. Выражение (2) не зависит от угла Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru при условии:
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (3) После не сложных алгебраических преобразований, получим Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (4) Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (5)
  1. Напряженность электрического поля, созданная зарядами, распределенными по поверхности шара, по модулю равна
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (6) и направлена к центру шара.
  1. Подставив (4) и (5) в (6), получим
Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru (7) Следовательно, сила, действующая на точечный заряд Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , равна Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru и с учетом (7) и 3-его закона Ньютона Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ,.
Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: 3-ий закон Ньютона, принцип суперпозиции электрических полей, метод изображений, - пп.1,3,4); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, и обозначений, используемых в условии задачи) пп. 1-4; III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному ответу пп.2–4, IV) представлен правильный ответ (в данном случае – Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .)  

ДЕМОВЕРСИЯ ВАРИАНТОВ ВСО

ВСО-13

  1. Вертикально расположенный диск радиуса r катится без проскальзывания по горизонтальной поверхности. Три точки А, В и С отмечены на ободе диска таким образом, что дуги АВ и ВС равны a (0<a<p/2). Найти величину угловой скорости диска в тот момент, когда сумма расстояний точек А, В и С до горизонтальной поверхности минимальна, считая скорость точки А в этот момент известной и равной v.
  1. Ракета массы m0 = 1 т с поперечным сечением S = 5 м2 летела с выключенным двигателем и попала в облако пыли. Масса каждой пылинки m1 = 10-6 кг, их концентрация n =10-4 м-3, а соударения с ракетой абсолютно неупругие. Какова длина облака l, если после пролета через него ракета потеряла 1% скорости?
  1. Между двумя плоскостями с постоянными температурами T1 и T2 (T1 > T2) находится идеальный газ с молярной массой M. Расстояние между плоскостями равно H. К верхней плоскости на невесомой пружине подвешен маленький шарик массой m, средняя плотность которого равна r0. Длина пружины в недеформированном состоянии L0. Коэффициент жёсткости пружины равен k. Температура линейно возрастает при удалении от нижней плоскости. Найдите давление в газе p, если в положении равновесия длина пружины равна её длине в недеформированном состоянии L0 .
  1. Три одинаковых изолированных металлических шара расположены в вершинах равностороннего треугольника. Проволочкой, подключенной к удаленному заряженному проводнику, потенциал которого неизвестен, но поддерживается постоянным, по очереди касаются каждого из шаров. Заряды на первых двух шарах оказались после этого равными q1и q2. Найти заряд q3 на третьем шаре.
  1. Определить энергию кулоновского расталкивания протонов в ядре с массовым числом A в предположении, что протоны распределены по ядру равномерно. Число протонов в ядре Z. Указание: радиус ядра Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru 10-15 м.

Решение задач

Задача №1

Определим положение точек А,В и С в заданный момент времени. Для этого мысленно поместим в эти точки одинаковые массы. Тогда сумма расстояний от точек А,В и С до поверхности пропорциональна потенциальной энергии системы трех точечных масс. Очевидно, минимум потенциальной энергии достигается, когда центр масс системы занимает наинизшее положение, что происходит, когда точка В касается поверхности.

Так, как скорость точки А равна v, длина отрезка ВА равна 2rsin(α/2),а точка В является мгновенным центром скоростей, величина угловой скорости диска Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Задача №2

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Задача №3

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Задача № 4

Указание. Решение. Потенциалы проводников являются линейными однородными функциями их зарядов: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru В силу симметрии все коэффициенты Aik с одинаковыми индексами равны

между собой. Точно так же равны все коэффициенты с разными индексами. Обозначая эти коэффициенты через А и В соответственно, можем написать j1=Aq1+ B(q2 + q3) и аналогично для остальных проводников. При зарядке первого шара он получает потенциал j1=Aq1. При зарядке остальных двух шаров потенциал первого шара меняется, но его значения для решения не нужны. При зарядке второго шара его потенциал становится равным такжеj1 = Aq2 + Bq1. Аналогично, для третьего шара j1 = Aq3 + B(q1 + q2). Таким образом, Aq1 = Aq2 + Bq1 = Aq3 + B(q1 + + q2).

Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Решение задачи №5

Энергия кулоновского взаимодействия определяется так:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .

Плотность зарядов в шаре определим так:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ,

Тогда при Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru энергия взаимодействия равна нулю.

Напряжённость электрического поля равномерно заряженного шара зависит от расстояния r до его центра:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Интегрируя данное соотношение по радиусу от r Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru до бесконечности, находим потенциал

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .

Подставляя потенциал в верхнюю формулу и интегрируя, получаем

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru .

Наконец, подставляя радиус ядра и элементарный заряд, получаем

Ответ: Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , эрг

ВСО-14

1. Верхний конец однородного стержня массой M и длиной L шарнирно закреплён. Маленький шарик массой m подвешен на нити длиной L в точке крепления стержня. От вертикально расположенного и находящегося в покое стержня шарик отводят в сторону так, что он поднимается на высоту h относительно нижнего положения, и отпускают. На какую высоту поднимутся шарик и конец стержня после неупругого удара? Как изменится ответ, если отклонить и отпустить с той же высоты конец стержня, а не шарик?

2. Волк преследует зайца, который удирает от него к норе с постоянной скоростью u . Скорость волка Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru постоянна по величине направлена все время на зайца, причем v>u, В начальный момент Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru ^ Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , расстояние между волком и зайцем равно L, а расстояние от зайца до норы равно b . Найти время погони t и наибольшее начальное расстояние Lмакс., при котором волк догонит зайца.

3. Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru Боковые стенки цилиндра АС и BD, его крышка СD и поршень MN сделаны из материала, не проводящего тепло. Поршень MN может двигаться в цилиндре без трения. Сверху и снизу поршня находится по одному молю одного и того же идеального газа с молярной теплоемкостью при постоянном объеме Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru и показателем адиабаты Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . Первый газ в нижней части цилиндра квазистатически нагревают, вследствие чего поршень MN перемещается. Выразить теплоемкость первого газа С1 при таком процессе через объемы газов V1 в верхней части и V2 в нижней части. Чему равна теплоемкость второго газа?

4. Образец радия Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru массой Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru г находится в свинцовой оболочке, не проницаемой для Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru -частиц. Период полураспада радия равен Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru лет, а масса и средняя скорость Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru -частиц равны Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru кг и Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru м/с, соответственно. Учитывая отдачу, получаемую ядрами при распаде, найти количество теплоты Q, которое выделится в образце и оболочке за время Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru мин?

5. Однородная немагнитная сплошная среда содержит случайно распределенные включения в виде небольших одинаковых стальных шариков радиуса r с постоянной магнитной проницаемостью μ. Средняя концентрация шариков равна n. Расстояние между шариками намного больше их размеров, так, что влиянием шариков друг на друга можно пренебречь. Найдите среднюю по объему магнитную проницаемость среды.

РЕШЕНИЕ

Волк преследует зайца, который удирает от него к норе с постоянной скоростью u . Скорость волка Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru постоянна по величине и направлена все время на зайца, причем v>u, В начальный момент Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , расстояние между волком и зайцем равно L, а расстояние от зайца до норы равно b. Найти время погони t и наибольшее начальное расстояние Lмакс., при котором волк догонит зайца.

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Рис.2. Пояснение к решению задачи №2.

Обозначим расстояние между участниками погони в произвольный момент времени через l (рис 2). За последующий бесконечно малый интервал времени dt волк сместится на расстояние vdt, заяц – на расстояние udt, а расстояние между нимистанет равным l + dl (рис.3). Стороны треугольника, изображенного на рисунке, связаны теоремой косинусов:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Раскрывая скобки пренебрегая слагаемыми второго порядка малости, находим:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Интегрируя это уравнение с учетом начальных условий, получим:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (1)

где в момент времени t = t происходит встреча и l = 0. С другой стороны, в момент встречи координаты участников должны быть одинаковыми, т.е.

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (2)

Исключив Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru из уравнений (1) и (2), находим время погони t и координату точки встречи:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru и Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Так, как встреча состоится только если xвстр < b, то максимальное начальное расстояние между волком и зайцем, при котором охота будет успешной, равно:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

Рис.3. Перемещения волка и зайца за малый промежуток времени.

Образец возможного решения задачи №2

Верхний конец однородного стержня массой M и длиной L шарнирно закреплён. Маленький шарик массой m подвешен на нити длиной L в точке крепления стержня. От вертикально расположенного и находящегося в покое стержня шарик отводят в сторону так, что он поднимается на высоту h относительно нижнего положения, и отпускают. На какую высоту поднимутся шарик и конец стержня после неупругого удара? Как изменится ответ, если отклонить и отпустить с той же высоты конец стержня, а не шарик?

Для решения задачи нужно проанализировать следующие этапы движений:

Опускание шарика, столкновение его со стержнем, последующий подъем шарика и отклонение стержня. На первом и третьем этапах сохраняется механическая энергия. Зато на втором этапе сохраняется момент импульса системы из-за кратковременности удара.

Применяя закон сохранения энергии для первого этапа

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru

получим скорость шарика Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , с которой он ударяется о конец стержня. Далее приравниваем момент импульса шарика со стержнем до столкновения и после:

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru , (3)

где w - угловая скорость, которую приобрел стержень в результате неупругого удара, Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru – момент инерции стержня относительно точки подвеса, Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru – скорость конца стержня и шарика непосредственно после удара. Выразим эту скорость из (3):

Образец возможного решения задачи №2 - student2.ru . (2)

Будет ли на следующем этапе движения шарик отставать от конца стержня? Для ответа на этот вопрос найдем, на какую высоту поднялись бы шарик и конец стержня, если бы они не взаимодействовали на этом этапе движения. Для шарика закон сохранения энергии дает высоту подъема

Наши рекомендации