Основные положения специальной теории относительности
Как уже отмечалось, согласно Ньютону, пространство и время абсолютны и независимы друг от друга и от материи, это условия, в которые помещена материя. Пространство является евклидовым или плоским, т.е. описывается геометрией Евклида.
В 1905 г. А. Эйнштейн создал физическую теорию – специальную теорию относительности (СТО), в которой сформулировал новое представление о пространстве и времени.
В основе СТО лежат принцип относительности и принцип инвариантности скорости света.
Согласно принципу относительности все инерциальные системы отсчета являются равноправными.
Принцип инвариантности скорости света утверждает, что скорость света в вакууме не зависит от скорости движения источника света или наблюдателя и одинакова во всех инерциальных системах отсчета. Это фундаментальное свойство природы постулируется как опытный факт (Майкельсон и Морли, 1887 г.). Скорость света в вакууме (с≈3´108 м/с) является предельной: все тела, обладающие массой покоя, могут двигаться только со скоростями, меньшими с.
Анализ явлений в инерциальных СО, проведенный Эйнштейном на основе сформулированных им постулатов, показал, что классические преобразования координат Галилея с ними несовместимы. Необходимо было найти новые преобразования, удовлетворяющими постулатам СТО. Такими новыми преобразованиями стали преобразования Лоренца.
Согласно принципу соответствия, утверждающему преемственность физических теорий (Н. Бор, 1923 г.), новая теория в качестве предельного случая должна содержать старую теорию, относящуюся к тем же явлениям. Преобразования Лоренца в пределе малых скоростей (v«с) переходят в классические преобразования Галилея.
Мы не будем в явном виде записывать преобразования Лоренца, а остановимся на ряде важных следствий из них.
Важнейшим следствием преобразований Лоренца оказывается тот факт, что пространственные и временные координаты больше не являются независимыми. В закон преобразования координат входит время, а в закон преобразования времени – пространственные координаты. Теория Эйнштейна оперирует не с трехмерным пространством, к которому присоединяется понятие времени, а рассматривает неразрывно связанные пространственные и временные координаты, которые образуют четырехмерный континуум пространство – время.
С увеличением относительной скорости движения наблюдается ряд релятивистских эффектов.
1. События, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в другой. Более того, если в одних ИСО событие 1 предшествует событию 2, то в других ИСО событие 2 может предшествовать событию 1. Сказанное, однако, относится лишь к событиям, между которыми отсутствуют причинно–следственные связи. Причинно связанные события (например, выстрел и последующее попадание этой пули в мишень) ни в одной системе отсчета не будут одновременными. Во всех ИСО событие, являющееся причиной, будет предшествовать следствию.
2. Длительность событий в различных ИСО оказывается различной. Из преобразований Лоренца следует простая связь длительности некоторого события (разность показаний часов в конце и в начале события) ∆t в покоящейся системе отсчета К с длительностью этого же события ∆t1 в движущейся системе отсчета К1
. (2.2)
Из соотношения (2.2) вытекает, что ∆t ‹ ∆t1 , т.е. движущиеся часы идут медленнее. Длительность события, протекающего в некоторой точке, наименьшая в той ИСО, относительно которой эта точка покоится.
Релятивистский эффект замедления хода времени получил экспериментальное подтверждение при изучении нестабильных элементарных частиц π-мезонов. Среднее собственное время π-мезонов (т.е. время, измеренное по часам, движущимся вместе с ними) составляет около 2,2×10-8 с. Следовательно, π-мезоны, образующиеся в верхних слоях атмосферы на высоте около 30 км и движущиеся со скоростью, близкой к скорости света, должны были бы пролетать не более 6,6 м и не достигали бы земной поверхности. Однако на самом деле π-мезоны регистрируются вблизи земной поверхности. Время, отсчитанное по часам экспериментатора, связанного с Землей, оказывается гораздо большим. Поэтому экспериментатор наблюдает пробег мезона, значительно больший 6 м. С позиции наблюдателя, движущегося вместе с мезоном, расстояние, пролетаемое им до поверхности Земли, сокращается до 6 м, так что мезон успевает пролететь это расстояние за 2,2×10-8 с.
В связи с обнаружением эффекта релятивистского замедления времени возникла проблема т.н. парадокса близнецов. Представим себе, что осуществляется космический полет к звезде, находящейся от Земли на расстоянии 500 световых лет, со скоростью, близкой к скорости света ( = 0,001). По земным часам такой полет до звезды и обратно займет 1000 лет, в то время как по корабельным часам для космонавта пройдет всего 1 год. Таким образом, космонавт возвратится на Землю молодым и встретит далеких потомков своего брата-близнеца.
3. Линейные размеры тел вдоль направления движения уменьшаются при увеличении скорости тел
. (2.3)
Таким образом, длина стержня l1, измеренная в ИСО, относительно которой он движется, оказывается меньше длины l, измеренной в ИСО, относительно которой стержень покоится.
Преобразования Лоренца и следствия из них приводят к выводу об относительности длин и промежутков времени, значение которых в разных системах отсчета различно. Однако течение событий носит объективный характер, поэтому должна быть физическая величина, определяющая пространственно-временные соотношения между событиями, не зависящая от СО. Таким инвариантом в четырехмерном пространстве Эйнштейна является интервал между двумя событиями.
Пусть одно событие имеет координаты x1, y1 ,z1 ,t1, другое событие – координаты x2, y2 ,z2,. t2. Величину
(2.4)
называют интервалом между соответствующими событиями. В этом выражении t12=t2–t1, l12 – расстояние между точками обычного трехмерного пространства. Используя преобразования Лоренца, легко убедиться, что величина интервала между двумя данными событиями оказывается одинаковой во всех инерциальных СО.
Специальная теория относительности сформулировала новое представление о пространстве и времени. Пространство и время органически связаны между собой и образуют единую форму существования материи – пространство-время.
Пространство и время не существуют вне материи и независимо от нее. Ф. Энгельс подчеркивал, что “обе эти формы существования материи без материи суть ничто, простые представления, абстракции, существующие в нашей голове”.