Полет от наземного радиопеленгатора
Полет от наземного радиопеленгатора может быть осуществлен в том случае, когда он расположен в исходном пункте маршрута (ИПМ), поворотном пункте маршрута (ППМ) или в любой другой точке на ЛЗП.
При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашивается в телефонном режиме пеленг от радиопеленгатора на самолет (прямой пеленг — ПП) словами «Дайте прямой пеленг». При использовании KB радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДР, которое означает: «Сообщите магнитный пеленг от вас» (рис. 15.1).
Прямым пеленгом (ЩДР) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через
радиопеленгатор, и ортодромическим направлением на самолет. ПП измеряется от северного направления магнитного меридиана до направления на самолет по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Полет от радиопеленгатора может быть выполнен следующими способами: с выходом на ЛЗП; с выходом в КПМ (ППМ).
Контроль пути по направлению при полете от радиопеленгатораосуществляется сравнением прямого пеленга (ЩДР) с ЗМПУ. В результате этого сравнения определяется боковое уклонение самолета от ЛЗП. Если полученный ПП=ЗМПУ или отличается от него на 1—2°, то самолет находится на ЛЗП, если ПП>ЗМПУ, то самолет находится правее ЛЗП, если ПП<ЗМПУ, то самолет находится левее ЛЗП (рис. 15.2).
Величину БУ и УСф при полете от радиопеленгатора определяют по формулам: БУ = ПП—ЗМПУ; УСф = ПП—МКР.
Пример.ЗМПУ=70°; МКР=80°; ПП = 75°. Определить БУ и УСф. Решение. 1. БУ=ПП—ЗМПУ = 75°—70°= + 5°.
2. УСф = ПП—МКр=75°— 80°= — 5°.
Полет от радиопеленгатора с выходом на ЛЗПприменяется при значительном уклонении самолета от ЛЗП, а также в тех случаях, когда необходимо строго следовать по ЛЗП, в такой последовательности (рис. 15.3):
1. Пройти радиопеленгатор с МКр или МК = ЗМПУ.
2. Через 5—15 мин полета запросить прямой пеленг (ЩДР), сравнить его с ЗМПУ и определить сторону и величину бокового уклонения: БУ=ПП—ЗМПУ.
3. Вывести самолет на ЛЗП, для чего задаться углом выхода (Увых берется в пределах 20—90°), определить и установить самолет на МК выхода. МКвых=ЗМПУ±Увых
4. Следуя к ЛЗП, необходимо чаще запрашивать ПП и определить момент выхода на ЛЗП по ППвых=ЗМПУ.
5. После выхода на ЛЗП установить самолет на курс следования
МКсл = МКР — (± БУ) или МКсл = ЗМПУ — (± УСф).
Рис. 15.2. Контроль пути по направлению при полете от радиопеленгатора
Рис. 15.3. Полет от радиопеленгатора с выходом на ЛЗП
6. Дальнейший контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом и сравнением ПП с ЗМПУ (ППслед= ЗМПУ).
Пример.ЗМПУ = 90°; МКР==85°; ПП=100°; Увых = 30°. Определить данные для выхода и следования по ЛЗП.
Решение. 1. Определяем БУ, МКвых и ППвых
БУ = ПП — ЗМПУ = 100° — 90° = + 10°.
МКвых = ЗМПУ ± Увых = 90°— 30° = 60°.
ППвых = ЗМПУ — 90°.
2. Рассчитываем МКсл и УСф.
МКсл = МКр — (± БУ) — 85° — (+ 10°) = 75°.
УСф = ПП — МКр = 100° — 85° = + 15°.
МКсл = ЗМПУ — (± УСф) = 90° — (+ 15°) = 75°.
3. ППсл = ЗМПУ = 90°.
Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ (ППМ)применяется, когда мало уклонение самолета от ЛЗП или оставшееся расстояние до КПМ (ППМ).
Полет выполняется в такой последовательности (рис. 15.4): 1. Пройти радиопеленгатор с МКр или МК = ЗМПУ.
Рис. 15.4. Полет от радиопеленгатора с выходом в КПМ (ППМ)
2. Через 5—15 мин полета запросить «Прямой» пеленг (ЩДР); сравнить его с ЗМПУ и определить сторону и величину бокового уклонения:
БУ = ПП — ЗМПУ;
3. Рассчитать дополнительную поправку и поправку в курс
ДП = (Sпр/Soct)·БУ;
ПК = БУ + ДП.
4. Установить самолет на МК следования в КПМ (ППМ):
МКкпм=МКР — (±ПК).
Пример.ЗМПУ= 120°; МКР=П8°; Sпр = 70 км; ПП=110°; Sост = 120 км. Определить данные для полета в КПМ (ППМ). Решение. 1. Определяем БУ и ДП:
БУ == ПП — ЗМПУ = 110° — 120° = — 10°
ДП = (Sпр/Soct)·БУ =70/120·10== —6°.
2. Рассчитываем ПК, МКкпм и УСф.
ПК = БУ + ДП = (— 10°) + (—6°) = — 16°.
МКкпм = МКр — (± ПК) = 118° — (— 16°) = 134°.
УСф = ПП —МКр==110°—118°= —8°.
Полет на радиопеленгатор
При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются в телефонном режиме обратные пеленги (ОП) словами: «Дайте обратный пеленг».
При использовании KB радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДМ, которое означает: «Сообщите магнитный курс, с которым я должен направиться к вам при отсутствии ветра».
Обратном пеленгом (ЩДМ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через радиопеленгатор, и направлением продолжения линии, проложенной от самолета через радиопеленгатор (см. рис. 15.1). ОП (ЩДМ) измеряется от северного направления магнитного меридиана до указанной выше линии по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Обратный пеленг — это измененный на 180° прямой пеленг.
Полет на радиопеленгатор может быть выполнен пассивным и активным способами. В свою очередь активный полет на радиопеленгатор может быть выполнен:
1) с выходом на ЛЗП;
2) с выходом в КПМ (ППМ);
3) с любого направления подбором курса следования.
Рис. 15.5. Контроль пути по направлению при полете на радиопеленгатор
Контроль пути по направлению при полете на радиопеленгатор осуществляется путем запроса обратного пеленга (ЩДМ) и сравнением его с ЗМПУ. В результате этого сравнения определяется дополнительная поправка (ДП). Если полученный ОП = ЗМПУ, то самолет находится на ЛЗП, если ОП<ЗМПУ, то самолет находится правее ЛЗП, если ОП>ЗМПУ, то самолет находится левее ЛЗП (рис. 15,5).
Величина дополнительной поправки ДП = ЗМПУ— ОП.
Зная пройденное и оставшееся расстояние (время), можно определить боковое уклонение:
БУ = Sост/Sпр ·ДП.
Фактический угол сноса УСф= (±УСР) + (±БУ).
Пример.ЗМПУ = 90°; МКр = 95°; ОП = 85°; Snp = 55 км; Sост = 115 км. Определить ДП, БУ и УСФ.
Решение: 1. ДП — ЗМПУ— ОП = 90° — 85° = +6°.
2. БУ = Sост/Sпр ·ДП = 115/55 · 5 = + 10.
3. УСф = (± УСр) + (± БУ) = (—5°) + (+ 10°) = + 5°.
Полет на радиопеленгатор с выходом на ЛЗПприменяется при значительном уклонении самолета от ЛЗП, а также в случаях, когда необходимо строго следовать по ЛЗП. Порядок выполнения полета следующий (рис. 15.6):
1. Пройти ИПМ (ППМ) с МКР или МК = ЗМПУ.
2. Через 5 — 15 мин полета запросить у диспетчера ОП (ЩДМ), сравнить его с ЗМПУ, определить сторону уклонения, величину дополнительной поправки и бокового уклонения:
ДП = ЗМПУ—ОП; БУ = Sост/Sпр ·ДП.
3. Задаться углом выхода (Увых берется в пределах 20—90°), рассчитать МК выхода и вывести самолет на ЛЗП.
(МКвых = ЗМПУ±Увых),
Рис. 15.6. Полет на радиопеленгатор с выходом на ЛЗП
4. Следуя с МКвых, чаще запрашивать ОП и определить момент выхода на ЛЗП по ОПвых=ЗМПУ.
5. После выхода на ЛЗП установить самолет на МК следования МКсл=МКр— (±БУ) или МКсл = ЗМПУ — (±УСФ).
6. В дальнейшем контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом ОП и сравнением их с ЗМПУ (ОПсл = ЗМПУ).
Пример.ЗМПУ=86°; МКР = 90°; Sпр = 60 км; ОП = 80°; Sост = 120 км; Увых = 30°. Определить данные для выхода и следования по ЛЗП. Решение. 1. ДП = ЗМПУ — ОП=86°— 80°= +6°.
2. Определяем БУ и УСф.
БУ = Sост/Sпр ·ДП = 120/60·6 = + 12°.
УСф = (± УСр) + (± БУ) = (— 4°) + (+ 12°) = + 8°.
3. Находим МКвых и ОПвых:
МКвых = ЗМПУ ± Увых = 86° — 30° = 56°.
ОПвых = ЗМПУ = 86°.
4. Рассчитываем МКсл и ОПсл
МКсл =МКР —(±БУ) = 90° —( + 12°) = 78°.
МКсл = ЗМПУ — (+ УСф) = 86° — (+ 8°) = 78°.
ОПсл = ЗМПУ = 86°.
Полет на радиопеленгатор с выходом в КПМ (ППМ)применяется, когда мало уклонение самолета от ЛЗП или оставшееся расстояние до КПМ (ППМ). Порядок выполнения полета следующий (рис. 15.7):
1. Пройти ИПМ (ППМ) с МКР или с МК = ЗМПУ.
2. Через 5—15 мин полета запросить ОП1 сравнить его с ЗМПУ и определить сторону уклонения и величину дополнительной поправки ДП = ЗМПУ—ОП1
3. По пройденному и оставшемуся расстоянию (времени) полета определить БУ и рассчитать ПК:
БУ = Sост/Sпр ·ДП; ПК = БУ + ДП
Рис. 15.7. Полет на радиопеленгатор с выходом в КПМ (ППМ)
4. Определить курс следования в КПМ (ППМ) и установить на него самолет: МКкпм =МКР— (±ПК).
5. В дальнейшем контроль пути по направлению осуществлять периодическим запросом обратных пеленгов и сравнением их с первым пеленгом: ОПсл = ОП1.
Пример.ЗМПУ = 86°; МКР = 80°; Sпр=100 км; ОП1 = 80°; Sост = 68 км. Определить данные для полета в КПМ (ППМ).
Решение. 1. ДП = ЗМПУ— ОП1 = 86° — 80°= +6°.
2. Определяем БУ и ПК:
БУ = Sост/Sпр ·ДП = 68/100·6 = + 4°.
ПК = БУ + ДП = (+ 4°) + (+ 6°) = + 10°.
3. Рассчитываем МКкпм и находим ОПсл:
МКкпм=МКР — (± ПК) = 80° — (+ 10°) = 70°.
ОПсл = ОП1 = 80°.
Полет на радиопеленгатор с любого направления подбором курса следованияприменяется при выходе на радиопеленгатор после обхода зон грозовой деятельности, при восстановлении потерянной ориентировки, когда отсутствуют данные о ветре. Порядок выполнения полета следующий (рис. 15.8):
Рис. 15.8. Полет на радиопеленгатор с любого направления подбором курса
следования
1. Установить связь с диспетчером, запросить обратный пеленг, установить самолет на MK1—ОП1 заметить курс и продолжать полет с этим курсом.
2. Через 3—5 мин полета запросить ОП2, сравнить его с ОП1 и определить сторону сноса самолета.
Если ОП2 = ОП1 или отличается от него на 1—2°, то считается, что курс на радиопеленгатор подобран и MK1 можно принять за МКсл; если ОП2 > ОП1, то самолет сносится влево, если ОП2 < ОП1, то самолет сносится вправо.
3. При изменении пеленга более чем на 2° установить самолет на курс следования с учетом предполагаемого сноса. МК2=ОП2 — (±5°).
Обычно первую поправку на снос берут равной 5, вторую 8 и третью 10°.
4. Через 3—5 мин запросить ОП3, сравнить его с ОП2 и проверить правильность взятого упреждения на снос. Если пеленг изменяется в прежнюю сторону, то поправку на снос необходимо увеличить, т. е. МК3 = ОП3 — (±8°).
Обычно после двух-трех доворотов самолета на предполагаемый угол сноса практически подбирается курс следования для полета на радиопеленгатор. Курс считается подобранным, если каждый последующий пеленг равен предыдущему или отличается от него на 1—2°.
Если обратные пеленги начинают изменяться в другую сторону, то это значит, что упреждение на снос было взято слишком большое. В этом случае необходимо установить самолет на МК средний между последними двумя МК.
При подборе курса необходимо помнить следующее: если получаемые пеленги увеличиваются, то курсы должны увеличиваться, а если пеленги уменьшаются, то и курсы должны уменьшаться.
Пример.ОП1=100°; ОП2 = 96°; ОП3=93°; ОП4=94°. Подобрать курс следования для активного полета на радиопеленгатор.
Решение. 1. MK1— ОП1=1000.
2. Определяем сторону сноса и МК2. Так как ОП2<ОП1 то снос самолета правый; МК2=ОП2— (+5°) =96°— (+5°) =91°.
3. Находим МК3 и МКсл:
МК3=ОП3 — (+8°)=93°— (+8°) =85°.
МКсл=85°.
А. Определение момента пролета радиопеленгатора или его траверза
Полет самолета на радиопеленгатор пассивным или активным способом заканчивается определением момента пролета самолета над радиопеленгатором. Контроль за приближением крадиопеленгатору осуществляется:
по расчетному времени прибытия на радиопеленгатор;
по резкому изменению обратных пеленгов.
Момент пролета радиопеленгатора определяется:
1. По изменению обратного пеленга (ЩДМ) на величину, близкую к 180° (рис. 15.9).
2. По команде «Пролет», передаваемой с земли.
Обычно самолет пролетает не точно над радиопеленгатором, а несколько в стороне от него, справа или слева. В этом случае момент пролета радиопеленгатора определяется по пролету его траверза. Величина обратного пеленга в момент пролета траверза (рис. 15.9) равна ФМПУ +90°, когда радиопеленгатор справа, ФМПУ +270°, когда радиопеленгатор слева, или иначе, ОПтр= ФМПУ±90°.
Сторону нахождения радиопеленгатора по отношению самолета определяют по изменению получаемых обратных пеленгов (ЩДМ). Если обратные пеленги (ЩДМ) увеличиваются, то это значит, что радиопеленгатор находится относительно самолета справа, если же обратные пеленги (ЩДМ) уменьшаются, радиопеленгатор находится относительно самолета слева.
Пример.МК=65°; УС = +5°; радиопеленгатор слева. Определить обратный пеленг траверза.
Решение. 1. ФМПУ=МК+(±УС) =65° + ( + 5°) =70°.
2. ОПтр = ФМПУ—90°=70°—90°+360° = 340°.