Во-вторых, в конечном счете та польза, которую принесет этот полет, окупит все расходы, затраченные на него. Полет безусловно окажет благотворное влияние на отношения между нашими странами.

Вопрос Алексею Леонову. Могли бы вы передать на Землю набросок рисунка, который выражал бы смысл совместной миссии ваших кораблей в космосе?

Ответ. Я могу вам показать. (Леонов показывает соединенные вместе советский и американский флаги.)

Я сделал несколько зарисовок. Вот, например, портрет Томаса Стаффорда. Похож? Нет? Обратите внимание, какой вдумчивый человек. А сейчас я вам покажу Стаффорда, когда он был молодым. Вот портрет знакомого вам техасца. (Показывает портрет Дональда Слейтона.) Портрет Вэнса Бранда я только что ему подарил, когда он покидал корабль «Союз». Как видите, эта портретная галерея родилась здесь, в космосе.

Вопрос Томасу Стаффорду. Как вы оцениваете работу корабля «Союз» в первые дни полета?

Ответ. Экипаж «Союза» работал здорово. Дело в том, что в эти дни нам предстояло выполнить очень много операций. Во время переходов от них и от нас требовалось четкое взаимодействие, что и было продемонстрировано. Все прошло хорошо. Вчера мы имели возможность разговаривать с Москвой. Вчера с нами говорил президент Соединенных Штатов. День был напряженным, взаимодействие – безупречным.

Во-вторых, в конечном счете та польза, которую принесет этот полет, окупит все расходы, затраченные на него. Полет безусловно окажет благотворное влияние на отношения между нашими странами. - student2.ru В. Кубасов и Т. Стаффорд в орбитальном отсеке «Союза-19». На заднем плане – рисунки А. Леонова, сделанные в полете.

Вопрос Валерию Кубасову. Какой вклад может внести опыт, приобретенный в этом полете, в будущее сотрудничество между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом в космосе? Что нового вы узнали за последние несколько дней из того, что может быть полезным космонавтам и астронавтам в будущем?

Ответ. Прежде всего, мы узнали, что можем сотрудничать и летать вместе в космосе. Если раньше мы только к этому готовились, то сейчас это проверено на практике. Вчерашний и сегодняшний день доказали нам, что во время сближения, стыковки, во время совместной деятельности у нас не было никаких проблем. Было полное взаимопонимание. Все, что планировали, мы выполнили. Это самое главное. Этим было доказано, что мы можем вместе сотрудничать в космосе, летать вместе.

Во-вторых, мы проверили то, что стыковочная система работает, причем так, как запланировано. Все технические идеи, заложенные в нее, оправдали себя.

В-третьих, мы получили дополнительный опыт совместного полета двух кораблей. Это тоже даст многое для подготовки к будущим полетам.

Вопрос Вэнсу Бранду. Как может опыт, приобретаемый в этом полете, содействовать космическому сотрудничеству между СССР и США в будущем? Другими словами, приобрели вы за последние дни что-нибудь такое, что было бы полезным для космонавтов и астронавтов в будущем?

Ответ. Я думаю, что большая часть того, что мы приобрели, работая по совместному проекту, относится к подготовительной части полета, к нашим тренировкам. Если учесть все, то можно сказать, мы научились тому, как разговаривать друг с другом, как планировать нашу подготовку. Сейчас, во время реального полета, мы сталкиваемся с незначительными сюрпризами. К будущему совместному полету, который когда-то состоится, подготовка будет значительно проще и мы будем располагать немалыми знаниями о том, как лучше его провести.

Вопрос Алексею Леонову. Насколько комфортабельным считаете вы корабль «Аполлон» и как вам нравится американская пища?

Ответ. Я сегодня 6 часов пробыл на космическом корабле «Аполлон». А до этого очень много раз бывал на нем на тренировках. Как летчику и как космонавту мне очень нравится этот корабль. «Аполлон» уже показал себя. Это надежный корабль, позволяющий решать много различных задач, в том числе и сложную задачу, связанную с облетом Луны и посадкой на ее поверхность. Сегодня я увидел его в космическом полете. Мне нравятся его возможности по проведению наблюдений – у него много иллюминаторов для наблюдения Земли, его оборудование.

Сегодня я должен провести репортаж о космической пище в корабле «Аполлон». Скажу, что пища, которую я выбрал еще на Земле, была здесь такой же. Она мне очень понравилась своим приготовлением и свежестью. Понравилось также внимание экипажа.

Еще раз хочу сказать, что космическая пища – это не та пища, которую люди едят на Земле (далее Леонов говорит по-английски), но как сказал древний философ: «Обед хорош не тем, что ешь, а тем, с кем ешь». Сегодня я обедал с моими очень хорошими друзьями – Томасом Стаффордом и Дональдом Слейтоном.

Во-вторых, в конечном счете та польза, которую принесет этот полет, окупит все расходы, затраченные на него. Полет безусловно окажет благотворное влияние на отношения между нашими странами. - student2.ru А внутри-то – борщ! Т. Стаффорд и Д. Слейтон в гостях на «Союзе-19».

Вопрос Дональду Слейтону. Теперь, когда вы наконец попали в космос, как согласовываются ваши личные впечатления с тем, что вам уже много лет приходилось слышать от других астронавтов?

Ответ. Я встретил знакомую по рассказам картину и примерно те же проблемы, о которых все говорят: мало рабочего пространства внутри корабля, загруженность работой и документацией.

Но полет в космос – это приобретение огромного опыта. Не думаю, что вообще можно полностью выразить словами то, что переживаешь и чувствуешь в космосе. Я хочу, чтобы больше людей побывало в космосе и испытало на себе эти ощущения.

Вопрос Алексею Леонову и Томасу Стаффорду. В какого рода космических полетах вы хотели бы еще участвовать?

Ответ А. Леонова. Я глубоко уверен, что сейчас все – и те, кто летает на космических кораблях, и те, кто не летает, а смотрит на нас, слышит нас, – являются участниками лишь начала большого человеческого пути в космическое пространство. Мне, конечно, хотелось бы еще побывать на каком-нибудь космическом корабле, который мог бы летать длительное время вокруг земного шара, чтобы глазами художника посмотреть на многообразный лик нашей Земли, на ее разнообразные краски, запечатлеть это в своей памяти, донести до людей. Хотелось бы побывать на высотах больших, чем те, на которых мы сейчас летаем. Оттуда Земля выглядит совсем по-другому. Я думаю, что у нас есть еще запас сил и возраста, и мы все-таки поучаствуем в дальнейших космических полетах.

Ответ Т. Стаффорда. Конечно, всегда хочется летать на более современной технике, участвовать в новых полетах. У нас не так много времени осталось до начала программы «Спейс Шаттл», и, конечно, я хотел бы участвовать в этой программе. Я надеюсь, у Алексея будет космический корабль, разработанный к тому времени для нового совместного полета. Я хочу этого. Человечество идет по пути прогресса. Будет новая космическая техника. Надеюсь, что для совместных полетов будут применяться новые, более совершенные космические средства, которые принесут больше пользы для всех нас на Земле.

А. Леонов дополняет. Я согласен с Томасом и хочу сказать, что одно дело корабль, а другое – с кем ты летаешь. Так вот я бы хотел всегда летать в космос с друзьями, которым очень доверяешь, которые доверяют тебе и с которыми просто не скучно работать.

Вопрос Т. Стаффорду. Считаете ли вы с практической точки зрения удобным разговаривать во время сложных маневров по сближению на родном языке собеседника?

Ответ. Конечно, это очень важно. Мы пришли к этому выводу в ходе совместной работы. Мы убедились, что на родном языке собеседника говоришь медленнее, отчетливее и делаешь меньше ошибок. Это вполне оправдало себя. Вы все это видели и слышали во время сближения, стыковки, да и видите сейчас. Для нас это очень большой опыт новой формы общения друг с другом.

Вопрос А. Леонову. Как вы считаете, насколько возможность спасения экипажей, продемонстрированная в этом полете, важна для будущих космических полетов?

Ответ. Когда мы начали заниматься программой «Аполлон – Союз», то в первую графу нашей программы ставили отработку средств спасения, отработку единого стыковочного узла и его испытание. Вот сейчас мы можем сказать, что мы выполнили основную часть этой программы. Мы испытали стыковочные узлы, они у нас сработали хорошо и держат нас крепко. Это начало большой работы по унифицированию последующих космических систем не только наших государств. Я думаю, за этим обязательно последуют все наши корабли и корабли США с такими же стыковочными узлами. И другим государствам, которые начнут развивать технику в этом направлении, тоже будет смысл создать единые и унифицированные стыковочные узлы, чтобы использовать любую возможность для оказания помощи друг другу в открытом космическом пространстве. И нам приятно, что начало этой грандиозной человеческой работы в космосе возложено сейчас на наши экипажи – «Союза» и «Аполлона».

Во-вторых, в конечном счете та польза, которую принесет этот полет, окупит все расходы, затраченные на него. Полет безусловно окажет благотворное влияние на отношения между нашими странами. - student2.ru Памятная медаль в честь ЭПАС. Ее половинки были взяты на орбиту на «Союзе-19» и «Аполлоне» и соединены в космосе.

Вопрос В. Бранду. Теперь, когда американцы впервые встретились с русскими в космосе в международном космическом полете, как вы думаете, каковы возможности совместного исследования других планет при помощи пилотируемых космических средств?

Ответ. Я думаю, что шансы для этого сейчас хорошие. Но не думаю, чтобы это началось в ближайшие годы. Возможно, пройдет 20 – 30 лет, прежде чем мы будем готовы начать исследования других планет. Но прогресс стремителен в наше время, и свидетельство тому – развитие авиации. Так что, возможно, в течение ближайших 20 – 30 лет придет то время, когда мы будем думать об исследовании других планет совместными усилиями. Мне кажется, что так и должно быть. Это сэкономит время, усилия, финансовые расходы. Это будет интереснейшее предприятие, которое принесет пользу всему миру.

Вопрос Т. Стаффорду. Насколько важна для будущих полетов возможность спасения экипажей космических кораблей?

Ответ. Люди всегда делали все возможное для того, чтобы уменьшить риск. В эру космических полетов нельзя исключать ситуацию, когда возникнет необходимость спасения экипажа. То новое, что мы продемонстрировали во время этого полета, – новый стыковочный узел, средства сближения и стыковки, разработанные обеими странами, средства связи, а также способы ведения совместных действий – может пригодиться в будущем, в том числе и для спасения экипажей. Так что, я думаю, мы сделали большой шаг в этом направлении. Думаю, что мы открыли новую эру в космонавтике и что наш опыт принесет пользу.

Наши рекомендации