Протокол выполнения радиодевиационных работ
Самолет: тип Ан-24 № 46824 Радиокомпас: тип АРК-5 № 825407
Дата: 30. 9. 73 г.
Выбранные радиостанции
Радиостанции (позывные) | Магнитные пеленги радиостанций (МПР) |
ЩА КИ | 110° 329° |
Устранение установочной ошибки рамки радиокомпаса
КУР=0° ОРК=356° Δр = +4°
Δр доведена до 0° Определение и докомпенсирование радиодевиации
МПР | ||||||||||||
мк | ||||||||||||
КУР | ||||||||||||
ОРК | ||||||||||||
ΔР | + 15 | + 18 | + 15 | + 10 | +5 | -6 | -10 | -14 | -17 | -13 | ||
Δр доведена до | ||||||||||||
МПР | ||||||||||||
МК | ||||||||||||
КУР | ||||||||||||
ОРК | ||||||||||||
ΔР | + 13 | + 18 | + 15 | + 11 | +5 | -6 | -11 | -16 | -19 | -16 | ||
Δр доведена до |
Порядок записей данных в протокол выполнения радиодевиационных работ при устранении установочной ошибки рамки радиокомпаса и при определении радиодевиации приведен в табл. 14.1.
Компенсация радиодевиации
Радиодевиация компенсируется в следующем порядке:
1. Выключить радиокомпас и отсоединить компенсатор от блока рамки.
2. Снять скобу с указателя радиодевиаций.
Таблица 14. 2
Таблица компенсации радиодевиации
ОРК | ΔР | Показания стрелки-указателя после циклов компенсации | |||
—16 | —5 | —9 | —13 | —16 | |
+ 15 | + 3 | + 7 | +11 | + 15 | |
—19 | —5 | —10 | —15 | —19 | |
+ 18 | +3 | + 8 | + 13 | + 18 | |
—16 | —5 | —9 | —13 | —16 | |
+ 15 | + 3 | + 8 | + 12 | + 15 | |
—11 | —4 | —7 | —9 | —11 | |
+ 10 | +2 | + 5 | + 8 | + 10 | |
—6 | —3 | —4 | — 0 | —6 | |
+ 5 | +2 | +3 | +4 | + 5 | |
+ 5 | + 2 | +3 | +4 | +5 | |
—6 | — 3 | — 4 | — 5 | —6 | |
+ 11 | +2 | + 5 | + 8 | + 11 | |
— 10 | — 4 | — 6 | — 8 | — 10 | |
+ 15 | +3 | +8 | + 12 | + 15 | |
— 14 | — 4 | —8 | —12 | —14 | |
+ 18 | +3 | +8 | + 13 | + 18 | |
—17 | —5 | —10 | —14 | —17 | |
+ 13 | +3 | + 6 | + 10 | + 13 | |
—13 | — 4 | —7 | —10 | —13 | |
3. Составить таблицу компенсации радиодевиации (табл. 14. 2). Она составляется для избежания опасных натяжений лекала. Так как радиодевиация может достигать 15—20°, то ее вводят за три-четыре приема, последовательно увеличивая прогиб ленты лекала.
Для избежания опасных натяжений лекала в компенсатор вводят поочередно радиодевиацию положительную и отрицательную в такой последовательности: 0, 345, 15, 330, 30, 315, 45, 300, 60, 285, 75, 270, 90, 255, 105, 240, 120, 225, 135, 210, 150, 195, 165, 180°.
4. Приступить к нанесению радиодевиации на компенсатор, для чего необходимо поворотом диска компенсатора за поводок совместить нуль шкалы радиодевиации с делением ОРК=0° и, удерживая его в этом положении, с помощью регулировочного винта, расположенного против деления ОРК=0°, установить указатель радиодевиации на 0° по шкале радиодевиации.
5. Установить диск компенсатора на ОРК=345° и вращением регулировочного винта против этого деления переместить стрелку-указатель радиодевиации на значение, указанное в первом цикле таблицы компенсации.
6. Таким же образом нанести радиодевиацию первого цикла на остальных ОРК, соблюдая последовательность, указанную в таблице.
7. В таком же порядке выполнить второй, третий и четвертый циклы компенсации.
8. Проверить точность нанесения радиодевиации на компенсатор, для чего последовательно устанавливать диск компенсатора нулем шкалы радиодевиации на каждый из 24 ОРК по шкале, при этом стрелка-указатель должна показать величину и знак радиодевиации согласно протоколу (см. табл. 14. 1).
9. Если на каком-либо ОРК радиодевиация нанесена с ошибкой, то необходимо вращением соответствующего винта довести ее до требуемого значения. После этого необходимо снова проверить правильность отклонения указателя на всех ОРК, так как иногда доведение радиодевиации до требуемой величины на одном каком-либо ОРК вызывает появление ошибок в установленной величине радиодевиации на другом ОРК.
10. Подсоединить к компенсатору провода сельсинной передачи, включить радиокомпас и, вращая диск компенсатора, наблюдать за вращением стрелок указателей КУР. Стрелки указателей должны вращаться плавно без рывков и заеданий.
11. Если стрелки указателей перемещаются без рывков, установить компенсатор в блок рамки, после чего приступить к определению остаточной радиодевиации.
Определение остаточной радиодевиации и составление графика
Радиодевиации
Остаточная радиодевиация определяется с целью обнаружения ошибок и неточностей, допущенных в процессе выявления и компенсации радиодевиации.
Для определения остаточной радиодевиации самолет последовательно устанавливается на 24 ОРК, на каждом ОРК определяется КУР и вычисляется радиодевиация, которая записывается в протокол. Радиодевиация считается скомпенсированной, если на КУР = 0° она равна нулю, а на всех остальных КУР не превышает ±3°. Если на одном или нескольких ОРК остаточная радиодевиация превышает ±3°, то необходимо снова снять компенсатор и произвести декомпенсацию.
После этого компенсатор устанавливается в блок рамки и производится повторное определение остаточной радиодевиации на всех 24 ОРК. По результатам остаточной радиодевиации составляется график радиодевиации, который закрепляется в кабине самолета.
График радиодевиации строится по ОРК (рис. 14. 4).
Декомпенсация радиодевиации
Рис. 14.4. График остаточной радиодевиации
Декомпенсация радиодевиации выполняется в том случае, когда она была скомпенсирована раньше, а при повторном определении радиодевиации выявлено, что ее величина на нескольких ОРК
превышает ±3°. Декомпенсация выполняется только на этих ОРК в следующем порядке:
1. Снять компенсатор с блока рамки.
2. Вращением диска компенсатора установить конец стрелки-указателя на тот ОРК, на котором обнаружена радиодевиация более ±3°.
3. Удерживая диск компенсатора в этом положении, вращением винта, расположенного ближе всего к нулю шкалы радиодевиации, переместить стрелку-указатель вправо или влево на величину остаточной радиодевиации. Направление перемещения стрелки определяется по знаку остаточной радиодевиации и знаку, нанесенному на диске компенсатора. Для верхнего расположения рамки знаки нанесены черным цветом, а для нижнего — красным.
Для контроля правильности декомпенсации радиодевиации рекомендуется перед тем, как вращать винт, выписывать знаки величину нанесенной на компенсатор радиодевиации. Это позволит при случайном сдвиге диска узнать, сколько градусов радиодевиации компенсировано и сколько еще осталось докомпенсировать.
4. Аналогично провести декомпенсацию радиодевиации на остальных ОРК.
5. Проверить плавность вращения диска и правильность докомпенсации радиодевиации, после чего установить компенсатор в блок рамки.
6. Произвести контрольное определение остаточной радиодевиации на 24 ОРК и составить ее график.