Модуль 3. природа в современной биологической картине мира
Тема 3.1. Концепции эволюционной химии
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите зарождение химических знаний в истории науки и становление атомно-молекулярной концепции химизма.
2. Изучите учения о химической эволюции и эволюционные законы химии.
3*. Проанализируйте место и роль химического знания в развитии биологии и современной материальной и духовной культуре человечества.
II. План практического занятия
1. Зарождение химических знаний и становление атомно-молекулярной концепции.
2. Понятие и основные законы химической эволюции.
3. Методологическая роль химических знаний в развитии биологии.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовки к практическому занятию
Выполняя первое задание, обратите внимание на развитие химических знаний в эпоху Возрождения и Нового времени (Ф.Парацельс, Я.Ван Гельмонт) и становление экспериментальной, аналитической химии (Р.Бойль), а также на учение о химическом равновесии (К.Бертолле).
При усвоении второго вопроса необходимо рассмотреть эволюционные законы химии и разработку в XX веке учения о химической эволюции, химических процессах и реакционной способности веществ, а также о классификации различных химических систем.
Выполняя третье задание, покажите, какую роль играет эволюционная химия в развитии современной биологии, а также роль и место химического знания в современной духовной культуре человечества, в развитии других наук и формировании мировоззрения личности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 2009.
Дополнительная литература
1. Кузнецов В.И. Общая химия: тенденции развития. – М., 2004.
2. Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. – М., 2001.
3. Руденко А.П. Эволюционная химия и химия будущего. – М., 2003.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем специфика зарождения химических знаний в истории науки.
2. Каковы особенности становление атомно-молекулярной концепции химизма.
3. Назовите особенности учения о химической эволюции.
4. Раскройте содержание эволюционных законов химии.
5. Назовите основные принципы периодизации системы химических элементов Д.И.Менделеевым.
6. Какова роль химической революции в происхождении жизни.
Тема 3.2. Концепции биологических уровней
Организации живой материи
I. Задание для самостоятельной работы
1. Рассмотрите основные этапы развития биологической картины мира.
2. Изучите положение эволюционной теории Ч.Дарвина и сущность закона естественного отбора.
3*. Проанализируйте закономерности современной синтетической теории эволюции.
4. Рассмотрите содержание основных концепций происхождения и сущности жизни.
II. План практического занятия
1. Основные этапы развития биологической картины мира и их характеристика.
2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и синтетическая теория эволюции: их основныеположения изначение.
3. Концепции происхождения и сущности жизни в биологии.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовки к практическому занятию
В процессе подготовки к практическому занятию необходимо обратить внимание на место биологии в системе других наук и специфику жизни как особого уровня организации материи и предмета биологического познания. Первый этап исторического развития биологии можно выделить как представления о живом в эпоху античности (Анаксагор, Демокрит, Аристотель, Теофраст, Лукреций Кар и др.); биологические знания средневековья (Альберт Великий, Авиценна), эпохи Возрождения и нового времени (У. Гарвей, А. Галлер, К. Вольф, В. Гофмейстер и др.).
Становление биологии как науки, связанное с систематикой растений и животных (К. Линней, Ж. Бюффон), с зарождением эволюционного учения (Ж. Ламарк, Ч. Лайель, Р. Чемберс и др.), с появлением клеточной теории (Т. Шванн, М. Шлейден), с формированием теории эволюции и ее фундаментальных принципов - отбора, изменчивости и наследственности (Ч. Дарвин), относится ко второму этапу ее развития.
Третий этап изменения взглядов на живую природу связан со становлением синтетической теории эволюции на основе дальнейшего развития биологии и формирования генетики как науки.
Рассматривая проблемы происхождения и сущности жизни, следует обратить внимание на различные подходы к ее зарождению на Земле: материалистический - концепции панспермии, самопроизвольного зарождения и др., и идеалистический - креационизм, витализм, холизм и др. В рамках концепций естественного происхождения жизни необходимо уяснить основные идеи коацерватной теории А.И. Опарина, теории каталитических систем А.П. Руденко, естественнонаучные подходы Д. Холдейна, С. Миллера и др. Логическим завершением анализа проблемы является выделение подходов к определению сущности жизни, с одной стороны, как способа существования белковых тел и, с другой - как возможности ее существования на небелковой основе.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2009.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
Дополнительная литература
1. Галимов Э.М. Феномен жизни. Происхождение и принципы эволюции. – М., 2001.
2. Дубинин Н.П. Вечное движение. - М., 2004.
3. Теория эволюции: наука или идеология. – М., 2002.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте основные этапы развития биологии.
2. Назовите основные материалистические концепции происхождения жизни.
3. В чем состоит сущность и основные признаки жизни.
4. Каковы современные оценки эволюционной теории.
5. В чем особенности синтетической теории эволюции.
6. Назовите основные принципы современной биологии.