Введение новых знаний с использованием приема «яркое пятно».
В СИ за единицу силы принимается 1Н (1 Ньютон). Эта единица получила название в честь английского ученого И.Ньютона. В вольном переводе С.Я.Маршака восхищение, высказанное одним из современников ученого, звучит так:
Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Сила в 1Н изменяет у тела массой 1кг скорость на 1м/с.
Схема: F=1Н: у тела m=1кг изменяет u на 1м/с
Проблемная ситуация №5.
От чего еще зависит результат действия силы?
Прием создания П.С.(с затруднением)
Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Задание ученику: открыть дверь, прикладывая силу у петель.
Можно это сделать? (Нет) Почему?
А если действовать на середину двери? На ручку двери?
§ Какой вывод можно сделать? Результат действия силы зависит от точки приложения силы.
§ Итак, что мы сегодня изучаем? (силу)
§ Кто может дополнить название темы?
III этап. Выражение решения.
Воспроизведение новых знаний с приемом «яркое пятно».
Ребята! Кто хотел бы выступить в роли силы – царицы взаимодействия и задать ребятам вопросы по теме нашего урока? (Продуктивное задание на формулирование).
Ученику предлагается корона, он ее надевает, и, выступает в роли силы, задает учащимся вопросы.
Цель этапа: формирование умения предавать мысль словами, развитие речи, углубление понимания знаний за счет проговаривания.
А сейчас порадуем Силу: нарисуем ее «портрет». Задание: составить опорную схему по теме урока.
Учащиеся работают самостоятельно (в тетрадях).
Примерная схема:
Сила изменяет тела
вызывает деформацию
имеет
характеристики:
направление, модуль, точку приложения
IVэтап. Реализация продукта.
¨ Кто хочет показать свою схему на доске?
Вопросы для оценивания работы ученика.
¨ Точно ли передано в схеме новое знание?
¨ Полная ли схема или ее можно дополнить?
¨ Наглядна ли она?
Задание на дом: §23,27 (1часть), закрепить схему, а кто хочет – придумать стихотворение или загадку о силе.
КЛАСС
Тема. Связь между силой тяжести и массой тела.
Цель: открыть формула связи между силой тяжести и массой тела
Новое знание: F тяж = q * m, q = 10 , q – ускорение свободного падения
P= q*m, если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно.
Ход урока
Подводящий к проблеме диалог
§ Какую тему мы изучаем? (Сила)
§ Как называется единица силы? (1Ньютон)
§ Почему она получила такое название? 9в честь английского физика Исаака Ньютона)
Прием «Яркое пятно» при актуализации знаний.
|
§ Вспомним, какова величина силы в 1Н.
§ Как зависит сила тяжести от массы тела? (прямо пропорционально)
Постановка учебной проблемы
Демонстрируем 2 гири m = 1кг и m = 5кг
§ На какую гирю действует большая сила тяжести? Почему? Посчитайте, какая сила тяжести действует на 1-ую гирю и на 2-ую гирю.(П.С. с «затруднением»)
§ Можете Вы решить эту задачу? Почему? Так над какой проблемой мы будем сегодня работать? (формирование проблемы не совпадающей с темой урока)
Поиск решения
Итак, что мы знаем о силе тяжести в 1Н?
F тяж = 1Н | m = 102г |
F тяж = 2Н | m = 204г |
F тяж = 3Н | m = 306г |
? | m = 1кг |
§ Как узнать F тяж, действующую на тело массой 1кг?(1кг = 1000г, 1000г/102г = 9,8, значит сила тяжести, действующая на тело массой 1кг в 9,8 раз больше. Чем тело массой 102г, т.е 9,8Н)
m = 1кг F тяж = 9,8Н
Коротко это можно записать так q = 9,8 ( на тело массой 1кг действует сила тяжести 9,8Н). Эту величину обозначают буквой q.
q = 9,8
§ А какая сила действует на тело массой 2кг, 3кг, 4кг?
§ Как найти силу тяжести, действующую на тело массой кг?
Fтяж = q*m
Величину q называют ускорением свободного падения. Смысл этой величины раскрывается в старших классах.
§ Итак, мы получили формулу для силы тяжести. Как можно сформулировать тему нашего урока? (формула для силы тяжести). Запишите тему.
§ Теперь вы сможете решить задачу данную в начале урока?
Решите ее. Число q = 10 (для большой гири)
Дано: Решение:
m = 5 кг Fтяж = g * m
g = 10 Fтяж = 10 * 5 кг = 50 H
Fтяж - ? Ответ: Fтяж = 50 Н.
§ А чему равен вес этой гири? Р = Fтяж
§ Можно вес тела определить по формуле Р = q*m
Выражение решения
Зная свою массу, найдите силу тяжести, действующую на Вас и Ваш вес.
Покажите эти силы на чертеже:
Fтяж P
Кто решил задачу, те решают упр.9 (2,4)
Выражение решения
Показать решение задачи на доске
Задание на дом: §27, упр.9 (3,5), формулы – в конверт
КЛАСС