Усовершенствованная установка
Так какая тема урока? (формулирование темы «Прибор для измерения силы»).
Введение нового знания: по–гречески «динамис» - сила, «метрии» - измеряю.
Получили «динамометр» - прибор для измерения силы.
Запишем тему в тетрадь.
Мы изобрели прибор для измерения силы, но еще раньше его создали ученые.
Демонстрация учебного динамометра.
Какие основные части можно выделить в его устройстве. Сравните нашу модель и учебный прибор. Что у них общего?
Запишите в тетради
1. пружина,
2. стрелка – указатель,
3. крючок для подвеса грузов,
4. шкала.
Введение нового знания.
Ø Какие виды динамометров бывают (учебник стр.66)
Ø Можно школьным динамометром измерить силу тяги трактора?
Ø Почему?
Ø На какую максимальную силу он рассчитан?
Ø Как можно получить динамометры с разной ценой деления? (обсуждение гипотез)
Ø Подготовка к лабораторной работе.
Выражение решения: Создайте опору по теме нашего урока. Реализация продукта.
Задание на дом: §28 упр. 10 (1,2). По желанию – изготовить динамометр.
Класс.
Тема. Излучение.
Цель: «открыть» новое знание об излучении как виде теплопередачи.
Ход урока
I. Опрос.
1. Конвенция (устно).
2. Схемы «конвенция» (на магнитную доску).
3. Упражнение 2 (фронтально).
II. Изучение нового материала.
Демонстрационный опыт. Излучение от нагретой плитки (с теплоприемником и жидкостным манометром).
Перед демонстрацией опыта объясняем устройства теплоприемника.
Постановка учебной проблемы №1 (Проблемная ситуация «с затруднением»)
§ Каким видом теплопередачи передается тепло от плитки?
Выдвижение гипотез.
1. Конвенцией.
2. Теплопроводностью.
Поиск решения. Путем рассуждений учащиеся приходят к выводу, что обе гипотезы неверные.
Подводящий диалог.
· Как расположен теплоприемник по отношению к плитке?
· Как направлены конвекционные потоки воздуха? (вверх)
· Может конвенцией энергия передаваться теплоприемнику?
· Может тогда теплопроводностью? Почему? (воздух – плохой проводник тепла).
Введение нового знания.
В данном случае энергия передается с помощью невидимых тепловых лучей, т.е. излучением. В старших классах вы узнаете, что тепловые лучи относятся к электромагнитным.
§ Какая же тема нашего урока?
Активизирующий прием «Яркое пятно».
В детской песенке поется:
Выглянуло солнышко,
Пляшет на лугу.
Я на встречу солнышку
По траве бегу…
Солнце – основной источник света и тепла на земле.
§ Каким способом передается тепло от солнца? (излучением).
Докажите:
Выделите особенности излучения:
1. Излучение осуществляется за счет невидимых тепловых лучей.
2. Излучение может происходить и в вакууме.
3. Тела излучают энергию при любой температуре.
4. Тела с темной поверхностью сильнее нагревается, чем тело со светлой поверхностью, и лучше излучают энергию.
5. Излучение происходит по всем направлениям.
Постановка учебной проблемы №2
§ Как вы думаете, в каком чайнике светлом или темном вода остынет быстрее?
Поиск решения через столкновение 2-х точек зрения
1. В светлом.
2. В темном.
§ Где учитывается передача энергии излучением? (окраска самолетов, термос, цвет одежды в летнее время).
Продуктивное задание.
1. Сравните 3 вида теплопередачи.
2. Выразите новое знание в рисунках (по желанию).
3. Составьте 5-6 вопросов по теме урока.
Выражение решения
1. Составление сравнительной таблице «Виды теплопередачи».
2. Рисунки на формате А-4.
3. Вопросы по теме в тетрадях.
Реализация продукта: показать таблицу, рисунки, задать ребятам вопросы.
Домашнее задание. §6, упр. 3. По желанию изготовить самодельный термоскоп и подготовить доклад по теме «Термос».
КЛАСС
Тема. Генератор на транзисторе. Автоколебания.
Цель: открыть с учащимися знания о генераторе на транзисторе как автоколебательной системе; знания о составных частях (блоках) автоколебательной системы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод обучения: проблемный диалог.
Ход урока.