Гирополукомпас типа гпк-48 и его летная эксплуатация
Гироскоп с тремя степенями свободы, установленный на самолете, можно использовать небольшое время как устройство, запоминающее заданное направление.
В связи с тем, что магнитный компас имеет большие погрешности при разворотах самолета, удобно совершать роты на заданные углы, пользуясь гироскопическим устройством. Таким устройством является гирополукомпас типа ГПК-48, представляющий собой гироскоп с тремя степенями свободы, главная ось которого при горизонтальном полете находится в плоскости горизонта, а внешняя ось карданова подвеса вертикальна.
Гирополукомпас не обладает свойством отыскивать какое-либо направление на земной поверхности, а используется как кратковременное устройство пространственной памяти.
Гирополукомпасы подобного типа были первыми гироскопическими курсовыми приборами на самолете. Эти приборы несовершенны, но поскольку их еще применяют на самолетах гражданской авиации, рассмотрим гирополукомпас типа ГПК-48 (рис. 8.1 и 8.2).
На внешней оси карданова подвеса укреплена картушка 3, отградуированная через 1" от 0 до 360°. Оцифровка шкалы произведена через 10°. Курс отсчитывается по картушке и неподвижному индексу 4, связанному с корпусом прибора. При разворотах индекс вместе с самолетом перемещается относительно неподвижной картушки — пилоту представляется подвижной картушка.
В ГПК-48 ось собственного вращения гироскопа 2 находится в горизонтальной плоскости, когда совершается горизонтальный полет, так как система коррекции, в которую входит коррекционный двигатель 1 и переключающее устройство 5, обеспечивает только перпендикулярность рам карданова подвеса.
Перпендикулярность рам осуществляется с точностью до 4°. Поворот главной оси гироскопа (например, за счет момента трения по внешней оси карданова подвеса) вокруг внутренней оси более чем на 4° приводит к смещению контактов 6 относительно кольца переключателя 5, в этом случае в одну из управляющих обмоток коррекционного двигателя поступит ток. Двигатель 1 разовьет момент, который будет приложен к внешней оси карданова подвеса. Направление коррекционного момента таково, что под его действием гироскоп, прецессируя, восстанавливает перпендикулярность рам карданова подвеса.
В ГПК-48 нет горизонтальной коррекции, компенсирующей собственный уход гироскопа, вызванный суточным вращением Земли. Однако на заводе-изготовителе его так балансируют, чтобы вокруг внутренней оси карданова подвеса создавался момент, под действием которого гироскоп прецессирует со скоростью ω3 sin φ где φ — географическая широта завода-изготовителя.
Естественно, что таким способом можно устранить уход гироскопа из-за суточного вращения Земли только для одной географической широты (северного полушария), а для остальных возможных широт использования прибора уход уменьшается.
Гирополукомпас ГПК-48 имеет механическое арретирующее устройство, с помощью которого картушка вместе с гироскопом может быть установлена на любое деление, требуемое пилоту.
Перед полетом необходимо произвести внешний осмотр гирополукомпаса, обратив внимание на крепление его к приборной доске, и убедиться в целости стекла на приборе.
Включить питание за 5 мин до выруливания на старт, чтобы дать возможность ротору гироскопа набрать номинальные обороты.
Для полета в заданном направлении по ГПК-48 необходимо: нажатием ручки заарретировать гироскоп и, вращая ее, установить против индекса нужный курс по любому другому измерителю курса; затем разарретировать гироскоп, причем проконтролировать разарретирование по отсутствию красного бленкера 1 в окошечке па лицевой стороне прибора (см. рис. 7.5). В полете необходимо выдерживать направление по показанию ГПК-48.
Во время полета периодически, примерно через каждые 15 мин (для скоростей полета 200—300 км/ч), следует корректировать показания гирополукомпаса по другим измерителям курса.
Если ГПК-48 применяется для производства разворотов на углы 90, 180, 270 и 360° (что часто необходимо при построении посадочной коробочки), то целесообразно предварительно установить по шкале «нуль». В этом случае ось собственного вращения гироскопа совпадает в начальный момент с продольной осью самолета, вследствие этого кардановая погрешность при указанных курсах, как будет показано в разд. 7.7, отсутствует, что позволяет совершать разворот более точно.
Арретирование прибора производится только после заруливания на стоянку, так как при рулении прибор в арретированном состоянии вследствие тряски испытывает действие гироскопических моментов, воспринимаемых подшипниками прибора, которые быстрее изнашиваются.
Основные технические данные
Диапазон работы прибора, =С.......... +50ч—60
Собственный уход за 15 мин......... не более 3°
Частота вращения, об/мин................. 22000
Питание.............................................. 36 В, 400 Гц
Потребляемая мощность, Вт............. 12
Масса прибора, кг . ,.................. 2,8