Занятие 6. Ионный обмен, гидролиз солей.

Пример выполнения упражнения

Задача . Записать в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения реакций между следующими веществами: H2SO4 и BaCl2; Na2СО3 и НCl.

Решение:

1) H2SO4 + BaCl2= Ва SO4 ↓+ 2 НCl – молекулярное уравнение,

+ + SO4 2-_+ Ва2+ + 2Cl- = ВаSO4 ↓ + 2Н+ + 2Cl- – полное ионно-молекулярное уравнение;

Ва2+ + SO4 2- = ВаSO4 ↓ – сокращенное ионно-молекулярное уравнение.

Сокращенное ионно-молекулярное уравнение показывает, что в реакции участвуют только ионы Ва2+ и SO4 2-.

2) Na2СО3 + 2НCl = 2NaCl + Н2О + СО2
2 Na + + СО3 2-_+ 2Н++ 2Cl- = 2 Na + + 2Cl- + Н2О + СО2

СО3 2-_+ 2Н+ = Н2О + СО2

Задания для практических работ

76-80. Записать в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения реакций между веществами А и Б, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов:

Задачи
А   NiСl2 К2СО3 СuSO4   Рb(NО3)2   АgNО3
Б   Н2S Н24 Na3РО4 KI AlBr3

81-85. Составьте уравнения гидролиза солей А и Б в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Укажите, каким будет рН их растворов (рН>7, рН<7, рН=7):

Задачи
А   NiSО4 СоСl2   Аl2(SO4)3   Zn(NО3)2   АgNО3
Б   К2СО3 НСООNа Na3РО4 Li3ВО3 KIO  

86-90. Составьте уравнения гидролиза солей А и Б в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Запишите уравнение совместного гидролиза этих солей в молекулярной форме, если одним из продуктов совместного гидролиза является гидроксид металла соли А:

Задачи   Задачи  
A SnSO4 CrCl3 Zn(NO3)2   АlСl3 2(SО4)3
Б   K2S K2CO3 СН3СООNа НСООNа Li2CO3 2 2СО3  

Занятие 7. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Пример выполнения упражнения.

Задача. Вычислить заряды следующих комплексных ионов, образованных хромом (III): а) [CrCl(H2O)5]; б) [CrCl2(H2O)4]; в) [Cr(C2О4)2(H2O)2].

Решение.Заряд иона хрома (III) принимаем равным +3, заряд молекулы воды равен нулю, заряды хлорид- и оксалат-ионов соответственно равны -1 и -2. Составляем алгебраические суммы зарядов для каждого из указанных соединений: а) +3 + (-1) =+2; б) +3 +2(-1) = +1; в) +3 +2(-2) = -1.

Задания для практических работ

91-95. Составить выражение для константы нестойкости комплексного иона А и определить в нем степень окисления иона – комплексообразователя:

Задачи  
А   [Fe(CN)6]4- [Hg(CN)4]2- [AuCl4] - [PtCl6] 2- [Fe(CN)6]3-

96-100. Составить координационную формулу комплексной соли с названием А и написать для нее уравнения первичной и вторичной диссоциации:

Задачи  
А   Дицианоарген-тат калия Гексанитро-кобальтат (III) калия Бромид гексамминко- бальта(III) Сульфат тетрамминкар-бонатохрома (III) Гексацианоферрат (III) калия

101-105. Составить уравнения первичной и вторичной диссоциации комплексного соединения А. Написать в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения обменных реакций, происходящих между веществами А и В, имея в виду, что образующиеся комплексные соли нерастворимы в воде. Дать названия продуктам реакции:



Задачи  
А   К4[Fe(CN)6] 3[Со(CN)6] К3[Fe(CN)6] 3[Со(CN)6] К4[Fe(CN)6]
B   CuSO4   Fe SO4   AgNO3 NiSO4   Zn SO4  

Занятие 8. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Пример выполнения задания

Задача. Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) H2S и HI; б) H2S и H23; в) H23 и HClО4?

Решение: а) степень окисления серы в H2S равна –2, йода в HI равна –1. Так как и сера, и йод находятся в своей низшей степени окисления, то оба вещества проявляют только восстановительные свойства и взаимодействовать друг с другом не могут;

б) степень окисления серы в H2S равна –2, то есть низшая, в H23 –равна +4 – промежуточная. Следовательно, взаимодействие этих веществ возможно, причем H23 является окислителем;

в) степень окисления серы в H23равна +4 (промежуточная), хлора в HClО4 равна +7 (высшая). Соединения H23 и HClО4 могут реагировать, причем H23 будет проявлять восстановительные свойства.

Задания для практических работ

106-110. Исходя из степени окисления элемента А в соединениях Б, В, Г, определите, какое из них может быть только окислителем, только восстановителем или может проявлять окислительно-восстановительную двойственность? Используя электронно-ионный метод, расставьте коэффициенты в окислительно-восстановительной реакции:

Задачи Элементы, соединения, реакции
A – N; Б – N 2O5; B – NH3; Г – NO3-. Реакция KIO3 + H2SO4 +KI=I2+K 2SO4+KOH
A – S; Б – H2SO4; B – SO2; Г – H2S. Реакция Cr2(SO4)3 +NaOH+ Br2 = Na2CrO4 +NaBr+Na2SO4 +H2O
А – Br; Б – Br2O; B – BrO3- ; Г – BrO4-. Реакция PbO2 + Mn(NO3)2 +HNO3 =HMnO4+Pb(NO3)2 +H2O
A – Cl; Б – Cl2O5; В – ClO4-; Г – ClF5. Реакция K2 Cr2O7 +HCl + SnCl2 =SnCl4 +CrCl3 +KCl+H2O
A – Mn; Б – MnO42 - ; В – MnO4-; Г – MnО2. Реакция Zn+HNO3(разб.) =Zn(NO 3)2 +N2O+H2O


111-115. Определите степень окисления элемента А в частицах Б, В, Г. Используя электронно-ионный метод, расставьте коэффициенты в окислительно -восстановительной реакции:

Задачи   Элементы, реакции
A – Cl; Б – Cl2O; B – ClO3-; Г – ClO4-. FeSO4+KСlO3+H2SO4=Fe2(SO4)3+KCl+H2O
А – S; Б – SО2; В – SО3; Г – Н2S2. К2Сr2О72S+ Н24-=Сr2(SО4)3+S+ К242О
А – S; Б – Н2S; В – SО32 - ; Г – SО42-. МnО2+НС1=МnС12+С122О
А – I; Б – IO- ; В – IO2 - ; Г – IO3-. КМnО4+NаNО224=МnSО424+NаNО32О
А – N; Б – NН4+ ; В – N2О; Г – NО2. КСrO2+КОН+Вr22СrО4+КВг+Н2О  

116-120. Исходя из степени окисления элемента А в соединениях Б, В, Г, определите, какое из них может быть только окислителем, только восстановителем или проявляет окислительно-восстановительную двойственность. Используя электронно-ионный метод, расставьте коэффициенты в окислительно-восстановительной реакции:

Задачи   Элементы, соединения, реакции  
А–Вi; Б–Вi2О5; В–ВiН3; Г–Вi2О3 МnSО4+РbО2+НNO3 =НМnО4+РЬ(NО3)2+РbSО42О
А–Сr; Б–Сr2О3; В–СrО42 - ; Г–СrO. SО2+НВrО32О =Н24+Вr2
А–Sb; Б–SbН3; В–Sb2О5; Г–Sb2О3. SО2+КМnО4+КОН =К24+МnО22О
А–Nb; Б–Nb2О5; В–Nb2О3; Г–NbО43-. HNО2+РbО224 =НNО3+РbSО42О
А–Sn; Б–SnО2;В–SnО; Г–SnО32-. КI+К2Сr2О724 =I2242О+Сr2(SО4)3  

Занятие 9. генетическая связь органических соединений

Пример выполнения упражнения

Задача: Напишите формулы и дайте названия всех изомерных углеводородов состава С5Н10 с открытой цепью.

Решение: Формула С5Н10 соответствует общей формуле СnH2n – формуле углеводородов с одной двойной связью. Сначала рассмотрим изомеры с нормальной (неразветвленной) углеродной цепью (С – С – С – С – С):

С = С – С – С – С или СН2 =СН – СН2 – СН2 – СН3 (1)

пентен-1

С – С = С – С – С или СН3 –СН = СН – СН2 – СН3 (2)

пентен-2

Расположение двойной связи между атомами 3 – 4 и 4 – 5 дает повторяющиеся структуры. Затем рассмотрим изомеры с меньшей длиной главной цепи. Варианты расположения двойной связи:

С = С – С – С или СН2 = С – СН2 – СН3 (3)

С СН3

2-метилбутен-1

С – С = С – С или СН3 – С = СН – СН3 (4)

С СН3

2-метилбутен-2

С – С– С = С или СН3 – СН – СН = СН2 (5)

С СН3

3-метилбутен-1

Задания для практической работы

121-125. Составить структурные формулы алкана, алкена, алкина, алканола, альдегида, карбоновой кислоты и сложного эфира с количеством атомов углерода, равным n:

задачи
n

Дать названия всем веществам, написать уравнения генетической связи.

126-130. Составить структурные формулы соединений по названия,определить класс вещества.:

4-пропил октан 3,7-диметил- октаналь 3,7-диметил- октадиен-2,6 4-метил гексанол-3 гександиол-1,3

131-135.Написать структурные формулы одного из приведенных нижеa- гликолей, а также уравнения реакций получения их этиловых и уксусных эфиров:

С3Н8О2 С5Н12О2 С4Н10О2 С2Н4О2 С6Н14О2

ПРИЛОЖЕНИе

Наши рекомендации