Общие методические указания и правила

Содержание

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ    
1. МЕХАНИКА
1.1. Основные законы и формулы
1.2. Примеры решения задач
1.3. Задачи для самостоятельного решения
2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
2.1. Основные законы и формулы
2.2. Примеры решения задач
2.3. Задачи для самостоятельного решения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Таблицы вариантов ИДЗ
Приложение 2. Справочные таблицы    

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРАВИЛА

ОФОРМЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОМАШНИХ

ЗАДАНИЙ

Процесс изучения физики включает в себя посещение лекций, практических занятий и лабораторных работ. Для студентов очной формы обучения существенную роль играет также самостоятельная работа над учебным материалом. Решение задач позволяет закрепить теоретический материал курса физики.

В процессе изучения физики студент должен выполнить индивидуальные домашние задания (ИДЗ) по дисциплине в каждом семестре.

В настоящем пособии изложен материал, изучаемый в первом семестре курса общей физики. Пособие имеет два раздела: «Механика» и «Молекулярная физика. Термодинамика». В каждом разделе приводится краткая теория, примеры решения и варианты задач для самостоятельного решения.

Перед выполнением индивидуального домашнего задания необходимо внимательно ознакомиться с примерами решения задач по данной теме, уравнениями и формулами, а также со справочными материалами.

ИДЗ включает в себя 10 задач, по 5 из каждого раздела. Номера задач, которые должен решить студент, определяются по таблице вариантов (приложение 1). Вариант задания определяется в соответствии с суммой двух последних цифр номера зачетной книжки (студенческого билета).

Например, если номер зачетной книжки 120703571, то студент должен выполнять вариант 8 (7+1 = 8), а если номер 120703579, то следует выполнять вариант 16 (7+9 = 16).

При выполнении ИДЗ следует придерживаться следующих правил.

1. Указывать на титульном листе наименование дисциплины, фамилию и инициалы студента, группу, номер зачетной книжки, вариант ИДЗ, шифр и название специальности.

2. ИДЗ следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний преподавателя.

3. Задачи своего варианта переписывать полностью, а заданные физические величины выписать отдельно, при этом все числовые величины должны быть переведены в международную систему единиц (СИ).

4. Решение задачи и используемые формулы должны сопровождаться пояснениями. В пояснениях необходимо указывать те основные законы и формулы, на которых базируется решение данной задачи.

5. Для пояснения решения задачи там, где это нужно, аккуратно сделать чертеж.

6. При получении расчетной формулы для решения конкретной задачи приводить ее вывод.

7. Задачу рекомендуется сначала решить в общем виде, т.е. только в буквенных обозначениях, поясняя применяемые при написании формул буквенные обозначения.

8. Вычисления следует проводить с помощью подстановки заданных числовых величин в расчетную формулу. Все необходимые числовые значения величин должны быть выражены в СИ.

9. Проверить единицы полученных величин по расчетной формуле и тем самым подтвердить ее правильность.

10. Константы физических величин и другие справочные данные выбирать из таблиц справочников и приложений используемой литературы.

11. При вычислениях использовать микрокалькулятор для более точного расчета.

12. В ИДЗ следует указывать учебники и учебные пособия, которые использовались при решении задач.

13. При предоставлении работы на повторное рецензирование обязательно представлять работу с первой рецензией. Исправленные задачи при повторном предоставлении студентом работы записываются полностью по вышеприведенным правилам.

Рекомендуемая литература

1. Трофимова Т.И. Курс физики: Учебное пособие для вузов. – 14-е изд. М.: Академия, 2007.

2. Савельев И.В. Курс общей физики: Учебное пособие. В 3-х т. Т.1. Механика. Молекулярная физика. – 9-е изд., стер. СПб.: Лань, 2007. (Учебники для вузов. Специальная литература.)

3. Трофимова Т.И. Курс физики: Учебное пособие для вузов. –20-е изд., стер. М.: Академия, 2014.

4. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Курс физики. Задачи и решения: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд., стер. М.: Академия, 2012.

5. Чертов А.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике: Учебное пособие для втузов. – 8-е изд., перераб. и доп. М.: Физматлит, 2008.

6. Детлаф, А.А., Яворский Б.М. Курс физики: Учебное пособие для втузов. – 6-е изд., стер. М.: Академия, 2007.

7. Калашников Н.П., Смондырев М.А. Основы физики.В 2-х т. Т.1. М.: Дрофа, 2007.

Раздел 1. МЕХАНИКА

В настоящем разделе рассмотрены следующие темы:

1. Кинематика поступательного движения.

2. Кинематика вращательного движения.

3. Импульс материальной точки.Законы Ньютона. Силы в природе.

4. Закон сохранения импульса. Центр масс.

5. Энергия. Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

6. Момент инерции. Теорема Штейнера. Кинетическая энергия вращения. Работа, совершаемая при вращении тела.

7. Момент силы. Уравнение динамики вращательного движения. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

8. элементы специальной теории относительности.

Основные законы и формулы

Силы в природе

Количество движения (импульс) материальной точки массой m, движущейся поступательно со скоростью υ, равен

общие методические указания и правила - student2.ru .

Уравнение движения материальной точки в векторной форме (второй закон Ньютона) имеет вид

общие методические указания и правила - student2.ru , общие методические указания и правила - student2.ru ,

при m = const

общие методические указания и правила - student2.ru

где общие методические указания и правила - student2.ru – геометрическая сумма сил, действующая на материальную точку (равнодействующая сил).

Сила упругости Fупр = –kx, где k – коэффициент упругости (жесткость в случае пружины); х – абсолютная деформация тела.

Сила тяжести Fтяж = mg.

Сила тренияскольжения F = µN, где µ – коэффициент трения скольжения; N – сила нормального давления, с которой одно тело действует на другое;

Сила гравитационного взаимодействия (закон всемирного тяготения)

общие методические указания и правила - student2.ru

где G – гравитационная постоянная; m1 и m2 – массы взаимодействующих тел; r – расстояние между телами (тела рассматриваются как материальные точки).

Импульса

Момент силыF относительно неподвижной точки О:

общие методические указания и правила - student2.ru ,

где общие методические указания и правила - student2.ru – радиус-вектор, проведенный из точки О в точку приложения силы общие методические указания и правила - student2.ru .

Модуль момента силы

общие методические указания и правила - student2.ru

где a – угол между векторами общие методические указания и правила - student2.ru и общие методические указания и правила - student2.ru ; rsina = l – плечо силы (кратчайшее расстояние между линией действия силы и точкой О).

Момент силыF относительно оси вращения:

М = F^l,

где F^ – проекция силы F на плоскость, перпендикулярную оси вращения; l – плечо силы.

Момент импульса материальной точки А относительно неподвижной точки О:

общие методические указания и правила - student2.ru ,

где общие методические указания и правила - student2.ru – импульс материальной точки; общие методические указания и правила - student2.ru – радиус-вектор, проведенный из точки О в точку А.

Основное уравнение динамики вращательного движения:

общие методические указания и правила - student2.ru ,

где общие методические указания и правила - student2.ru – результирующий момент внешних сил, действующих на тело; общие методические указания и правила - student2.ru – угловое ускорение; J – момент инерции тела.

Момент импульса тела, вращающегося относительно неподвижной оси z:

общие методические указания и правила - student2.ru

где w – угловая скорость тела.

Закон сохранения момента импульса системы тел, вращающихся вокруг неподвижной оси, имеет вид

J1w1= J2w2 ,

где J1 и w1 – момент инерции системы тел и угловая скорость вращения в начальный момент времени; J2и w2 – момент инерции и угловая скорость в конечный момент времени.

Примеры решения задач

Задача 1.1. Мяч, брошенный с балкона вертикально вверх, через время t = 3 с упал на Землю. Определить начальную скорость мяча, если высота балкона над Землей равна 20 м. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Дано: t =3 c y = 20 м СИ
υ0 = ?  

общие методические указания и правила - student2.ru Решение.

1. Движение мяча – равнопеременное, с ускорением а = g. Запишем кинематическое уравнение прямолинейного равноускоренного движениявдоль координатной оси Оу (рис. 1.1.):

общие методические указания и правила - student2.ru . (1)

2. Решив уравнение (1) относительно υ0, найдем

общие методические указания и правила - student2.ru . (2)

3. Подставим числовые значения величин в (2):

общие методические указания и правила - student2.ru .

Ответ:υ0= 8 м/с.

Задача 1.2.Точка движется по окружности радиуса R = 20 см с постоянным тангенциальным ускорением аt = 5 см/с2. Через какое время t после начала движения нормальное ускорение аn будет равно тангенциальному?

Дано: R = 20 см аt = 5 см/с2 аt = аn СИ 0,2 м 5.10-2 м/ с2  
t = ?

Решение.

1. По условию задачи вращение является равноускоренным, поэтому справедливы следующие соотношения:

общие методические указания и правила - student2.ru (1)

общие методические указания и правила - student2.ru (2)

где υ – линейная скорость точки.

2. Из (1) получим:

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

3. Из (2) выразим скорость точки:

общие методические указания и правила - student2.ru (4)

4. Подставим (4) в (3) и учтем, что аn = аt:

общие методические указания и правила - student2.ru (5)

5. Подставим в (5) числовые значения, выраженные в системе СИ:

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: t = 2 с.

Задача 1.3.Найти угловое ускорение колеса, если известно, что через 2 с после начала равноускоренного движения вектор полного ускорения точки, лежащей на ободе, составляет угол 60о с направлением линейной скорости этой точки.

Дано: t = 2 c α = 60о СИ
ε= ?

Решение.

1. Скорость точки направлена по касательной к траектории, т. е. к окружности. По касательной направлено и тангенциальное ускорение. Значит, угол между полным ускорением и тангенциальным ускорением равен углу между ускорением и скоростью. На чертеже видно (рис.1.2), что

an = aτ tg α. (1) 2. Выражаем an и aτ через угловые параметры движения: an = ω2R, aτ = εR, и подставляем в (1) ω2R = εRtgα. (2) 3. При нулевой начальной скорости ω = εt. (3) общие методические указания и правила - student2.ru   Рис.1.2

4. Подставляем (3) в (2):

ε2t2 = εtgα, (4)

5. Подставим числовые значения величин в (4)

ε = общие методические указания и правила - student2.ru = 0,43 с-2.

Ответ: ε = 0,43 с-2.

Задача 1.4.Груз массой m = 45 кг вращается на канате длиной l = 5,0 м в горизонтальной плоскости, совершая n = 16,0 об/мин. Какой угол a с вертикалью образует канат и какова сила его натяжения Т?

Дано: m = 45 кг l = 5,0 м n = 16,0 об/мин СИ     0,27 об/с
a , Т = ?

Решение.

1. На груз действуют сила тяжести mg и сила натяжения Т каната (рис. 1.3). По второму закону Ньютона:

mg + T = ma. (1)

2. Так как движение по окружности происходит с постоянной по модулю скоростью, то полное ускорение тела в данной задаче – это нормальное ускорение, направленное к центру окружности радиуса R:

общие методические указания и правила - student2.ru (2)

общие методические указания и правила - student2.ru Рис. 1.3

где n – частота вращения груза.

3. Введем систему координат таким образом, чтобы ось Ох была направлена в сторону направления нормального ускорения. Запишем уравнение (1) в проекциях на оси Ох и Оу:

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

общие методические указания и правила - student2.ru (4)

4. Из рис. 1.3 видно, что

R = lsina. (5)

5. Решив совместно уравнения (3) и (4) с учетом (5), имеем

общие методические указания и правила - student2.ru (6)

общие методические указания и правила - student2.ru (7)

6. Подставим в (6), (7) числовые значения величин в единицах СИ:

T = 45∙4∙3,142∙0,2672∙5 = 0,63 кН,

общие методические указания и правила - student2.ru .

Ответ: Т = 0,63 кН, a = 45°.

общие методические указания и правила - student2.ru Задача 1.5.По наклонной плоскости, составляющей с горизонтом угол 30°, движется тело массой 5 кг. К этому телу с помощью нерастяжимой нити, перекинутой через блок, привязано тело такой же массы, движущееся вертикально вниз (рис. 1.4). Коэффициент скольжения между телом и наклонной плоскостью 0,05. Определить ускорение тел и силу натяжения нити.

Дано: m1 = m2 = 5кг α = 30° µ = 0,05 СИ  
a = ? Fн = ?

Рис. 1.4

Решение.

1. Покажем на рисунке силы, действующие на каждое тело (рис. 1.4). Запишем для каждого из тел уравнение движения (второй закон Ньютона):

общие методические указания и правила - student2.ru

2. В проекциях на выбранные оси координат:

m1g – Fн = m1a (на ось Z),

–Fн + m2gsinα + Fтр = –m2a (на ось X),

N – m2gcosα = 0 (на ось Y).

3. Учитывая, что Fтр = µN, где N = m2gcosα, получим систему уравнений

общие методические указания и правила - student2.ru (1)

4. Вычтем из первого уравнения системы (1) второе:

m1g – m2gsinα – µm2gcosα = m1a + m2a. (2)

5. Выразим из (2) искомое ускорение:

общие методические указания и правила - student2.ru . (3)

6. Подставим в (3) числовые значения:

общие методические указания и правила - student2.ru .

7. Силу натяжения найдем из первого уравнения системы (2):

Fн = m1g – m1a =

= 5·9,8 – 5·2,28 = 38,6 Н.

Ответ: а = 2,28 м/с2, Fн = 38,6 Н.

Задача 1.6.Молот массой m = 6 кг, двигаясь со скоростью υ = = 5 м/с, ударяет по железному изделию, лежащему на наковальне. Масса наковальни вместе с изделием равна М = 120 кг. Считая удар абсолютно неупругим, определить энергию, расходуемую на ковку (деформацию) изделия. Чему равен КПД процесса ковки при данных условиях?

Дано: m = 6 кг υ = 5 м/с М = 120 кг СИ
h =?

Решение.

1. Примем, что система молот – изделие – наковальня является замкнутой, поскольку силы ударного взаимодействия тел гораздо больше внешних сил (силы тяжести (М+m)g и силы давления N опоры).

2. Запишем закон сохранения энергии для рассматриваемой системы:

общие методические указания и правила - student2.ru , (1)

где Wдеф– энергия деформации; общие методические указания и правила - student2.ru – значения механической энергии системы до и после удара; υ' – общая скорость всех тел системы после неупругого удара.

3. Запишем закон сохранения импульса:

общие методические указания и правила - student2.ru (2)

откуда

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

4. Подставив в формулу (1) значение υ' из уравнения (3), получим

общие методические указания и правила - student2.ru = общие методические указания и правила - student2.ru .

5. Так как энергия, расходуемая на ковку изделия, является полезной, то КПД процесса ковки составляет:

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: Wдеф = 71,4 Дж, h = 95,2 %.

Задача 1.7.Вагон массой 20 т, двигавшийся равномерно, под действием силы трения в 6 кН через некоторое время остановился. Начальная скорость вагона равна 54 км/ч. Найти: 1) работу сил трения; 2) расстояние, которое вагон пройдёт до остановки.

Дано: m = 20 т Fтр = 6 кН v0 = 54 км/ч СИ 2∙104 кг 6∙103 Н 15 м/с  
Атр = ? S = ?

Решение:

1. Работа равна приращению кинетической энергии тела:

Aтр = 0 – общие методические указания и правила - student2.ru (1)

2. Знак минус означает, что работа сил трения отрицательна, так как силы трения направлены против движения.

3. С другой стороны, работу силы трения можно рассчитать через произведение силы на путь:

Aтр = Fтрs, (2)

отсюда

общие методические указания и правила - student2.ru . (3)

4. Подставив в (2) и (3) числовые значения, получим:

Aтр = общие методические указания и правила - student2.ru = 2,25.106 Дж = 2,25 МДж,

s = общие методические указания и правила - student2.ru = 358 м.

Ответ:Aтр = 2,25 МДж, s = 358 м.

Задача 1.8.От груза массой М, висящего на пружине жесткостью k, отрывается часть массой m. На какую высоту поднимется после этого оставшаяся часть груза?

Дано: М k m СИ
h = ?

общие методические указания и правила - student2.ru Решение.

1. После отрыва массы m оставшаяся часть груза (M – m) движется в поле двух консервативных сил: силы упругости и силы тяжести. Полная механическая энергия системы сохраняется в процессе движения.

Запишем закон сохранения энергии для оставшейся массы груза. За нулевой уровень потенциальной энергии в поле тяжести примем точку подвеса пружины, а энергию упругих деформаций будем считать равной нулю для недеформированной пружины.

Введем следующие обозначения (рис. 1.5): l0 – длина пружины в нерастянутом состоянии, х0 –деформация пружины в начальный момент, х1 – в момент наивысшего подъема.

2. Будем считать, что кинетическая энергия при отрыве равна нулю. В момент наивысшего подъема оставшегося груза его кинетическая энергия также равна нулю. Поскольку полная механическая энергия неизменна, можно приравнять потенциальные энергии груза (M – m) в момент отрыва части m и в момент наивысшего подъема

общие методические указания и правила - student2.ru . (1)

3.Преобразуем формулу (1), раскрыв скобки

общие методические указания и правила - student2.ru

сократив подобные слагаемые (-(М-m)gl0) и умножив все слагаемые на два, получим:

общие методические указания и правила - student2.ru (2)

откуда

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

4. Поделим обе части уравнения (3) на (х10), получим

общие методические указания и правила - student2.ru

общие методические указания и правила - student2.ru (4)

5. Из (4) находим:

общие методические указания и правила - student2.ru (5)

6. Начальную деформацию определяем из условия равновесия груза для М:

Mg = kx0или x0 = Mg/k. (6)

7. Из рисунка 1.5 следует, что высота поднятия груза над первоначальным уровнем равна h= x0-x1, тогда с учетом (5) и (6) получим

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: общие методические указания и правила - student2.ru .

Задача 1.9.Сплошной цилиндр массой 0,5 кг и радиусом 0,02 м вращается относительно оси, совпадающей с осью цилиндра, по закону общие методические указания и правила - student2.ru . На цилиндр действует сила, касательная к поверхности. Определить эту силу и тормозящий момент.

Дано: m = 0,5 кг r = 0,02 м общие методические указания и правила - student2.ru СИ
М = ? F=?

Решение.

1. Цилиндр вращается относительно оси, совпадающей с его осью, по закону общие методические указания и правила - student2.ru . Угловое ускорение определяется как вторая производная от угла поворота по времени:

общие методические указания и правила - student2.ru или общие методические указания и правила - student2.ru ,

где ω – угловая скорость, равная первой производной от угла по времени: общие методические указания и правила - student2.ru , т.е. общие методические указания и правила - student2.ru , тогда общие методические указания и правила - student2.ru рад/с2.

2. Момент силы относительно оси вращения общие методические указания и правила - student2.ru , так как сила действует касательно к поверхности, то общие методические указания и правила - student2.ru , тогда M = Fr и

общие методические указания и правила - student2.ru (1)

3. Тормозящий момент можно определить из основного уравнения динамики вращательного движения:

М = Jε, (2)

где J – момент инерции цилиндра относительно оси вращения; так как ось вращения совпадает с осью цилиндра, то момент инерции его равен:

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

4. Подставляя (3) в (2), имеем

общие методические указания и правила - student2.ru .

5. Подставим в (1) полученное числовое значение:

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ:М = 10-4 Н×м, F = 0,005 Н.

Задача 1.10.На горизонтальную ось насажен шкив радиуса R = = 30 см. На шкив намотан шнур, к свободному концу которого подвесили гирю массой m = 1,5 кг (рис. 1.6). Считая массу шкива М = 5 кг равномерно распределенной по ободу, определить ускорение а, с которым будет опускаться гиря, силу натяжения Т нити и силу давления N шкива на ось.

Дано: R = 30 см m = 1,5 кг М = 5 кг СИ 0,3 м
a = ? T = ? N = ?
общие методические указания и правила - student2.ru Рис. 1.6

Решение.

1. Поскольку ускорение центра инерции шкива равно нулю, и шкив только вращается, то второй закон Ньютона для движения центра инерции твердого тела примет вид

общие методические указания и правила - student2.ru (1)

2. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела:

общие методические указания и правила - student2.ru (2)

3. На шкив действуют силы тяжести Mg, натяжения Т нити и реакции N оси (см. рис. 1.6). Так как все три вектора параллельны одной и той же прямой, уравнение (1) можно записать в скалярном виде:

Mg + Т – N = 0. (3)

4. Шкив вращается под действием лишь момента силы Т. Следовательно, уравнение (2) преобразуется к виду

общие методические указания и правила - student2.ru (4)

5. Момент инерции шкива, поскольку его масса распределена по ободу, найдем по формуле :

общие методические указания и правила - student2.ru (5)

6. Уравнения (3) и (4), описывающие движение шкива, содержат три неизвестных: Т, N и e. Недостающее уравнение запишем, применив второй закон Ньютона для поступательного движения гири:

mg – T = ma. (6)

7. Поскольку шнур сматывается со шкива без проскальзывания, ускорение гири равно линейному ускорению точек на ободе шкива.

Следовательно:

общие методические указания и правила - student2.ru (7)

8. Подставив в (4) выражения (5) и (7), получим следующую систему уравнений:

общие методические указания и правила - student2.ru (8)

9. Выразим из системы (8) все три неизвестные величины:

общие методические указания и правила - student2.ru

общие методические указания и правила - student2.ru , (9)

общие методические указания и правила - student2.ru (10)

общие методические указания и правила - student2.ru (11)

10. Подставим в уравнения (9)–(11) числовые значения:

общие методические указания и правила - student2.ru

общие методические указания и правила - student2.ru

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: а = 2,3 м/с2, Т = 11,3 Н, N = 60, 3 Н.

Задача 1.11.Твердое тело вращается вокруг неподвижной оси так, что его угловая скорость ω зависит от угла поворота φ по закону ω = ω0 – bφ, где ω0и b – положительные постоянные. В момент времени t = 0 угол поворота φ = 0. Найти зависимость от времени: угла поворота и угловой скорости.

Дано: ω = ω0 – bφ φ = 0 при t = 0 СИ    
φ(t) = ? ω(t) = ?  

Решение.

1. Угол поворота вращающегося твердого тела за время t:

общие методические указания и правила - student2.ru (1)

где ω(t) – зависимость от времени угловой скорости.

2. Для нахождения ω(t) воспользуемся зависимостью ω(φ)

ω = ω0 – bφ. (2)

3. Продифференцируем (2) по времени t

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

получим дифференциальное уравнение вида

общие методические указания и правила - student2.ru . (4)

4. Решим уравнение (4) разделив переменные

общие методические указания и правила - student2.ru . (5)

5. Интегрируя обе части уравнения (5), найдем его решение в виде

lnω = –bt + C1.

6. Обозначим C1 = lnC, lnω – lnC = –bt; lnω/C = –bt и получим ω = Ce-bt.

7. Постоянную интегрирования C найдем из начального условия. Так как при t = 0 φ = 0, то ω = ω0, откуда

ω(t) = ω0e-bt.

8. Поскольку по определению ω = dφ/dt, тоωdt = dφ, интегрируя это выражение получим

общие методические указания и правила - student2.ru .

9. Окончательно, зависимость угла поворота от времени имеет вид

общие методические указания и правила - student2.ru .

Ответ: общие методические указания и правила - student2.ru ω(t) = ω0e-bt.

Задача 1.12.Круглая платформа радиуса R = 1 м, момент инерции которой J = 150 кг×м2, вращается по инерции вокруг вертикальной оси, делая n1 = 1,5 об/с. На краю платформы стоит человек, масса которого m = 50 кг. Сколько оборотов в секунду n2 будет совершать платформа, если человек перейдет в ее центр? Момент инерции человека рассчитывать, как для материальной точки.

Дано: R = 1 м J = 150 кг×м2 m = 50 кг СИ
n2 =?

Решение.

1. Согласно условию задачи, платформа с человеком вращается по инерции. Это означает, что результирующий момент всех внешних сил, приложенных к вращающейся системе, равен нулю. Следовательно, для системы платформа–человек выполняется закон сохранения момента импульса:

L1= L2.

где L1– начальный момент импульса системы (человек стоит на краю платформы), L2– конечный момент импульса системы (человек стоит в центре платформы).

2. Начальный момент импульса системы равен:

L1 = J1w1 = (J + mR2)2pn1, (1)

где mR2– момент инерции человека; общие методические указания и правила - student2.ru – начальный момент инерции системы, w1 – ее начальная угловая скорость.

3. Конечный момент импульса системы равен:

L2= J2w2 =2Jpn2, (2)

где J2 и w2– конечные момент инерции и угловая скорость системы.

4. Приравняем правые части уравнений (1) и (2):

общие методические указания и правила - student2.ru ,

откуда

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

5. Подставив в (3) числовые значения заданных величин и выполнив вычисление, находим

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: n2 = 2,0 об/с.

Задача 1.13.Человек массы m2 = 60 кг стоит на краю неподвижной платформы массой m1 =100 кг и радиусом R= 1,5 м. Платформа может вращаться без трения вокруг вертикальной оси, проходящей через ее центр. С какой угловой скоростью будет вращаться платформа, если человек будет идти по краю платформы со скоростью 1 м/с относительно платформы?

Дано: m1 =100 кг m2 =60 кг R = 1,5 м υ0= 1 м/c СИ
w = ?

Решение.

1. Поскольку момент внешних сил (действующих на платформу со стороны оси) относительно платформы (назовем ее осью z) равен нулю, момент импульса системы относительно оси вращения сохраняется равным нулю при любых перемещениях человека относительно платформы, т.е.

общие методические указания и правила - student2.ru .

2. При движении человека по краю платформы его момент импульса относительно оси z:

общие методические указания и правила - student2.ru ,

где υ0 – скорость человека относительно неподвижной системы отсчета.

3. Поскольку платформа при этом вращается в противоположную сторону с угловой скоростью w, скорость человека относительно Земли:

общие методические указания и правила - student2.ru .

4. Момент импульса вращающейся платформы имеет противоположный знак и равен:

общие методические указания и правила - student2.ru .

5.Таким образом,

общие методические указания и правила - student2.ru .

6. Отсюда находим

общие методические указания и правила - student2.ru .

Ответ: общие методические указания и правила - student2.ru = 0,36 рад/с.

Задача 1.14.Ракета, летевшая над поверхностью Земли на высоте h, в результате кратковременного действия мощной тормозной установки останавливается. С какой скоростью упадет ракета на Землю? Сопротивлением воздуха пренебречь.

Дано: h СИ
υ = ?

Решение.

1. Из закона сохранения энергии, примененного к системе ракета–Земля, следует, что падающая ракета будет приобретать кинетическую энергию за счет убыли потенциальной энергии в поле тяготения Земли:

общие методические указания и правила - student2.ru Рис. 1.7 Т = – П, (1) где Т общие методические указания и правила - student2.ru – кинетическая энергия ракеты у поверхности Земли; DП = П2– П1 – изменение потенциальной энергии ракеты за время ее падения из точки 1 в точку 2 (рис. 1.7).

2. Потенциальные энергии тяготения в начальном П1 и конечном П2 положениях ракеты определим по формулам:

общие методические указания и правила - student2.ru (2)

общие методические указания и правила - student2.ru (3)

где m – масса ракеты; M – масса Земли; R – радиус Земли

3. Подставим (2), (3) в (1), получим:

общие методические указания и правила - student2.ru (4)

4. Выразим из (4) искомую скорость:

общие методические указания и правила - student2.ru

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: общие методические указания и правила - student2.ru

Задача 1.15.Напряженность гравитационного поля планеты на ее поверхности равна g. Определить потенциал гравитационного поля в точке, удаленной от поверхности на расстояние, равное радиусу R.

Дано: g R СИ    
φA = ?

Решение.

1. На тело массы m на поверхности планеты массы M радиуса R действует сила

общие методические указания и правила - student2.ru .

2. Сила и потенциальная энергия связаны соотношением

F = - grad U = - dU / dr.

3. Выразим из этой формулы потенциальную энергию:

общие методические указания и правила - student2.ru .

4. Напряженность гравитационного поля на поверхности планеты общие методические указания и правила - student2.ru ; следовательно:

общие методические указания и правила - student2.ru , g0 = –grad φ.

5. Потенциал поля общие методические указания и правила - student2.ru . Если точка А удалена на расстояние 2R от центра планеты, то потенциал в этой точке равен

общие методические указания и правила - student2.ru .

6.Так как g0R = GM, окончательно получим общие методические указания и правила - student2.ru .

Ответ: общие методические указания и правила - student2.ru .

Задача 1.16.Определить импульс и кинетическую энергию электрона, движущегося со скоростью 0,7с (где с – скорость света в вакууме).

Дано: υ = 0,7c СИ
p = ? T = ?

Решение.

1. Импульсом частицы называется произведение массы частицы на скорость ее движения:

р = тυ. (1)

2. Так как скорость электрона близка к скорости света, то не обходимо учесть зависимость массы от скорости, определяемую по формуле

общие методические указания и правила - student2.ru , (2)

где m – масса движущейся частицы, m0 – масса покоящейся частицы.

3. Подставив (2) в (1), получим

общие методические указания и правила - student2.ru . (3)

4. Поскольку b = υ/с = 0,7, получим

общие методические указания и правила - student2.ru

5. Кинетическая энергия T в релятивистской механике определяется как разность между полной энергией частицы Е = тс2 и ее энергией покоя Е0 = т0с2, т.е. с учетом (2)

общие методические указания и правила - student2.ru . (4)

6. Найдем численное значение T, подставив числовые данные в формулу (4):

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ: р = 2,7×10-22 кг×м/с, Т = 3,3×10-14Дж.

Задача 1.17. Собственное время жизни некоторой нестабильной частицы Δt0 = 10 нс. Какой путь пролетит эта частица до распада в лабораторной системе отсчета, в которой ее время жизни Δt = = 20 нс?

Дано: Δt0 = 10 нс Δt = 20 нс СИ    
l = ?

Решение.

1. Соотношение между указанными временами общие методические указания и правила - student2.ru тогда общие методические указания и правила - student2.ru

2. Возведем обе части последнего уравнения в квадрат и получим общие методические указания и правила - student2.ru

3. Путь в лабораторной системе отсчета

общие методические указания и правила - student2.ru

Ответ:l = 5,16 м.

1.3. Задачи для самостоятельного решения

1.1.При управлении автомобилем, движущимся со скоростью 100 км/ч водитель отвлекся от дороги на 0,5 с и посмотрел в сторону. Как далеко за это время уедет автомобиль? Какой должна быть скорость автомобиля, чтобы «слепой» путь за это же время не превышал 100 м?

1.2. При падении камня в колодец его удар о поверхность воды доносится через t = 7,5 с. Принимая скорость звука <

Наши рекомендации