Вещество космического происхождения.

Для строения биосферы характерна и геометрическая неоднородность. Эта сфера жизни охватывает поверхност­ные регионы нашей планеты: нижние слои стратосферы, тропосферы, верхнюю часть литосферы изосадочных пород игидросферу. Такого рода разнородность строения биосфе-

ры, непрерывная на протяжении всей истории Земли, рез­ко отличает ее от остальных оболочек планеты.

До открытия биосферы произошло открытие почвы. Учение В.И. Вернадского о биосфере всеми корнями, всей своей сутью связано с учением В.В. Докучаева о почве.

Почву следует воспринимать как самостоятельное есте­ство — историческое тело природы, как единство приповер­хностных природных процессов, связывающих в одно це­лое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и гумусирован-ные их остатки (плодородный перегной).

По мнению Вернадского, количество живого вещества в земной коре есть величина низменная. Тогда жизнь есть такая же вечная часть космоса, как энергия и материя.

Биосфера, по В.И. Вернадскому, — это «организован­ная, определенная оболочка земной коры, сопряженная с жизнью». «Пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни».

Биосфера — не просто одна из существующих оболо­чек Земли, подобно литосфере, гидросфере или атмосфере. В.И. Вернадский предельно лаконично указывает на ос­новное отличие — это организованная оболочка. И чтобы понять суть биосферы, нужно понять, как и кем она орга­низована, в чем состоит организованность биосферы. Быть живым — значит быть организованным, отмечал В.И. Вер­надский, и в этом состоит суть понятия биосферы как орга­низованной оболочки Земли. На протяжении миллиарда лет существования биосферы организованность создается и сохраняется деятельностью живого вещества — совокуп­ности всех живых организмов. Форма же деятельности живого, его биогеохимическая работа в биосфере (новое понятие, введенное В.И. Вернадским) заключается в осуще­ствлении необратимых и незамкнутых круговоротов веще­ства и потоков энергии между основными структурными компонентами биосферной целостности: горными порода­ми, природными водами, газами, почвами, растительностью, животными, микроорганизмами. Этот непрекращающийся процесс круговоротного движения составляет один из кра­еугольных камней учения о биосфере и носит название биогеохимической цикличности.

Вся живая оболочка нашей планеты, весь животный, растительный, бактериальный мир, и еще больше — вся




среда жизни: суша, реки, озера, океаны — все эти удиви­тельные, уникальные создания природы — биосфера. Ни­чего подобного нет в ближайшем обозримом Космосе. В последнее время вывод о существовании биосферы в «единственном экземпляре» в результате нашего зондиро­вания ближайших окрестностей Земли стал неоспорим. Мысль об уникальности Земли, кроме глубоких и высоких эмоциональных переживаний человека о своем месте в мире, рождает и величайшую тревогу, становится нашей трудной повседневной заботой: нет ничего дороже ее сохранения.

И надо учесть, что создавалось это удивительное пла­нетное образование страшно медленно. Вместе с выводом о «всюдности» жизни Вернадский сделал вывод и о «всег-дашности» жизни, то есть о ее вечности и непрерывности во времени. На это наталкивали его размышления обо всем минеральном богатстве планеты. Оно производно от жизни, поскольку огромное большинство горных пород и полез­ных для нас ископаемых, таких как углеводородное сырье, каменные угли, даже железо, — органического происхож­дения. Отсюда и возник один из его фундаментальных те­зисов о геологической вечности жизни, ее непрерывной ак­тивности.

Уже при его жизни тезис Вернадского о геологической вечности жизни стал подтверждаться практикой развития геологии и палеонтологии. Но особенно бурно стала раз­виваться геология и палеонтология докембрия в последние десятилетия. Буквально на наших глазах величайшее на­учное предвидение стало осуществляться. Практически мы стали фиксировать следы жизни с тех пор, когда появи­лись первые водно-осадочные породы, а это произошло око­ло четырех миллиардов лет назад. Три сопряженных про­цесса и явления имеют одинаковый возраст: образование древнейших осадочных пород Земли; фиксация изотопов углерода биогенной природы в этих породах; нахождение в них же форм бактериевидных организмов. Все эти явле­ния датируются одинаково: 3,6-3,8 миллиарда лет. При этом следует учесть еще и то, что самая примитивная, на наш взгляд, бактерия — в сущности, сложнейшая живая система, сложнейший организм. Для его формирования требуется непредсказуемый отрезок времени.

В результате раскрытия современными методами тезиса Вернадского о геологической вечности жизни мы подошли

к величайшей загадке науки наших дней. Кратко ее мож­но сформулировать так: можем ли мы с уверенностью ут­верждать, что же древнее — Земля как планета или жизнь?

Последние добытые наукой факты говорят о том, что вдревнейших горных породах возрастом около 4 миллиар­дов лет, то есть почти одновозрастных с самой планетой Земля, встречаются уже сообщества микроорганизмов раз­личных видов и форм. Они и представляли древнюю био­сферу Земли. Следовательно, возраст биосферы приближа­ется к геологическому возрасту Земли как планеты Солнеч­ной системы.

Для Вернадского геологическое время связано с жиз­нью на Земле, с биосферой. Время существования плане­ты — это всего лишь время существования на ней жизни. Жизнь геологически вечна. Возраст планеты неопределим, поскольку в любых структурах начало распада их — это конец формирования под влиянием жизнедеятельности. Выводы парадоксальные. Они противоречили всей тогдаш­ней и сегодняшней научной традициям и находятся в сто­роне от господствующей, как сейчас говорят, научной пара­дигмы. Достаточно взять любой университетский учебник общего землеведения, чтобы увидеть, что они основаны на космологических положениях о последовательном образо­вании Земли как космического тела, затем появлении на ней жизни с последующим образованием биосферы.

Не имеется и не получено поныне ни одного доказатель­ства происхождения вещества живого из неживого. Меж­ду этими двумя состояниями материи нет никаких проме­жуточных ступеней, ведущих от инертного к одушевленно­му состоянию. Их отсутствие всвое время доказывал Ламарк, который даже составлял таблицу противополож­ностей живого и неживого.

Множатся, напротив,доказательства обратной производ-ности— структур земной корыот вещества отжившего. Нетолько горные породы иископаемые, но и атмосфера планеты (а есть мнение, что и гидросфера) — целиком продукт биосферы, результат жизнедеятельности живот­ных, растений, бактерий. Через так называемые биогеохи­мические циклы круговорота химических элементов в зем­ной коре, подстегиваемого живыми организмами, запуска­ется в действие вся машинагеологических событий в земной коре.

Рассмотренная под таким углом зрения живая приро­да — как причина природы неживой, как могучий геоло­гический агент, создавший систему биосферы, — заставля­ет нас обратиться в поисках такого ее характера уже к неземным причинам самой жизни в буквальном смыс­ле — к космическому ее статусу. Раз она возникла не в результате эволюции земной коры, а наоборот, эта эволю­ция есть лишь воздействие самой жизни, значит, источник ее надо искать за пределами Земли. «Мы знаем — и зна­ем научно, — что космос без материи и без энергии не может существовать. Но достаточно ли материи и энер­гии — без проявления жизни — для построения Космо­са, той Вселенной, которая доступна человеческому разу­му, то есть научнопострояема?» — задавал Вернадский ри­торический вопрос в своей публичной лекции «Начало и вечность жизни», прочитанной им в клубе писателей и ученых в Петрограде в 1919 году.

В самой проблеме возникновения жизни В.И. Вернад­ский различил три возможных варианта: «Мы должны в этом возникновении живого из мертвого отличить два яв­ления: с одной стороны, возникновение живого организма из таких мертвых тел природы — камней, скал, воды, га­зов, земли, которые никогда живыми не были. Это будет абиогенез— зарождение вне животного или археогенез— изначальное зарождение. С другой стороны, мы должны различать зарождение из умершего или умирающего живо­го организма, возникновение новых организмов при гние­нии и разложении старых — гетерогенез— разнородное зарождение. Наконец, должны различать третье явле­ние — биогенез— зарождение из живого подобно тому, как мы это видим кругом, когда человек и другие организмы родятся от других живых, к тому же себе подобных» (вы­делено Вернадским. — Авт.).

До сих пор в школьном учебнике биологии излагает­ся гипотеза академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле путем небиологического возникновения органических веществ из неорганических молекул. Эта гипотеза нашла частичное подтверждение в 1953 году, ког­да американский ученый Л.С. Миллер экспериментально доказал возможность небиологического синтеза органичес­ких соединений из неорганического. Пропуская электричес­кий разряд через смесь СО2 и Н2О, он получил набор из

нескольких аминокислот. Однако живая молекула состо­ит из очень сложной спирали аминокислот, расположенных в строго определенной последовательности. Можно, конеч­но, себе представить, как электрические разряды непрерыв­но обрушивались на «первичный океан», и в результате од­ного из них случайно возникла нужная комбинация ами­нокислот. Но, по подсчетам известного американского ученого Дж. Хилдена, для этого необходимо перепробовать 10600 000комбинаций, одна из которых окажется именно той, от которой произошла жизнь. Это невероятно большое чис­ло: после единицы надо написать 600 000 нулей. На каж­дую из таких комбинаций требуется определенное время. Если все будет происходить очень быстро (по миллиону комбинаций в каждую секунду времени), то на перебор всех возможных комбинаций уйдет не менее 100 миллиардов лет. Мы уже говорили о том, что Вселенная после Большо­го взрыва существует всего 15-20 млрд. лет. Так что вре­мени на перебор этих комбинаций «методом тыка» просто не было. Значит, следует предположить, что жизнь и ДНК возникли не случайно, а путем целенаправленного дей­ствия, некоей неведомой и могучей силы или субстанции.

Один американский математик, высчитывая вероят­ность случайного возникновения жизни, привел такой при­мер. Представьте себе, что взорвали большую типогра­фию, — все шрифты взлетели на километровую высоту. Так вот, вероятность случайного возникновения живого равна вероятности того, что при падении эти буквочки сло­жатся в текст 46 томов Британской энциклопедии.

Биогенез В.И. Вернадский, вслед за древними авторами, считал величайшей тайной природы, ее загадкой и в то же время основным свойством живого.(«Живое из живого» Вернадский называл «принципом Реди». Имя итальян­ского ученого XVII века Франческо Реди принадлежит к числу постоянно встречающихся в биолого-географических трудах Вернадского). К представлениям об абиогенезе (ар-хеогенезе) и гетерогенезе Вернадский относился определен­но отрицательно, справедливо подчеркивая, что накопив­шийся в естествознании огромный фактический материал с несомненностью доказывает происхождениях всех совре­менных живых организмов путем биогенеза.

Дальнейший ход его рассуждений таков: «Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную

форму зарождения живого, неизбежно приходится допус­тить, что начала жизни в том космосе, какой мы наблю­даем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен космос, и пере­давалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и сотен миллионов лет, протекших от архейской эры до на­ших дней, верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли, верно и для всей Вселенной».

Итак, в безначальном Космосе столь же безначальны­ми (вечными) являются четыре его компонента: материя, энергия, эфир и жизнь. Но вечный Космос наполнен брен­ным — естественными телами.

Каким же способом жизнь объявилась на Земле?

Вернадский резюмирует свои рассуждения следующим образом: «Для нас гипотеза Случая является столь же сто­ящей в стороне от области научных исканий, как и гипо­теза специального божественного акта творения...

...Остаются три возможности: 1) жизнь создалась на Земле при космических стадиях ее истории в условиях, не повторявшихся в позднейшие геологические эпохи; 2) жизнь была на Земле и в космические эпохи ее было­го, она извечна; 3) жизнь, извечная во Вселенной, явилась новой на Земле, ее зародыши приносились в нее извне по­стоянно, но укрепились на Земле лишь тогда, когда на Зем­ле оказались благоприятные для этого возможности».

В.И. Вернадский принял для себя третий вариант — космический перенос латентных форм жизни, ибо «жизнь есть явление космическое, а не специально земное»; он писал о космическом живом веществе. В.И. Вернадский считал, что живое вещество в принципе не могло возник­нуть из той материи, которая была им охарактеризована как материя «косная». Согласно развиваемой Вернадским концепции, жизнь во Вселенной вечна, так же как и сама Вселенная. Важным моментом в этой теории оказывает­ся привнесение на Землю живого вещества из глубин кос­моса. Но этот источник был привнесен не в молекулярном плане (не как совокупность живых молекул), а в форме постоянно действующих во Вселенной биологических по­лей. Функционирование этих полей таково, что живые молекулы формируются везде, где имеются для этого необходимые условия. В последнее время появились дока-

зательства реального существования этого всепроникающе­го биологического поля.

Авторитетный научный журнал «Нейчур» опубликовал сообщение, которое буквально потрясло научный мир. Уче­ные брали антитела и в виде раствора прибавляли их к живым клеткам крови. Конечно, эти клетки дегранулиро-вали (деструктуировались) и погибали. Затем начинали растворять эти антитела водой и вновь добавляли к клет­кам крови. Клетки вновь распадались. Но по логике дол­жен быть найден предел, после чего антитела перестают действовать, т. е. их концентрация становится очень сла­бой. Но не тут-то было! Исследователи довели растворе­ние до невероятной концентрации — 10120 (для сравне­ния: во всей Вселенной количество элементарных частиц не более 1070), но даже в такой концентрации сыворотки действовали. В растворе заведомо не существовало ни одной молекулы активного вещества, но дегрануляция продолжалась. Как же переносилась информация, если даже не было следов материального носителя этой инфор­мации? Значит, в результате опыта было установлено, что биологическая информация может передаваться не только при помощи молекул, а принципиально иным путем. Этот неучтенный агент является переносчиком биологическо­го поля.

Широко известны слова В.И. Вернадского: «Твари Земли являются созданием сложного космического про­цесса и закономерной частью стройного геокосмического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайности». В.И. Вернадский писал о существовании «определенного направления в эволюционном процессе, неизменно на всем его протяжении, в течение всего геологического времени. Взятая в целом палеонтологическая летопись имеет харак­тер не хаотического изменения, идущего то в ту, то в дру­гую сторону, а явления, определенно развивающегося все время в одну и ту же сторону, в направлении усиления со­знания, мысли и создания форм, все больше усиливающих влияние жизни на окружающую среду».

С самого начала своего возникновения земная биосфе­ра представляла собой область земной коры, в которой энергия космических излучений трансформировалась в та­кие виды земной энергии, как электрическая, химическая, механическая, тепловая и т. д. В.И. Вернадский пишет

14. Зак 671 417

так: «Благодаря этому история биосферы резко отлична от истории других частей планеты, и ее значение в планетном механизме совершенно исключительное. Она в такой же, если не в большей, степени есть создание Солнца, как и выявление процессов Земли»11.

Автоматическое регулирование биосферы, обусловленное единством порядка и хаоса, объясняет и происхождение жизни, ибо существование хаоса и регулярного, циклического движения играет роль в образовании биологических струк­тур. Ведь хаотическое поведение является типичным свой­ством многих систем (природных и технических), оно за­фиксировано в периодически повторяющихся стимуляци­ях клеток сердца, в химических реакциях, при возник­новении турбулентности в жидкостях и газах, в электри­ческих цепях и других нелинейных динамических систе­мах, оно проявляется в диссипативных структурах, как их назвал И. Пригожин. Диссипативные структуры обладают следующими признаками, без которых невозможна самоор­ганизация системы: они открытые, необратимые и нелиней­ные. В процессе возникновения земной жизни основную роль сыграли самоорганизующиеся системы — результат их специфического отбора на пути длительной эволюции и есть жизнь. Природа «изобрела» не только принцип про­граммного регулирования по разомкнутому циклу, но и принцип автоматического управления в замкнутом цикле с обратной связью в живых системах. Таким образом, ки­бернетический подход также выявляет космопланетарный характер земной биосферы.

Космические излучения, генерируемые ядром Галактики, нейтронными звездами, ближайшими звездными системами, Солнцем и планетами, пронизывают биосферу, проникают во всю ее и все в ней. В этом потоке разнообразных излу­чений основное место принадлежит солнечному излучению, которое обусловливает существенные черты функциониро­вания механизма биосферы, космопланетарного по своему существу. В.И. Вернадский пишет об этом следующее: «Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, про­низана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений; она составляет пла­нетный механизм, превращающий их в новые разнообраз­ные формы земной свободной энергии, которая в корне ме­няет историю и судьбу нашей планеты». И если ультрафи-

олетовые и инфракрасные лучи Солнца косвенно влияют на химические процессы биосферы, то химическая энергия в ее действенной формы получается из энергии солнечных лучей при помощи живого вещества — совокупности жи­вых организмов, выступающих в качестве преобразователей энергии. Это значит, что земная жизнь отнюдь не является чем-то случайным, она входит в космопланетарный ме­ханизм биосферы.

Данные, которыми располагает современная наука, сви­детельствуют, что живое вещество только в том случае прогрессивно развивается, если оно своей жизнедеятельно­стью увеличивает упорядоченность среды своего обитания.

Для разумной формы живого вещества эти законы име­ют особое, решающее значение. Земная разумная форма жизни — человечество — выполняет их, обеспечивая два вектора своего бессмертия: биологическое продолжение рода (общее свойство земного живого вещества) и духовно-куль­турное, в конечном счете космическое бессмертие (творче­ский вклад в создание ноосферы). Именно творческая актив­ность как чисто человеческое свойство разумной жизни для каждого человеческого существа является основой и гаран­тией его индивидуального, личностного развития и продол­жительной активной жизни. В целом это выражается в прогрессе человеческих популяций, всего человечества, в развитии его психофизиологического, биологического, гло­бального здоровья.

Понять сущность жизни, живого планетарного вещества, его разумной формы — человечества, человека, рассматри­вая лишь изолированное пространство Земли, видимо, не удастся. Земная жизнь неотрывна от космических процес­сов, включена во всеединство мирового целого (универсу­ма). Пути прогресса человечества, так же как сопровож­дающие его жизнь противоречия, напряженность, катаст­рофы, могут быть постигнуты и подвергнуты регули­рованию только на основе широкого понимания антропо-космического характера социально-природной эволюции че­ловека, его перспектив. Выдвигая гипотез о космических масштабах распространения живого вещества во Вселен­ной, мы исходим из того, что принципы бесконечности, не­исчерпаемости материи справедливы в отношении вклю­ченности жизни и даже разумной ее формы как возможных

14* 419

равноправных компонентов эволюции Вселенной во все­единство универсума.

Научные взгляды В.И. Вернадского отразили сложней­шие взаимосвязи неживой и живой природы, косного и живого вещества.

Целостный охват явлений природы, материального Кос­моса (научно понимаемое всеединство) он сочетал с есте­ственно-историческим подходом, со стремлением просле­живать процессы мироздания в их развитии. Ученый на­стойчиво анализировал такие фундаментальные аспекты диалектики природы, как взаимосвязь макро- и микрокос­моса, пульсация материальных и энергетических потоков в косном и живом веществе (геохимические, биогеохими­ческие и космохимические процессы), биологическое един­ство и эволюция планеты Земля, появление и становление человека как разумной формы жизни и нового геологичес­кого агента в эволюции Земли. Прослеживая развитие био­сферы и заполняющего ее монолита живого вещества, усиливающееся, обретающее геологическую мощь воздей­ствие человека на биосферу, В.И. Вернадский завершает свои исследования новым обобщением. Он формулирует учение о ноосфере («ноос», или «нус», означает разум) как особом периоде в развитии планеты и окружающего кос­мического пространства. Ноосфера включает в себя соци­альные и природные явления, взятые в их целостности, в их единстве и противоречиях. Становление ноосферы оп­ределяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т. е. тем, что относится к космо-планетарному измерению человека.

Сейчас достаточно очевидна кардинальная противоречи­вость становления ноосферы и человека как ее создателя. На космопланетарный процесс ноосферогенеза ложится пе­чать возможного социально-природного апокалипсиса.

Второй тезис Вернадского связан с геологической ролью человека и человечества. Его глубочайшее убеждение состо­яло в том, что планета вступает в новую стадию своего развития, на котором определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Обна­ружилось, что связь человека с природой настолько всеобъ­емлюща и глубока, что любое действие, как и бездействие тоже, отражается на состоянии этой среды. Гигантская геологическая деятельность человечества наглядна, она

стала видна невооруженным взглядом. Мы не знаем сей­час такого быстротекущего природного геологического про­цесса, с которым можно было бы сравнить мощь человече­ства, особенно теперь, когда оно вооружено огромным ар­сеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических по мощности разрушительных сил.

В формулах Вернадского о человеке как геологической силе особенно важен акцент на геологическом понимании роли разума. Вернадский рассматривал биосферу как одну из геосфер, как геологическую оболочку, а не так, как это упрощенно понимают некоторые, даже видные ученые — лишь как живую пленку планеты, т. е. «свободное» от гео­логического прошлого и физической среды собрание живых организмов. Важно понимать и представлять нерасторжи­мую сопряженность живого вещества, как выражался Вер­надский, со всеми вещественными структурами Земли.

Человек в своих антропологических, социальных, исто­рических гранях есть существо далеко еще не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Тем не менее суще­ствует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в его росте, в превозможении соб­ственной природы. Также и его создание — ноосфера — есть еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состо­янии становления реальность,но вместе с тем и высший идеал этого становления. Ведь человек — единственное из живых существ, которое не только живет, и живет тем, что есть,но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что долж­но быть,и стремится к этому. (Человек вообще был создан природой — и эволюцией — как какое-то замечательное и постоянно «недовольное» существо. Тем самым она слов­но гарантировала ему — и себе — стимул к дальнейше­му развитию.)

Дальнейшее развитие человечества состоит, «наряду с разрешением социальных проблем, в изменении формы питания и источников энергии, доступных человеку». Вер­надский имеет в виду овладение новыми источниками энергии, в том числе энергией Солнца, а также «непосред­ственным синтезом пищи, без посредничества организован­ных существ». Он представляет этот колоссальный эволю­ционный поворот человечества в самом общем виде через достигнутое умение поддерживать и воссоздавать свой орга-

низм, как это делает растение, из самых элементарных при­родных неорганических веществ.

Сейчас Человек, как и все прочие природные твари, в отличие от растений и некоторых бактерий, — существо гетеротрофное и может, как пишет Вернадский, «строить и поддерживать существование и неприкосновенность свое­го тела только усвоением других организмов или продуктов их жизни».

Автотрофными (т. е. самопитающимися) были названы растения.

Автотрофные растения — фундамент великого косми­ческого процесса образования и развития области жизни; они находятся как бы посредине между двумя потоками: потоком энергетических процессов неживой материи, неиз­бежно приводящих к затуханию (второй закон термодина­мики), и потоком эволюции живого вещества, идущего с увеличением энергии, организации, сложности (негэнтро-пия, антизнтропия, как бы третий закон термодинамики живого).

Русский биолог С.Н. Виноградский в 1888 году доказал «существование живых автотрофных существ, лишенных хлорофилла. Это существа невидимые, бактерии, изобилу­ющие в почвах, в верхних слоях земной коры, проникаю­щие в глубокие толщи всемирного океана».

К.Э. Циолковский писал о будущем человеке, «живот­ном космоса», прямо ассимилирующем в своем «питании» солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным. Прочное нравственное совершенствова­ние человека оказывается возможным только вместе с физическим его совершенствованием, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют человека пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать.

Вернадский высочайшим образом оценивал будущую реализацию идеала автотрофности для всего человечества: «Последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны. Это означало бы, что единое целое жизнь — вновь разделилась бы, появилось бы третье, независимое ее ответвление... Человеческий разум этим путем не только создал бы новое большое социальное достижение, но ввел бы в механизм биосферы новое большое геологическое до­стижение...

В конце концов, будущее человека всегдабольшей ча­стью создается им самим.Создание нового автотрофного существа дает ему отселеотсутствующие возможности ис­пользования его вековыхдуховных стремлений».

Космические циклы

Вернадский высказывал предположение, что революци­онные изменения в морфологии живых существ соотноси­мы с так называемыми критическими периодами геологи­ческой истории планеты, движущие пружины которых вы­ходят за пределы только земных явлений. Речь, возможно, идет о каком-то пока не понятом и не исследованном кос­мическом воздействии. Интенсивность не только геологи­ческих процессов, но и эволюционно-органических «связана сактивностью биосферы, с космичностью ее вещества. При­чины лежат вне планеты». Становление предков современ­ного человека находится в прямой связи с ритмическими изменениями климата нашей планеты, которые являются результатом интегрального отражения взаимодействия всех геосфер нашей планеты друг с другом и с космосом. Космические воздействия слагаются из гравитационных и корпускулярных. Первые связаны с изменением орбит Зем­ли и Солнца под воздействием других планет и галактик, им присущ средне- и долгопериодический характер (все известные климатические циклы, начиная с цикла продол­жительностью 35—45 тыс. лет и кончая циклом 200 тыс. лет, так или иначе связаны с орбитальными циклами). Вторые пока еще не исследованы, вероятно, они являются причиной короткопериодических климатических ритмов с длительностью в единицы, десятки, сотни и первые тыся­чи лет.

Обусловленные гравитацией колебания скорости вра­щения Земли, ее углового момента вызывают изменения атмосферно-океанической циркуляции, тогда как колеба­ния потока корпускулярных частиц ответственны за изме­нения стратосферных течений. Немаловажную роль в обо­их случаях играет магнитное поле Земли. Однако до сих пор механизм этой глубокой связи магнитного поля с кли­матом, а через него и со всей биосферой, не выяснен. Уста­новлено, что орбитальные климатические ритмы (400 тыс.; 1,2; 2,5; 3,7 млн лет) являются рабочими хро-

нометрами биосферы, среди них — 400-тысячелетний ритм служит основной причиной крупнопериодических из­менений климата и эволюции органического мира. Этот ритм выявлен геологами из последовательности леднико­вых событий и только потом обнаружен астрономами. Внутри данный ритм членится на 6—8 фаз, причем станов­ление и развитие живого вещества биосферы, в том числе и предков человека, полностью подчиняются этому клима­тическому ритму с его фазами.

С циклическими (периодическими) процессами мы встречаемся на различных уровнях развития материи, на­чиная космическими и кончая социальными процессами. Данные науки свидетельствуют о том, что ритм и перио­дичность управляют Вселенной, живыми организмами, со­циальными явлениями. Ритм как бы «запрограммирован» сущностью движения, без которого бесконечный мир про­сто не может существовать, он выступает в качестве основ­ного закона природы и общества. Ритмы крайне разнооб­разны, их нельзя сводить друг к другу, ибо на каждом уров­не иерархической Вселенной мы встречаемся с качественно различными ритмическими процессами и структурами.

Наличие циклических процессов в явлениях жизни позволяет выдвинуть предположение о существовании циклических закономерностей в топологии энантиоморф-ного биологического пространства — времени. Простран­ство это имеет энантиоморфную (право-левую) природу и принципиально отличается от пространства неживого ве­щества. Получается так, что если неживое вещество состо­ит из равного количества правых и левых молекул, то в живых органических системах используется только одна из этих форм. В дальнейшем было установлено, что живые организмы содержат левые аминокислоты и правые саха­ра. Таким образом, все белки живых организмов состоят из левых аминокислот.

Отсюда Пастер сделал вывод, что продуцирование оп­тически активных соединений в одной-единственной фор­ме (правой или левой) является исключительной привиле­гией жизни.

Давались разные объяснения этому загадочному феноме­ну. Пастер полагал, что асимметрия (хиральность) жизни обусловлена космической асимметрией или неким космичес-

ким фактором. Этой идеи придерживался В.И. Вернадский, указывая на право-левый характер галактических спиралей и на право-левую природу космического вакуума. Диссим-метрию живого существа Вернадский понимает как «осо­бое, строго определенное состояние пространства».

Данная идея не получила достаточного осмысления в современной науке. Вернадский предложил нетрадицион­ный и оригинальный подход к объяснению происхожде­ния и сущности жизни. Пространство-время он рассмат­ривает не в аспекте его проявления в природе, а как фак­тор, определяющий специфические черты биологической организации материи. Так, асимметрия живого вещества является следствием особой топологии пространственно-временного субстрата, в котором «не могут одинаково образоваться... правые и левые молекулы химических со­единений». Хиральность — атрибутивное свойство биоло­гического пространства-времени, которое пока еще не из­вестным нам образом воздействует на вещество.

Вернадский обосновал положение, что все характерис­тики жизни и времени совпадают: и жизнь, и время не­обратимы; они никогда не текут вспять; они всегда направ­лены одинаковым образом — из прошлого в будущее, т. е. асимметричны. Время биологически содержательно, оно строится причинно-обусловленными событиями: сменой поколений. Рассмотренное таким образом время ничуть не похоже на физическое или космическое бесструктурное аморфное время, не имеющее никакого содержания, а только мерные единицы, причем способ их получения не имеет принципиального значения.

Биологическое время, как называет его Вернадский, имеет совершенно четкие мерные единицы, которые нельзя заменить никакими другими. Если все время существова­ния жизни представить как единый монолит, то его «се­кундами» будут сами организмы. Какие именно из них выбрать за эталонные единицы для всего живого — вопрос науки. Сам Вернадский считал мерными единицами деля­щиеся бактерии. Их изучение должно дать нам представ­ление о внутреннем строении пространства и времени.

На основании исторического материала крупный рус­ский ученый В.М. Бехтерев сделал вывод, «что везде и всюду появление коллективной деятельности, как и прояв-

ление индивидуальной жизни, подчиняется закону ритма, имеющего, таким образом, всеобщее значение». Человек как биосоциальное существо фокусирует в себе многооб­разие ритмов, порожденное биологической и социокуль­турной эволюцией.

Вся человеческая деятельность — от организма до ис­тории — пронизана самыми разнообразными ритмами. Так, специальный анализ выявил строгие закономерности в ритмических процессах центральной нервной системы животных и человека. Эти закономерности отражают чув­ствительность нервных процессов к скорости и ускорени­ям внешних ритмических воздействий. На основе этого выдвигается предположение о возможности возникновения более высоких, а именно, психологических форм отражения на основе филогенетически древних собственных ритмичес­ких образований мозга.

У каждого живого существа и у каждой социальной системы есть свой внутренний ритм. Но все они настраи­ваются на те колебания, которые оказывают на них вли­яние, и вынуждены приспосабливаться к ним тем больше, чем колебания сильнее. Могут быть и конкурирующие ритмы, но побеждают более мощные. И среди них вне кон­куренции стоит Солнце как колебательный источник энер­гии, влияющий на все живое на Земле. Если оно оказыва­ет влияние и на общественные явления, то их изучение ста­новится крайне важным для настройки на солнечные и другие космические колебания, особенно если те носят пе­риодический характер. Космическое влияние следует рас­сматривать в синтезе с внутренней цикличностью биологи­ческой исоциальной жизни.

В то же время Солнце, как внешний и мощный источ­ник энергии, настраивает все земные процессы, втом чис­ле и в обществе. Циклы Солнца — это часы, регистриру­ющие смену его активности. И если бы удалось устано­вить, что смена солнечной активности связана со сменой социальных форм общественной жизни, то можно было бы говорить о настройке социальных циклов на солнечные или хотя бы о влиянии солнечной цикличности на соци­альные перемены. И если бы связь удалось установить, точеловечество получило бы всвои руки мощный ускоритель полезных эффектов игаситель негативных. Например,

было бы известно, когда лучше начинать крупные рефор­мы в обществе — в год негативного или пассивного Сол­нца. Проведение перемен и их прогнози

Наши рекомендации