Определение элементов движения дрейфующего судна
На промысле, например при дрифтерном лове, судно находится под воздействием ветра и течения при неработающем движителе (т. е. при застопоренной машине). В этом случае в зависимости от элементов ветра и течения, данных самого судна и выпущенных орудий лова оно дрейфует в определенном направлении и с определенной скоростью.
Определить элементы движения дрейфующего судна в общем случае, т. е. как с выпущенными сетями, так и без них и находящегося под влиянием ветра, можно с помощью наблюдений и по эмпирическим формулам.
Определение с помощью выпускаемых поплавков. С наветренного борта в воду на лине опускают два поплавка, соединенных тросиком на расстоянии, равном осадке судна. Нижний поплавок должен быть загружен балластом так, чтобы над водой возвышалась только верхушка верхнего поплавка, соединенного с линем. Если имеется течение, то можно считать, что оно воздействует на поплавки и на судно в равной степени, так что разницу в их положении будет вызывать только ветер; судно будет дрейфовать по ветру, а линь с поплавками — вытравливаться.
Когда линь вытравится приблизительно на длину судна, замечают марку li па лине и момент времени Вытравив линь еще на 50—60 м, задерживают его и замечают на нем марку /2 и момент времени Т2. Считая разность между марками приблизительно за расстояние, на которое сдрейфовало судно, рассчитывают скорость дрейфа судна V№ по формуле
Удр=2 ——!г-узла.
I 2 — J 1
Определение по углам снижения ориентира на водной поверхности. С судна спускают в воду буек с грузиком и, сдрейфовав от него приблизительно на 0,5 кб, измеряют секстаном вертикальный угол между буйком и видимым горизонтом (положение I) (рис.
163). Сумма этого угла с величиной наклонения горизонта d, т. е. Yi+d будет углом снижения буйка относительно истинного горизонта НН. При этом расстояние Dt до буйка выразится зависимостью
Dt = e ctg (fi-M), где е — высота глаза наблюдателя, м.
Если, продолжив дрейф, вновь измерить угол между буйком и видимым горизонтом (положение II) (угол 72)> то расстояние до буйка D2 выразится формулой
Dt = е ctg (7, + d).
Следовательно, расстояние 5др, на которое сдрейфовало судно, можно определить по формуле
Ядр = е ctg + d) — ectg (Ki + d).
Если высота глаза е выражена в метрах, то расстояние 5др в кабельтовых можно рассчитать по формуле
5др = Ctg (тг3 + d) —
-■~ctg(Tl + d),
Разделив полученную величину 5ДР на промежуток времени между моментами измерений углов, можно получить скорость хода судна в соответствующих единицах.
п — Дрейф I Рис. 163. Определение дрейфа судна по углам снижения ориентира. |
ис. 164. Номограмма Демина.176 |
Вместо вычислений можно использовать специальную номограмму (рис. 164), по которой находят раздельно расстояния для первого и второго наблюдений. Номограмма построена для высот глаза от 10 до 20 м и углов снижения v от 30' до 5°.
Приложив линейку к отсчетам боковых акал, по внутренней шкале находят искомое расстояние.
Определение по эмпирическим формулам. Скорость ветрового дрейфа судна можно определять по эмпирическим, т. е. выведенным из опыта, формулам. Так, скорость ветрового дрейфа Кдр судна без выпущенных орудий лова можно вычислить, зная скорость наблюдаемого ветра (в м/с) и учтя специальный коэффициент /Сдр для данного типа судов, по формуле
Удр = Кдр№уЗЛОВ-
Для судов типа СРТ величина /Сдр составляет 0,07.
Направление движения судна, дрейфующего без выпущенных сетей, если оно располагается приблизительно под углом 90° к ветру, совпадает с направлением ветра.
Скорость ветрового дрейфа судна с выпущенными сетями при дрифтерном лове можно определить также по специальным формулам, по которым рассчитывают следующее:
по скорости W наблюдаемого ветра и парусности судна F — давление ветра на судно Т;
по величине Т и числу сетей N — сопротивление дрейфу одной сети R; по величине R и массе q вожака в первом звене (троса, удерживающего сети в вертикальном положении) — так называемый коэффициент Ку (уменьшение высоты сетей в посадке h0);
по величинам Ку и h0 — действительную высоту сетей Лд; по величинам R, длине сети I и высоте /гд — искомую скорость ветрового дрейфа судна (Удр).
На основании данных формул Ю- В. Кадильниковым составлены номограммы, позволяющие быстро найти величину 1/др (приложение 7). На номограммах приведены и формулы, по которым находят искомые величины.
Пример. Определить скорость ветрового дрейфа Удр судна, если W— = 10 м/с; парусность F по документам = 40 м2; число сетей N = 100; масса вожака в первом звене q = 5,0 кг; высота сети в посадке Ло = 14,1 м и длина одной сети / = 30 м.
Решение. (Номограмма H-I). Проложив прямую между отсчетами заданных W и F (линия 1), получим Т = 480 кг/см. Подобным образом по отсчетам полученной величины Т и заданной N (линия 2) находим, что R = = 4,8 кг.
(Номограмма Н-2). По отсчетам найденной величины Р и заданной q (линия 1) находим, что КЛ = 0,71.
По формуле Лд = Kvho рассчитаем Лд = 0,71-14,1 = 9,9 = 10 м.
(Номограмма Н-3). Г1о отсчетам найденной величины R и заданной t находим (линия 1) точку М на прямой III—III- По этой точке и рассчитанной высоте, проведя линию 2, определим, что Кдр = 0,46 узла.
П р и м е p. W = 12,0 м/с; F = 60 м2; N = 120; q = 10,5 и I = 20 м. Определить Кдр.
Решение. Теми же приемами, что и в предыдущем примере, находим, как показано, линиями под номерами со штрихом (Г, 2' и т. д.), что Г = = 1040 кг; R = 8,5 кг; Ку = 0,93; Лд = 14,5-0,93 = 13,5 и Кдр = 0,3 узла.