Определение путевого угла при тралении

Счисление пути на судне, буксирующем трал, в принципе та­кое же, что и на одиночном судне. Однако определение путевого угла бывает затруднено из-за малой протяженности галсов траления. Кроме того, в резуль­тате небольшой скорости хода направление кильватерной струи при тралении не дает правиль­ного представления о величине дрейфа.

Для определения путевого угла и угла общего сноса в ус­ловиях траления практически применим предложенный М. Н. Андреевым способ, выполняе­мый по неподвижным ориенти­рам, хотя бы и не нанесенным на карту.

определение путевого угла при тралении - student2.ru Рис. 161. Определение путевого уг­ла по одному ориентиру.

Пусть с судна, идущего постоянным курсом и скоростью хода, через промежутки времени ti и 12 взяты три пеленга #/71( ИП2 и ИПа на один и тот же предмет А (рис. 161). Линии их 1, 2 и 3 пе­ресекутся с линией истинного курса судна в точках в, с и d. Рас­
стояния, пройденные судном между этими точками, т. е. отрезки ее и cd, будут пропорциональны промежуткам времени ti и /2

14 be t,

между взятиями пеленгов. При этом получим, что-------------------- = — •

cd t2

Следовательно, если отрезки ее и cd, расположенные на од­ной прямой, вместить между линиями истинных пеленгов, взятых на предмет А, то эта прямая будет параллельна линии пути судна, и, если нет дрейфа или сноса, то она совпадет с линией истинного курса. Если же имеется снос, то эта линия пройдет под углом к линии истинного курса, представляющим собой угол общего сноса С. Угол между этой линией и истинным меридианом представит путевой угол ПУ судна.

Для вмещения линии ВСД между линиями пеленгов прочер­чивают на кальке прямую, на которой откладывают в масштабе карты отрезки ec=tiV и cd=t2V(V — скорость хода судна). Затем накладывают кальку на карту и перемещают ее так, чтобы точки в, с и d расположились на соответствующих линиях пеленгов и, сделав на этих точках наколы, прочерчивают линию пути на карте.

Если в поправке компаса имеется ошибка, то она войдет толь­ко в величину путевого угла, снятого с карты, но не в определяе­мый угол общего сноса.

Если имеется ошибка в принятом значении скорости хода суд­на, то и это не повлияет на правильность определяемой величины сноса. Она проявится лишь в том, что линия пути пересечется с линией курса на карте в другом месте.

Рассматриваемым способом можно определить путевой угол и при наличии только дрейфа.

Определение истинной скорости хода тралящего судна. Опре­делить истинную скорость хода судна, буксирующего трал (т. е.

скорость относительно дна моря), можно по неподвиж­ному ориентиру, расположен­ному любым образом относи­тельно линии курса судна и с неизвестными координата­ми, например по промысло­вому бую.

Допустим, следуя посто- Рис. 162. К определению скорости янным истинным курсом ИК хода по одному ориентиру. и постоянной скоростью V,

определение путевого угла при тралении - student2.ru

из произвольных точек Mi, М2 и М3 (рис. 162, а) через равные промежутки времени с помощью РЛС были измерены расстояния Du D2 и D3 до ориентира А. Проведем на свобод­ном участке карты прямую М2ОМ'2, равную удвоенному рас­стоянию Z>2 (рис. 162, б). Затем из точек М2 и М'2 радиусами, равными расстояниям Dt и Dz, прочертим дуги так, чтобы одна
пара дуг с центрами в противоположных точках пересеклись по одну сторону линии М2ОМ'2 (точка Mi), а другая — по другую (точка М3). Прямая, соединяющая точки Mi и М3, даст расстоя­ние S, пройденное судном между моментами Tt и Т3 измерения расстояний Dj и D3. Отсюда определим и скорость хода судна

_ МдМ.,_____________ S

~ Ta — Ti ~ Ts — Ti

Данный способ не требует определения места судна и знания поправки компаса. Если ориентир расположен по линии курса судна, то решение задачи упрощается.

Наши рекомендации