Для судоводителей маломерных судов

Одобрено Ученым советом Государственного ко­митета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для мореходных школ

МОСКВА «ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» 1979

ББК 47.2 А47

УДК 639.206:656.61.052

Алексеев А. Н.

А47 Навигация и лоция (для судоводителей маломерных судов). — М.: Пищевая пром-сть, 1979. 256 с. В пер. 5 р. 80к.

Рассмотрены основы навигации и лоции: даны теоретические обоснования и практи­ческие приемы ведения графического счисления н определения места судна в море основными визуальными н радионавигационными способами.

Специальные разделы посвящены особенностям навигации в особых условиях, рас* смотрено судовождение на промысле.

Описаны средства ограждения морских опасностей, содержание морских карт и пособий для плавания.

Книга предназначена для подготовки судоводителей маломерных судов промысло­вого флота валовой вместимостью до 300 регистровых тонн включительно.


3170S—097 044(01)—79
ББК 47.2 639.2
А
97—79 4022000000


Рецензенты: В. С. ШИТАРЕВ, Е. А. СКУДНЯКОВ

© Издательство «Пищевая промышленность», 1979 г.

ВВЕДЕНИЕ

Судовождение заключается в том, чтобы провести судно из пункта в пункт безопасным и наиболее выгодным путем с уче­том различных условий плавания.

Специфические условия судовождения маломерных судов (средние рыболовные траулеры, рыболовные рефрижераторы, ры­боловные сейнеры, средние рыболовные сейнеры, рефрижераторы транспортные, траловые боты, буксиры и др.), совершающих как групповое, так и одиночное плавание, а также ведущих промысел вдалеке от развитых морских путей, вызвали необходимость разрабо­тать квалификационную характеристику судоводителя маломерных судов вместимостью до 300 регистровых тонн включительно. Лица, получившие такое звание, имеют право в соответствии с Кодексом торгового мореплавания (КТМ) занимать должности капитана на судах валовой вместимостью до 300 регистровых тонн включитель­но в малом плавании, любого помощника капитана на судах вместимостью до 500 регистровых тонн включительно в малом пла­вании и третьего помощника капитана на таких же судах в дальнем плавании.

Судовождение как наука состоит из ряда отдельных предме­тов: навигации и лоции, магнитно-компасного дела, мореходной астрономии, метеорологии и океанографии. Метеорология и океа­нография объединяются одним названием — навигационная гид­рометеорология.

В судовождении широко используют современные технические средства — гироскопические компасы, на показания которых не влияет судовое железо; гидроакустические лаги, позволяющие оп­ределять скорость хода судна относительно грунта; эхолоты, из­меряющие любые глубины без непосредственного касания дна моря какими-либо предметами; радиопеленгаторы и радионавига­ционные системы, позволяющие определять место судна в море на значительном удалении от берегов; радиолокацию, позволяющую независимо от условий видимости определять место судна вблизи берегов. На судах, оборудованных электрорадионавигационными приборами, в качестве резервных остаются магнитные компасы, механические забортные лаги и ручные лоты, так как они не требуют питания электроэнергией.

Настоящее пособие излагает как общие, так и специфические вопросы навигации и лоции, встречающиеся в промысловых усло­виях. Кроме того, учитывая, что маломерным судам флота рыбной промышленности приходится пользоваться внутренними судоход­ными путями, даются необходимые сведения по лоции внутренних судоходных путей.

Изучение навигации и лоции занимает в учебном плане подго­товки судоводителей маломерных промысловых судов валовой вме­стимостью до 300 регистровых тонн ведущее место.

Автор выражает благодарность рецензентам В. С. Шитареву, Е. А. Скуднякову, а также проф. В. Е. Ольховскому за ценные советы, данные при подготовке книги к изданию.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ НАВИГАЦИЯ

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ

Слово «навигация» произошло от латинского navigatio — судо­ходство. Судоводительский предмет навигация учит, как напра­вить судно по заданному пути и определить его место в море по элементам движения судна и береговым ориентирам.

При рассмотрении различных вопросов навигации необходимо учитывать форму и размеры Земли — одной из планет солнечной системы, совершающей двойное движение: вокруг Солнца по ор­бите и вокруг собственной оси. Земля имеет неправильную геометрическую форму, называемую геоидом.

Земная поверхность имеет возвышенности и заполненные мо­рями и океанами впадины, причем вода занимает около 2/3 зем­ной поверхности. Поэтому под земной поверхностью понимают среднюю уровенную поверхность океанов, т. е. среднюю между ее наивысшими и наинизшими уровнями, ко­леблющимися под влиянием приливов и ветров.

Земля (геоид) по форме наиболее близ­ка к эллипсоиду вращения (рис. 1), т. е. к телу, образованному вращением эллип­са вокруг своей малой оси. Такую форму стремится принять под влиянием центро­бежных сил любое вращающееся тело.

Исследования показали, что разница в положении поверхностных точек геоида и земного эллипсоида не превосходит 100 м.

Степень сжатости земного эллипсоида, или так называемое полярное сжатие а, выражается отношением разности его большой полуоси (а) и ма­лой ф) к большой, т. е. а = (а — Ь): Ь.

для судоводителей маломерных судов - student2.ru Рис. 1. Земной эллипсо­ид.

Земной эллипсоид размерами, принятыми для геодезических работ и составления географических карт, называют референц- эллипсоидом. Размеры референц-эллипсоида неоднократно опреде­лялись и уточнялись. В СССР с 1946 г. применяют референц- эллипсоид проф. Ф. Н. Красовского, у которого большая полуось (а) равна 6378,245 км, малая (6) — 6356,863 км, а разница между полуосями составляет всего около 21,4 км.

Если подставить значения а и b в формулу полярного сжатия, то получим, что величина а составляет 1:298,3 (эта величина была подтверждена исследованиями, проведенными с помощью наблю­дений за искусственными спутниками Земли в 1959 г.).

Ввиду сравнительно небольшой разницы между размерами по­луосей эллипсоида эллипсоидальность Земли учитывают только в геодезии и картографии. Для установления же основных опре­делений навигации и решения практических задач судовождения вполне допустимо принимать Землю за шар, равновеликий земно­му эллипсоиду. Между объемом такого шара с радиусом R и объемом земного эллипсоида с полуосями а и Ъ можно вывести равенство

4/3kR3 = 4/3r.a2b.

Отсюда радиус земного шара выразится

Если подставить в эту формулу размеры величин а и b эллипсо­ида Ф. Н. Красовского, получим, что длина земного радиуса со­ставляет около 6371,1 км, или 6 371 100 м.

Неточности, возникающие в результате того, что земной эллип­соид приравнивается к шару, меньше, чем неточности при плава­нии без определения места судна по береговым ориентирам или при определении по небесным светилам. У земного эллипсоида, приравненного к шару, все отвесные линии проходят через его центр, т. е. являются вертикальными. В дальнейшем будем счи­тать Землю шаром (если нет особых оговорок).

Наши рекомендации