Учебно-методический комплект для 7-8 классов
1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7-8 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2013.
2. Тетрадь для индивидуальных работ к данному учебнику.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007.
4. Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 7, 8, класса. - М.: Дрофа, 2006.
7. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Сборник нормативных документов и программно-методического материала «Физика 7-11». - М.: Дрофа, 2005.
8. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2002.
9. Лабораторный практикум: Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах. /В.А.Бурова и Г.Г.Никифорова. - М.: Просвещение, 1996.
10. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование в 7 – 9 классах. - М.: Дрофа,2003.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7, 8, класс: учебник. - М.: Дрофа, 2013.
2. Тетрадь для индивидуальных работ к данному учебнику.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007.
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
1. Физика 7 класс Н. С. Пурышева, издательство Дрофа, 2012
2. Физика 8 класс Н. С. Пурышева издательство Дрофа, 2012
3. progr_fiz7-9_perysh_purysh_gurev_88-218
4. purysheva_2144090_111
5. 2144100_purysheva8
Оборудование и приборы
1. Комплект портретов ученых-физиков для средней школы.
2. Комплект набор L «микро»
3. Комплект таблиц по физике для основной школы.
4. Набор измерительных приборов L «микро»
5. Интерактивная доска
6. Проектор
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
7 класс
(70ч, 2ч В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Тип урока | № урока, тема | Содержание урока | Вид деятельности ученика | По план | Факт. | ||
ВВЕДЕНИЕ (б ч) | ||||||||
1/1 | Урок изучения нового материала | . Что и как изучают физика и астрономия | Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика — наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ. Астрономия — одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Наблюдение и эксперимент. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы. Роль наблюдений в изучении астрономических объектов. Демонстрации. Примеры физических явлений: механическое движение, разряд между кондукторами электрофорной машины, опыт Эрстеда или работа электромагнита, разложение света в спектр и др. Наблюдение за движением шариков по двум желобам, установленным под разными углами к тори зонту. Различные демонстрационные приборы: метр, термометр, электронный секундомер, амперметр, барометр и др | — Наблюдать и описывать физические явления; — работать с информацией (с текстом учебника и дополнительной литературой) | ||||
2/2 | Комбинированный урок | . Физические величины. Единицы физических величин | Физическая величина — количественная характеристика физических явлений и свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовое значение и единица физической величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины | — Переводить значения величин из одних единиц в другие; — систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы | ||||
3/3 | Комбинированный урок | . Измерение физических величин. Точность измерений | Измерение физических величин и значение измерений. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений и цена деления шкалы прибора. Абсолютная погрешность измерений. Запись результата измерений с учетом абсолютной погрешности. Демонстрации. Демонстрационные приборы: метр, термометр, секундомер | — Анализировать причины погрешностей измерений и предлагать способы их уменьшения; — определять цену деления шкалы измерительного прибора, пределы измерения, абсолютную погрешность измерения; — выполнять измерения и записывать их результат с учетом погрешности | ||||
4/4 | Урок применения полученных знаний | . Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объема и температуры тела» | Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Оформление отчета о выполнении лабораторной работы. Измерение длины, объема и температуры тела. Определение погрешности измерений. Запись результата измерений. | — Измерять длину, объем и температуру тела и записывать результат с учетом погрешности - представлять результаты измерения в виде таблиц; - наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности | ||||
5/5 | Урок обобщения и повторения (практикум) | . Лабораторная работа № 2. Лабораторная работа №3 | Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин и уменьшение погрешности измерения малых величин. Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» . Лабораторная работа № 3 «Измерение времени» | — Применять способы уменьшения погрешности измерения малых величин при их измерении; — измерять расстояния и промежутки времени и вычислять погрешность измерения; — представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
6/6. | Комбинированный урок | Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий мир | Связи между физическими величинами. Физический закон. Объяснение физических явлений и связей между величинами. Физическая теория. Взаимосвязь развития физики с развитием техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение». Демонстрации. Связь между временем движения тела и пройденным путем. Зависимость объема газа от его температуры. Технические устройства: модель двигателя внутреннего сгорания, модель ракеты, осциллограф, лазер и др. | — Систематизировать и обобщать полученные знания | ||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (37ч) | ||||||||
7/1 | Урок изучения нового материала | . Механическое движение и его виды. Относительность механического движения | Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета. Демонстрации. Относительность движения (с помощью тележки, детского заводного автомобиля и флажков-указателей) | — Описывать характер движения тела в зависимости от выбранного тела отсчета | ||||
8/2 | Комбинированный урок | . Траектория. Путь. Равномерное движение | Траектория движения. Пройденный путь. Условное обозначение пути, основная единица и способы измерения. Равномерное движение. Демонстрации. Траектория движения шарика на шнуре, кусочка мела на классной доске. Равномерное движение тележки с капельницей (по рис. 28 учебника). Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой | — Моделировать равномерное движение; — распознавать равномерное движение по его признакам | ||||
9/3 | Комбинированный урок | . Скорость равномерного движения | Скорость равномерного движения. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Единица скорости. Скорость – векторная величина. Решение задач на вычисление скорости, пройденного пути и времени движения. Демонстрации. Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой | — Выделять основные этапы решения физических задач; - рассчитывать скорость и путь при равномерном движении тела | ||||
10/4 | Урок применения полученных знаний | . Изучение равномерного движения тела. Решение задач. Лабораторная работа № 4 | Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости тела от времени. Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения» | — Измерять скорость равномерного движения; — строить и анализировать графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении; — наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности | ||||
11/5 | Комбинированный урок | . Неравномерное движение. Средняя скорость | Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости. Решение задач. Демонстрации. Неравномерное движение тележки с капельницей (по рис. 34 учебника) | — Вычислять среднюю скорость неравномерного движения, используя аналитический и графический методы | ||||
12/6 | Комбинированный урок | . Равноускоренное движение. Ускорение | Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение — векторная физическая величина. Расчет скорости равноускоренного движения. | — Рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы; — строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени | ||||
13/7 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Решение задач | Расчет скорости равноускоренного движения (с начальной скоростью, равной v0 и равной нулю). Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени | — Рассчитывать скорость тела при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы; — строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени | ||||
14/8 | Комбинированный урок | . Инерция | Изменение скорости движения тела при действии на него другого тела. Явление инерции. Закон инерции. Демонстрации. Изменение скорости движения тележки при действии на него другого тела | — Наблюдать явление инерции | ||||
15/9 | Комбинированный урок | . Масса | Взаимодействие тел. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тела. Демонстрации. Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами (по рис. 43 и 44 учебника) | — Сравнивать массы тел при их взаимодействии | ||||
16/10 | Урок применения полученных знаний | . Измерение массы. Лабораторная работа № 5 | Масса и ее единицы. Измерение массы. Рычажные весы. Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела на рычажных вегах » | — Анализировать устройство и принцип действия рычажных весов; — измерять массу тела; — представлять результаты измерения в виде таблиц | ||||
17/11 | Комбинированный урок | . Плотность вещества | Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ. Демонстрации. Сравнение плотностей различных твердых и жидких веществ | — Вычислять плотность вещества; — сравнивать плотности твердых, жидких и газообразных веществ | ||||
18/12 | Урок применения полученных знаний | . Лабораторная работа № 6 | Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела» | — Экспериментально определять плотность вещества твердого тела; — представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
19/13 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Решение задач. Кратковременная контрольная работа | Решение задач на расчет плотности твердых, жидких и газообразных веществ, их массы и объема. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 17 — 19) | — Определять значения плотности веществ, их массы и объемы, используя формулу плотности вещества; — применять знания к решению задач | ||||
20/14 | Комбинированный урок | . Сила | Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Единица силы. Сила — векторная физическая величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения. Демонстрации. Опыты по рисункам 50 и 42 учебника | — Наблюдать взаимодействие тел; — вычислять силу, действующую на тело; — определять направление силы, действующей на тело, и возникающего в результате взаимодействия ускорения | ||||
21/15 | Комбинированный урок | . Измерение силы. Международная система единиц | Деформация. Деформация как результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц (СИ), основные и производные единицы. Демонстрации. Опыты, демонстрирующие упругую деформацию. Динамометр | — Изучать устройство и принцип действия динамометра; — применять Международную систему единиц, основные и производные единицы | ||||
22/16 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Сложение сил | Сложение сил. Равнодействующая сил. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Демонстрации. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой (используя демонстрационный динамометр с круглой шкалой, трубчатый динамометр и набор грузов, или набор по статике с магнитными держателями) | — Складывать силы, действующие вдоль одной прямой; — определять равнодействующую сил, используя правило сложения сил | ||||
23/17 | Комбинированный урок | . Сила упругости | Сила упругости. Пропорциональная зависимость между силой упругости, действующей на упругую пружину, и ее удлинением. Жесткость пружины. Закон Гука. Демонстрации. Упругие свойства пружины и линейки. Упругая деформация пружин с разной жесткостью (по рис. 65 учебника) | — Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела | ||||
24/18 | Комбинированный урок | . Сила тяжести. | Сила тяжести – причина взаимодействия с Землей. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне | — анализировать зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли; — рассчитывать силу тяжести, действующую на тело | ||||
25/19 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Решение задач. Закон всемирного тяготения | Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон всемирного тяготения. Физический смысл гравитационной постоянной*. Опыт Кавендиша | — Анализировать зависимость силы всемирного тяготения от масс тел и расстояния между ними | ||||
26/20 | Комбинированный урок | . Вес тела. Невесомость | Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести. Демонстрации. Падение тела, прикрепленного к упругой пружине. Опыт с демонстрационным динамометром и прикрепленным к нему грузом | — Сравнивать вес тела и силу тяжести; — исследовать зависимость веса тела от условий, в которых оно находится | ||||
27/21. | Урок обобщения и повторения (практикум | Лабораторная работа № 7. Решение задач | Лабораторная работа № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил» | — Измерять силу динамометром; — наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности; — представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
28/22. | Урок контроля | Давление. Кратковременная контрольная работа | Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 19—26). Демонстрации. Давление твердого тела на опору (зависимость глубины погружения тела в мокрый песок от действующей на песок силы и площади соприкосновения тела с песком — по рис. 71 учебника) | — Экспериментально проверять зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры; — рассчитывать давление; — применять знания к решению задач | ||||
29/23 | Комбинированный урок | . Сила трения | Сила трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения скольжения. Формула для вычисления силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя. Трение в природе и технике. Подшипники. Демонстрации. Измерение силы трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода материала соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и трения качения | — Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; — сравнивать виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя; — рассчитывать значения величин, входящих в формулу силы трения скольжения | ||||
30/24 | Урок применения полученных знаний | . Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 8 | Примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике. Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения» | — Объяснять и приводить примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике; — измерять коэффициент трения скольжения; — наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности; — сравнивать, обобщать и делать выводы; — представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути.Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы. Демонстрации. Измерение работы при подъеме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности (с помощью динамометра и демонстрационного метра) | — Измерять работу силы; ___ рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы | |||||||
31/25 | Комбинированный урок | . Механическая работа. Решение задач | ||||||
32/26 | Комбинированный урок | . Мощность | Мощность. Единицы мощности. Мощность как характеристика выполняемой работы. Формула для вычисления мощности | — Вычислять мощность; — рассчитывать значения величин, входящих в формулу мощности | ||||
33/27 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Решение задач | Вычисление механической работы и мощности. Решение задач (по материалу § 29 — 30) | — Рассчитывать значения величин, входящих в формулы механической работы и мощности | ||||
34/28 | Комбинированный урок | . Простые механизмы | Простые механизмы. Виды простых механизмов. Демонстрации. Различные простые механизмы | — Анализировать работу простых механизмов | ||||
35/29 | Комбинированный урок | . Правило равновесия рычага | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Плечо силы. Выигрыш в силе. Примеры использования правила равновесия рычага в природе, технике и быту. Демонстрации. Равновесие сил на рычаге (по рис. 93 учебника) | — Исследовать условие равновесия рычага; — определять выигрыш в силе при использовании различных рычагов | ||||
36/30 | Комбинированный урок | . Лабораторная работа № 9 | Лабораторная работа № 9 «Изучение условия равновесия рычага» | — Наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности; — систематизировать и обобщать полученные знания: - представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
37/31 | Урок применения полученных знаний | . Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). Равенство работ | Исследовать причины невозможности выигрыша в силе в неподвижном блоке и выигрыша в силе при использовании подвижного блока; — вычислять значения физических величин, используя «золотое правило» механики | ||||
38/32 | Комбинированный урок | . Коэффициент полезного действия | Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия | — Определять значения физических величин, используя формулу КПД | ||||
39/33. | Урок обобщения и повторения (практикум | Лабораторная работа № 10 | Лабораторная работа № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | — Измерять КПД наклонной плоскости; — наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности; — систематизировать и обобщать полученные знания; — представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
40 | 40/34 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Энергия. Кратковременная контрольная работа | Понятие энергии. Единица энергии. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 31 — 35). Демонстрации. Опыты, аналогичные изображенным на рисунке 109 учебника | — Систематизировать знания о физической величине на примере энергии; — применять знания к решению задач | |||
41/35 | Комбинированный урок | . Кинетическая и потенциальная энергия | Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей, деформированного тела. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Относительность величины кинетической и потенциальной энергии. Демонстрации. Кинетическая энергия движущегося шарика. Потенциальная энергия поднятого над землей тела и сжатой пружины | — Анализировать процессы с энергетической точки зрения; — определять значения кинетической и потенциальной энергии в разных системах отсчета | ||||
42/36 | Комбинированный урок | . Закон сохранения энергии в механике | Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения. Демонстрации. Превращения энергии при движении шарика по наклонному желобу вниз и вверх; при колебании маятника (желательно маятника Максвелла); при колебаниях шарика, закрепленного двумя упругими пружинами (по рис. 113 учебника) | — Анализировать механические явления с точки зрения сохранения и превращения энергии | ||||
43/37 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Повторение и обобщение темы | Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления» | — Работать с таблицами, представленными в итогах главы | ||||
Звуковые явления (6 ч.) | ||||||||
44/1. | Урок изучения нового материала | Колебательное движение. Период колебаний маятника* | Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник*. Период колебаний математического маятника*. Период колебаний пружинного маятника*. Демонстрации. Различные колебательные движения математического и пружинного маятников | — Объяснять процесс колебаний маятника; — исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний; — вычислять величины, характеризующие колебательное движение | ||||
45/2. | Комбинированный урок | Звук. Источники звука | Колеблющееся тело — источник звука. Частота звуковых колебаний.Голосовой аппарат человека. Демонстрации. Звучание: колеблющейся металлической линейки; натянутой струны; камертона и колебания бусины, подвешенной около его ножки | — Анализировать устройство голосового аппарата человека; — работать с информацией при подготовке сообщения | ||||
46/3 | Комбинированный урок | . Волновое движение. Длина волны | Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Демонстрации. Волны на поверхности воды (прибор «Волновая ванна»). Волны в шнуре и пружине. Модель волнового движения (прибор «Волновая машина») | — Исследовать условия возникновения упругой волны; — применять формулу длины волны к решению задач; — сравнивать поперечные и продольные волны | ||||
47/4 | Комбинированный урок | . Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука | Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Механизм распространения звука. Строение слухового аппарата человека. Хорошие и плохие проводники звука, звукоизоляция. Скорость распространения звука, ее зависимость от свойств среды и от температуры. Демонстрации. Электрический звонок под колоколом воздушного насоса | — Анализировать условия существования звуковой волны, зависимость скорости звука от свойств среды; — устанавливать связь физики и биологии при рассмотрении устройства слухового аппарата человека | ||||
48/5 | Комбинированный урок | . Громкость и высота звука. Отражение звука | Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр. Отражение звука. Закон отражения. Эхо. Эхолот. Поглощение звука. Демонстрации. Зависимости: громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний; высоты звука от частоты колебаний камертонов. Отражение волн на воде с прибором «Волновая ванна» | — Исследовать связь громкости звука с амплитудой колебаний и высоты тона с частотой колебаний, тембра — с набором частот | ||||
49/6 | Урок контроля | . Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа | Повторение и обобщение знаний о характеристиках механических и звуковых колебаний, механических и звуковых волн, условиях получения и распространения звуковых колебаний, о свойствах звука. Кратковременная контрольная работа по теме «Звуковые явления» | — Работать с таблицами, представленными в итогах главы; — применять знания к решению задач | ||||
Световые явления (16 ч.) | ||||||||
50/1 | Урок изучения нового материала | . Источники света | Источники света: тепловые, люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания. Демонстрации. Свечение провода, по которому течет ток. Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, электрическая дуга, свеча. | — Классифицировать источники света | ||||
51/2 | Урок обобщения и повторения (практикум | Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа №11 | Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождение преград малых размеров*. Закон прямолинейного распространения света. Применение явления прямолинейного распространения света на практике. Лабораторная работа № 11 «Наблюдение прямолинейного распространения света». Демонстрации. Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана | Исследовать прямолинейное распространение света; - наблюдать в процессе экспериментальной деятельности; Обобщать и делать выводы | ||||
52/3 | Комбинированный урок | Световой пучок. Световой луч. Образование тени и полутени. | Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света.Образование тени и полутени.Солнечное и лунное затмения. Демонстрации. Световые пучки разной формы. Изменение формы светового пучка с помощью диафрагмы. Независимость световых пучков. Образование тени и полутени. Модели солнечного и лунного затмений | Самостоятельно разрабатывать, планировать и осуществлять эксперимент по получению тени и полутени; — получать следствие физических законов на примере затмений | ||||
53/4 | Комбинированный урок | . Отражение света. Лабораторная работа № 12 | Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение света.Лабораторная работа № 12 «Изучение явления отражения света». Демонстрации. Явления, происходящие на границе раздела двух сред: отражение, преломление, поглощение. Явление отражения света с помощью оптической шайбы | — Экспериментально исследовать явление отражения света; — наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности; — сравнивать, обобщать и делать выводы | ||||
54/5 | Урок обобщения и повторения (практикум | . Изображение предмета в плоском зеркале | Получение изображения предмета в плоском зеркале. Характеристика изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала. Перископ. Демонстрации. Получение изображения свечи или карандаша с помощью плоского зеркала | — Исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале; — строить изображение предмета в плоском зеркале | ||||
55/6 | Комбинированный урок | Повторение материала. Решение задач. Вогнутые зеркала и их применение* | Решение задач. Сферические зеркала*. Выпуклое и вогнутое зеркала*. Основные линии и точки зеркала*. Фокусное расстояние зеркала*. Применение вогнутых зеркал*. Телескопы*. Демонстрации. Изображение, даваемое вогнутым зеркалом с помощью оптической шайбы* | Применять знания к решению задач — анализировать применение физических законов в технике (на примере вогнутых зеркал, телескопов)* | ||||
56/7 | Комбинированный урок | . Преломление света. Лабораторная работа №13 | Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Закон преломления света*. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления преломления света» . Демонстрации. Преломление света с помощью сосуда с водой и линейки, с помощью оптической шайбы | — Исследовать закономерности, которым подчиняется явление преломления света (соотношение углов падения и преломления); — наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности; — сравнивать, обобщать и делать выводы, представлять результаты измерений в виде таблиц | ||||
57/8 | Комбинированный урок | . Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика* | Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика*. Демонстрации. Полное внутреннее отражение с помощью оптической шайбы | — Применять физические законы к построению хода лучей в оптических стеклах (на примере призм разного типа), в световодах*; | ||||
58/9 | Комбинированный урок | . Линзы, ход лучей в линзах | Линза. Собирающие и рассеивающие линзы Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в линзе с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью линзы | Получать изображение с помощью собирающей линзы; — строить изображения в линзе; — измерять оптическую силу линзы | ||||
59/10 | Урок обобщения и повторения (практикум) | . Лабораторная работа № 14 | Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемого линзой». Формула линзы*. Увеличение линзы* | — Измерять фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы; — наблюдать, изме |