Анализ цепей постоянного тока. Закон Ома. Законы Кирхгофа.
Анализ цепей постоянного тока. Закон Ома. Законы Кирхгофа.
Расчет и анализ электрических цепей производится с использованием закона Ома, первого и второго законов Кирхгофа. На основе этих законов устанавливается взаимосвязь между значениями токов, напряжений, ЭДС всей электрической цепи и отдельных ее участков и параметрами элементов, входящих в состав этой цепи.
Закон Ома для участка цепи
Соотношение между током I, напряжением U и сопротивлением R участка аb электрической цепи выражается законом Ома
В этом случае – называют напряжением или падением напряжения на резисторе R, а – током в резисторе R.
При расчете электрических цепей иногда удобнее пользоваться не сопротивлением R, а величиной обратной сопротивлению, т.е. электрической проводимостью:
В этом случае закон Ома для участка цепи запишется в виде:
Закон Ома в обобщенной форме
знак + в случае если выбранное направление силы тока совпадает с U,R , знак – в противном случае.
Первый закон Кирхгофа
Сумма токов входящих в узел, равна сумме токов выходящих из него
Второй закон Кирхгофа
В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках
где n – число источников ЭДС в контуре;
m – число элементов с сопротивлением Rк в контуре;
– напряжение или падение напряжения на конечном элементе контура.
Энергия и мощность. Баланс мощностей.
Электрическая энергия - это способность электромагнитного поля производить работу, преобразовываясь в другие виды энергии.
Электрическая мощность - это работа по перемещению электрических зарядов в единицу времени.
Для любых замкнутых цепей сумма мощностей источников электрической энергии , равна сумме мощностей, расходуемых в приемниках энергии : . Мощность источников указывает на то, какое количество работы они могут выполнить в электрической цепи каждую секунду. Максимально допустимая мощность приемников это то, что в нормальных условиях может выдержать пассивный элемент.
Мощность, отдаваемая источниками ЭДС, равна.
Е — ЭДС источника (В);
I — ток (А), протекающий через этот источник, причем, если положительное направление тока совпадает с направлением ЭДС.
Если в резисторе не происходит химических реакций, то мощность выделяется в форме тепла, согласно известному закону Джоуля.
Метод наложения.
Основан на принципе суперпозиции справедлив для линейных систем. Действительные токи в ветвях электрической цепи, находят как алгебраическую сумму, так называемых частных токов в них, протекающих под воздействием каждой из ЭДС в отдельности : ;где m-общ.число ветвей, -дейст.ток ветви, -частный ток ветви под воздействием ЭДС. Алгоритм расчета содержит n+1 шагов; на 1,2,..,n-шагах рассчитываются частные соответствующие токи ветвей. На n+1 шагах находятся действительные токи этих ветвей как сумма. Пример : В схеме даны 3 сопротивления , 2 ЭДС. Упрощаем схему находим Rэкв ,зная ЭДС и Rэкв ищем токи, сначала для первой ветви ЭДС, затем для второй, затем суммируем частичные токи для 1и2 ветви, учитывая направление ЭДС и экв-ых токов, тем самым получая общие токи I(1.2.3).
Мощность 3-х фазных цепей.
Активная и реактивная мощности трехфазной цепи, как для любой сложной цепи, равны суммам соответствующих мощностей отдельных фаз:
,
,
где IA, UA, IB, UB, IC, UC – фазные значения токов и напряжений.
В симметричном режиме мощности отдельных фаз равны, а мощность всей цепи может быть получена путем умножения фазных мощностей на число фаз:
,
,
.
В полученных выражениях заменим фазные величины на линейные. Для схемы звезды верны соотношения ; , тогда получим:
.
Для схемы треугольника верны соотношения: Uф=Uл ; Iф=Iл / , тогда получим:
Следовательно, независимо от схемы соединения (звезда или треугольник) для симметричной трехфазной цепи формулы для мощностей имеют одинаковый вид:
[Вт],
[вар],
[ВА].
Трехфазные трансформаторы
Магнитопроводы трехфазных трансформаторов
Трехфазный трансформатор может быть составлен из трех одинаковых однофазных; в этом случае он называется групповым. Первичные обмотки трех однофазных трансформаторов соединяют между собой по одной из трехфазных схем, так же как и вторичные обмотки.
Групповые трехфазные трансформаторы применяют при очень больших мощностях (3x630 ква и выше). Это объясняется тем, что каждый однофазный трансформатор группы меньше по габаритам и массе, чем один трехфазный трансформатор на полную мощность группы. Кроме того, при групповом трансформаторе в качестве резерва достаточно иметь один однофазный трансформатор (треть мощности группы), в то время как при одном трехфазном трансформаторе в резерве приходится устанавливать другой трансформатор на полную мощность. Поэтому групповой трансформатор имеет известные преимущества при больших мощностях, где условия транспорта и надежность при эксплуатации имеют особенно важное значение. Однако групповой трансформатор несколько дороже трехфазного трансформатора на ту же мощность, занимает больше места и имеет меньший к. п. д.
Трехфазные трансформаторы со связанной магнитной системой выполняются главным образом стержневыми (рис. 2).
Получение такого магнитопровода можно представить себе следующим образом. Три одинаковых однофазных трансформатора выполнены так, что их первичные и вторичные обмотки размещены на одном стержне сердечника магнитопровода, а другой стержень каждого трансформатора не имеет обмотки. Если эти три трансформатора расположить так, чтобы стержни, не имеющие обмоток, находились рядом, то три стержня можно объединить в один — нулевой.
Следовательно, в фазе, обмотка которой помещена на среднем стержне, протекает меньший намагничивающий ток, чем в фазах, обмотки которых помещены на крайних стержнях.
Не всегда один трансформатор может справиться с нагрузкой от потребителей, поэтому обычно они работают параллельными группами. Но не каждый трансформатор может работать в параллельной группе с другими трансформаторами. Для параллельной работы трансформаторов необходимо чтобы они удовлетворяли следующим условиям.
Равенство коэффициентов трансформации К=ВН/НН. где ВН — высшее напряжение, НН — низшее напряжение. При несоблюдении этого условия между вторичными обмотками трансформаторов будет циркулировать уравнительный ток. приводящий к перегреву трансформатора.
Равенство напряжений короткого замыкания Uк %. В противном случае трансформаторы не будут загружаться пропорционально своим мощностям. Одинаковые группы соединений. При различных группах соединений параллельно работающих трансформаторов между векторами их вторичных напряжений будет сдвиг фаз, вызывающий уравнительные токи между обмотками трансформаторов.
Асинхронные двигатели.
Асинхронный двигатель отличается простотой конструкции несложностью обслуживания. Как и любая машина переменного тока асинхронный двигатель состоит из двух основных частей; статора и ротора. Статором называется неподвижная часть машины, ротором — ее вращающаяся часть. Асинхронная машина обладает свойством обратимости, т. е. может быть использована как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Многофазная обмотка переменного тока создает вращающееся магнитное поле, скорость вращения которого в минуту
Если ротор вращается со скоростью п2, равной скорости вращения магнитного поля (n2=n1), то такая скорость называется синхронной.
Если ротор вращается со скоростью, не равной скорости вращения магнитного поля { n2n1), то такая скорость называется асинхронной.
В асинхронном двигателе рабочий процесс может протекать только при асинхронной скорости, т. е. при скорости вращения ротора, не равной скорости вращения магнитного поля.
Скорость ротора может очень мало отличаться от скорости юля, но при работе двигателя она будет всегда меньше (n2<n1).
Устройство асинхронных электродвигателей. Асинхронные электродвигатели состоят из двух частей: ротора 1 и статора 2. Внутренняя его часть называется ротор, эта часть вращается и несет на себе обмотку. Внешняя часть представляет собой корпус двигателя и называется статор, она неподвижна, внутри неё имеются специальные пазы (магнитопровод), куда пофазно уложены витки (секции) обмоток (статорная обмотка). Фазы статорных обмоток могут быть соединены «звездой» или «треугольником».
Собираются обе эти части из изолированных листов штампованной стали толщиной около 0,35-0,5 мм. Для высокомощных машин зазор между ротором и статором делается как можно меньше.
Виды асинхронных электродвигателей. В зависимости от конструкции ротора, асинхронные двигатели можно разделить на два вида: с короткозамкнутым и фазным ротором. Главное различие этих видов электродвигателей состоит только в устройстве ротора.
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором. Эти двигатели имеют ротор, внешне очень похожий на беличью клетку. Статорная их обмотка представляет собой стержни, выполненные из алюминия или меди, замкнутые с торцов ротора двумя кольцами.
Асинхронные электродвигатели с фазным ротором. Обмотки фазного ротора соединены, чаще всего, между собой «звездой»,концы обмоток соединяются с тремя медными кольцами, которые электрически изолированы не только от вала двигателя, но и друг от друга. Кольца насажены на сердечник ротора через изоляционные прокладки. На них накладываются специальные щётки, которые даже при вращении имеют электрический контакт с обмотками ротора двигателя. Для изменения скорости щетки соединяют с реостатом.
ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
Все проводники одной фазы обмотки статора двухполюсного асинхронного двигателя размещены в двух диаметрально противоположных пазах и в обмотке действует постоянный ток.
Для любой линии магнитной индукции по закону полного тока можно написать:
, где H0, Нст- напряженности магнитного поля, соответственно, в воздушном зазоре (I0) и в участках сердечников ротора и статора (Iст); - МДС одной фазы обмотки.
В и Н в различных участках сердечника статора и ротора неодинаковые, например в зубцах между пазами статора, а также ротора они имеют наибольшее значение, поскольку сечение магнитопровода в зубцах наименьшее.
Так как , а , то и поэтому для упрощения анализа картины магнитного поля асинхронного двигателя можно полагать, что , откуда а магнитная индукция в воздушном зазоре В0 = тН0.
Поскольку воздушный зазор одинаков по всей длине, то напряженность и магнитная индукция вдоль всего зазора будут иметь, соответственно, одинаковые значения. Наилучшие показатели двигатель имеет, когда магнитная индукция в воздушном зазоре распределяется по синусоидальному закону.
магнитное поле, созданное синусоидальным током одной фазы, распределяется вдоль воздушного зазора примерно синусоидально, неподвижно в пространстве и изменяется во времени.
Обмотка статора асинхронного двигателя соединяется звездой или треугольником и подключается к сети трехфазного тока. Поскольку каждая фаза обмотки имеет одинаковое число витков и они симметрично расположены по окружности ста гора, их сопротивление и амплитуда тока будут одинаковыми, но токи в фазах обмотки будут сдвинуты во времени относительно друг друга на 120°. Токи каждой фазы обмотки создадут магнитные поля, которые будут сдвинуты во времени на тот же угол. В результате сложения магнитных полей всех фаз образуется общее магнитное поле двигателя. Магнитная индукция результирующего магнитного поля оказывается распределенной вдоль воздушного зазора также по синусоиде, ее амплитуда не изменяется во времени и в 1,5 раза больше амплитуды магнитной индукции одной фазы. Результирующее магнитнов поле вращается с постоянной частотой.
Двигатели выполняются не только с двумя, но и с четырьмя, шестью, восемью и более, полюсами; в общем случае они имеют р пар полюсов. Обмотка каждой фазы статора таких двигателей состоит из нескольких частей, которые соединяются между собой параллельно или последовательно.
Пуск асинхронного двигателя
Для пуска двигателя его обмотку статора подключают к трехфазной сети с помощью выключателя. После включения выключателя происходит разгон двигателя. Двигатель разгоняется до установившейся частоты вращения, при которой момент, развиваемый двигателем равен моменту сил сопротивления на его валу.
В условиях нормальной работы момент на валу двигателя может изменяться в довольно широких пределах, но, если момент окажется больше М, двигатель остановится. Допустимые изменения находятся в пределах от М ~ 0 до М - (0,8 v 0,9) Мт , имеется в виду работа в зоне характеристики, гдеТ> s
Большой пусковой ток ограничивает допустимое число пусков двигателя в час. При большом числе включений даже малозагруженный в установившемся режиме двигатель из-за больших пусковых токов может перегреться и выйти из строя.
В маломощных сетях, сечение проводов которых невелико, а протяженность значительна, для ограничения пускового тока применяют пуск с активным или индуктивным сопротивлением
Пуск двигателя с переключением со звезды на треугольник возможен, когда обмотка статора может быть соединена звездой и треугольником и напряжение сети соответствует соединению обмотки статора треугольником.
Из-за значительного снижения пускового момента указанный способ пуска возможен только при малых моментах сил сопротивления на валу двигателя.
Пуск СД в ход.
Предположим, что обмотка якоря синхронного двигателя подключена к сети трехфазного тока, обмотка возбуждения - к источнику постоянного тока, а ротор неподвижен. МДС обмотки якоря будет создано вращающееся магнитное поле, благодаря взаимодействию которого с проводниками ротора на последний будет действовать момент. Направление момента зависит от положения вращающегося поля относительно ротора и при вращении поля будет изменяться. На рисунке 67 показано, где вращающееся поле якоря заменено вращающимся кольцевым магнитом, а ротор - постоянным магнитом Независимо or числа полюсов синхронного двигателя при частоте сети 50 Гц направление момента, действующего на неподвижный ротор, изменяется 100 раз в секунду. Вследствие большой частоты изменения направления момента и значительной инерционности ротора последний не сможет прийти во вращение.
Если предварительно разогнать ротор до частоты вращения n, близкой к частоте вращения n, поля якоря, а затем подключить обмотку возбуждения к источнику постоянного тока, то под действием момента двигателя частота вращения ротора возрастет и наступит равенство: n=n0. Ротор будет вращаться далее синхронно с полем якоря.
Для разгона синхронного двигателя используют так называемый асинхронный пуск синхронного двигателя. Пусковая обмотка подобна короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного двигателя.
Поскольку синхронный двигатель пускается как асинхронный, он имеет в период пуска свойства асинхронного двигателя. Чтобы можно было произвести пуск двигателя, должно быть выполнено соотношение М>Mс. Но для пуска синхронного двигателя этого оказывается недостаточно. Двигатель надежно входит в синхронизм, если подключение обмотки возбуждения к источнику постоянного тока происходит при скольжении s < 0,05 (частота вращения n> 0,95л.). Момент двигателя М, соответствующий s < 0,05, называется входным. Чтобы двигатель мог разогнаться до скольжения s<0,05, должно быть выполнено условие M> Мс.
При необходимости ограничения пускового тока или пускового момента синхронного двигателя можно использовать те же способы, что в случае пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Анализ цепей постоянного тока. Закон Ома. Законы Кирхгофа.
Расчет и анализ электрических цепей производится с использованием закона Ома, первого и второго законов Кирхгофа. На основе этих законов устанавливается взаимосвязь между значениями токов, напряжений, ЭДС всей электрической цепи и отдельных ее участков и параметрами элементов, входящих в состав этой цепи.
Закон Ома для участка цепи
Соотношение между током I, напряжением U и сопротивлением R участка аb электрической цепи выражается законом Ома
В этом случае – называют напряжением или падением напряжения на резисторе R, а – током в резисторе R.
При расчете электрических цепей иногда удобнее пользоваться не сопротивлением R, а величиной обратной сопротивлению, т.е. электрической проводимостью:
В этом случае закон Ома для участка цепи запишется в виде:
Закон Ома в обобщенной форме
знак + в случае если выбранное направление силы тока совпадает с U,R , знак – в противном случае.
Первый закон Кирхгофа
Сумма токов входящих в узел, равна сумме токов выходящих из него
Второй закон Кирхгофа
В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках
где n – число источников ЭДС в контуре;
m – число элементов с сопротивлением Rк в контуре;
– напряжение или падение напряжения на конечном элементе контура.