Лекция №8 « Торможение газового потока»

Торможение дозвукового потока. Торможение сверхзвукового потока.

Кроме ускорения газового потока в отдельных частях авиационных реактивных двигателей, происходит и торможение газа.

Процессом торможения называется процесс преобразования кинетической энергии в работу сжатия.

Торможение дозвукового потока по своему физическому смыслу и результатам противоположено процессу ускорения. Если при ускорении потока происходит уменьшение площади поперечного сечения струи и уменьшение давления, плотность и температуры газа, то при торможении, наоборот, увеличивается площадь поперечного сечения струи при одновременном росте давления, плотности и температуры. Торможение потока происходит в диффузорах.

Каналы предназначенные для торможения газового потока, называются диффузорами.

Таким образам, дозвуковой диффузор представляет собой расширяющийся канал.

Сверхзвуковой поток в отличие от дозвукового тормозится не постепенно, а скачком. Пересекая фронт скачка, толщина которого не превышает нескольких сотых долей микрона, скорость уменьшается, вызывая скачкообразное повышение давления, плотность и температуры.

Прямой скачек уплотнения. Косые скачки уплотнения Скачки уплотнения и их особенности.

Прямым скачком уплотнения называется такой скачок, у которого фронт скачка перпендикулярен к направлению скорости движущегося газа.

Прямые скачки уплотнения возникают при обтекании сверхзвуковым потоком тел с тупыми (закругленными) входными кромками (например, простых дозвуковых диффузоров).

Характерные особенности:

1. Сохранение неизменным направления потока.

После прямого скачка уплотнения поток продолжает двигаться в том же направлении, что и перед скачком.

2. Скорость за прямым скачком всегда оказывается дозвуковой.

Это объясняется тем, что только в дозвуковом потоке слабые возмущения могут распространяться против течения и, суммируясь (накладываясь одно на другое), создать ударную волну.

3. Чем больше сверхзвуковая скорость Лекция №8 « Торможение газового потока» - student2.ru до скачка, тем меньше оказывается скорость после скачка.

Таким образом, с ростом скорости Лекция №8 « Торможение газового потока» - student2.ru возрастает интенсивность прямого скачка.

4. Сохранении неизменной площади струйки тока.

Косым скачком уплотнения называется такой скачок, у которого фронт скачка располагается наклонно к направлению скорости потока.

Косые скачки возникают при обтекании сверхзвуковым потоком конических либо клиновидных тел.

Особенности косых скачков:

1. В косом скачке изменяется направления потока. Поток отклоняется от начального направления на некоторый угол Лекция №8 « Торможение газового потока» - student2.ru .

2. Площадь струйки тока за косым скачком меньше, чем до скачки. Из этого следует, что в косом скачке не может происходить столь интенсивное уменьшение скорости, как это наблюдается в прямом скачке уплотнений.

3. после косого скачка скорость может остаться сверхзвуковой, т.к. скачку подвергается только одна составляющая скорости.

4. Чем меньше угол наклона фронта скачка, тем менее интенсивным оказывается скачок: степень уменьшения скорости и увеличения давления в скачке снижаются.

5. Потери полного давления и плотности в косых скачках меньше чем в прямом.

Особенности входных диффузоров для сверхзвуковых скоростей полета.

При сверхзвуковой скорости полета перед диффузором возникает скачок уплотнения. Впереди обычного дозвукового диффузора возникает самый простой, но вместе с тем и самый невыгодный прямой скачок уплотнений. В этом случае за скачок скорость оказывается дозвуковой, а давление и плотность вследствие необратимых потерь (перехода части кинетической энергии в тепловую) оказываются значительно меньшими, чем давление и плотность при идеальном адиабатическом торможении. За прямым скачком как перед диффузором, так и в самом диффузоре поток ведет себя так же, как и при дозвуковых скоростях полета.

В результате сравнительно небольшого возрастания плотности в прямом скачке уплотнений секундный расход воздуха через диффузор и, следовательно, через двигатель оказывается значительно меньше, чем при идеальном безударном торможении. Поэтому и сила тяги двигателя с таким диффузором окажется значительно меньше, чем в идеальном случае без потерь.

Для увеличения тяги реактивных двигателей и уменьшения сопротивления самолетов при сверхзвуковых скоростях полета прямой скачок заменяется системой косых скачков уплотнений, обеспечивающих более эффективное торможение потока.

Наши рекомендации