Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития.
Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Особенности научного познания и его отличия от других форм познания мира. Наука и религия. Знания и вера. Идеалы и нормы научного познания. Революционные изменения в науке как смена научной парадигмы. Глобальные проблемы современности как реальная цена научных инноваций.
Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания. Естествознания и нравственность. Усиление интегративных и междисциплинарных тенденций. Появление новых областей науки. Ценностные ограничения на свободу научного поиска. Результаты научных исследований и социальная ответственность ученого.
Раздел II. Химия в контексте устойчивого развития общества.
2.1.Система современного химического знания. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира. Основные понятия и законы химии. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии: атом, химический элемент, ион, молекула, химическое вещество. Нано-, микро- и макрообъекты. Периодический закон и его значение для современной науки. Химические вещества: простые и сложные, органические и неорганические. Смеси. Химические вещества в природе. Нефть и природный газ как источники органических веществ. Причины многообразия химических веществ. Классификация и основные свойства неорганических и органических соединений. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества. Растворы: водные и неводные. Структура и уникальные свойства воды. Особенности растворения различных веществ в воде. Водородный показатель (рН) как мера кислотности среды. Химические процессы. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую и электрическую. Понятие о цепных реакциях и свободных радикалах.
2.2.Современная химия: экономический и социальный аспекты. Масштабы химического производства. Способы оценки и прогнозирования возможных негативных воздействий производства на окружающую среду. Проблема сырья в обстановке истощения природных ресурсов. Источники энергии и новые виды топлива. Понятие о «зеленой химии» как экологически безопасных технологиях. Перспективные химические процессы и материалы. Свойства и области практического применения полимеров, металлов и сплавов, силикатных материалов, биологически активных веществ. Традиционные материалы с новыми свойствами. Химия и охрана окружающей среды. «Кислотные дожди». Проблема истощения озонового слоя. Загрязнение почв тяжелыми металлами и пестицидами. Роль химии в решении продовольственной проблемы. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации. Значение химических знаний в повседневной жизни (пищевые добавки, лекарства, средства контрацепции, бытовая химия и др.).
Заключение. Социальное измерение современного естествознания.
Научное знание: аберрации общественного сознания. Явление искаженного отражения в общественном сознании. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности. Феномен антинауки в современной культуре. Популяризация науки и научное просвещение. Амбивалентный статус СМИ в актуализации научного знания. Проблема общественного понимания науки. Понятие о технонауке. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности. Естествознание и технологии. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира. Моделирование социокультурных явлений.
IV.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Список литературы
Основная литература
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.
2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с.
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 832.
4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. Для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 488 с.
5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
Дополнительная литература
6. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. – М.: Центрополиграф, 2002.
7. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь: СГУ, 2005.
8. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д: Феникс, 1997.
9. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994.
10. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 2001.
11. Ганти Г. Жизнь и ее происхождение. – М.: Просвещение, 1984.
12. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.
13. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Центр, 1997.
14. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: АСТ, Астрель, 2004.
15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Пер. с англ. В 3-х т. – М.: Мир, 1993.
16. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. – М.: «Академия», 2003.
17. Кадацкий В.Б. К вопросу о взаимоотношении общества и природы (междисциплинарный синтез): Учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.
18. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
19. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб.: Изд-во Союз, 2000.
20. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.
21. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. – М.: Наука, 2002.
22. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996.
23. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
24. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж: МОДЭК, 2004.
25. Макдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед. – СПб.: Амфора, 2001.
26. Мальченко С.Н., Чистик О.В. Химические проблемы охраны окружающей среды. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 134 с.
27. Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.
28. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004.
29. Опарин А.М. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М.: Наука, 1968.
30. Павлова О.С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.
31. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – Спб.: Питер, 1999.
32. Современные проблемы теории эволюции / Под ред. Л.П. Татаринова. – М.: Наука, 1993.
33. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
34. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.
35. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Основы современного естествознания»
(всего 26 часов, в том числе 2 часа УСРС)
Лекция 1. Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и развития (2 часа).
Цель: способствовать формированию представления об естествознании как комплексе наук о природе, ознакомить с особенностями естественнонаучного познания мира, охарактеризовать проблемы современного естествознания.
Вопросы для рассмотрения:
1. Наука. Функции науки.
2. Естествознание – косплекс наук о природе. Естественнонаучная картина мира.
3. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.
4. Уровни естественнонаучного познания.
5. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.
6. Естествознание и нравственность.
Лекция 2. Движение. Современные представления о пространстве-времени (2 часа).
Цель: способствовать формированию представлений о движении как основном способе существования материи, о времени и пространстве как основных формах существования материи, ознакомить с принципами пространственно-временного континуума с позиций классической и неклассической физики.
Вопросы для рассмотрения:
1. Материя и ее свойства. Эволюция представлений о материи. Структурные уровни организации материи и фундаментальные взаимодействия.
2. Пространство и время как основные формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени.
3. Пространство и время в специальной и общей теории относительности.
4. Связь законов сохранения с пространственно-временными преобразованиями.
Лекция 3. Начала термодинамики. Представления об энтропии. (2 часа).
Цель: ознакомить с важнейшими теориями и законами термодинамики, способствовать формированию представлений о равновесных и неравновесных системах.
Вопросы для рассмотрения:
1. Общие сведения о термодинамике. Нулевое начало термодинамики.
2. Первое начало термодинамики (закон сохранения и превращения энергии).
3. Второе начало термодинамики. Энтропия.
4. Понятие самоорганизации. Самоорганизация в открытых системах.
5. Равновесные и неравновесные системы.
Лекция 4. Основы квантовой физики (2 часа).
Цель: ознакомить с современной квантовой теорией материи.
Вопросы для рассмотрения:
1. Квантовые представления о тепловом излучении.
2. Корпускулярно-волновой дуализм света и микрочастиц.
3. Принцип неопределенности и принцип дополнительности.
4. Релятивистская квантовая физика. Физический вакуум.
5. Атомы, молекулы и вещество с точки зрения квантовой теории.
6. Природа межатомных и межмолекулярных связей.
Лекция 5. Современная космология (2 часа).
Цель: способствовать формированию предствления о Вселенной, ее структурной организации, взаимосвязи ее компонентов, ознакомить с теориями происхождения и эволюции Вселенной.
Вопросы для рассмотрения:
1. Вселенная. Космические объекты и методы их исследования.
2. Основные теории эволюции Вселенной.
3. Происхождение Вселенной. Концепция Большого взрыва.
4. Галактики, их строение. Галактика Млечный путь, ее соседи.
5. Звезды. Рождение и эволюция звезд.
Лекция 6. Солнечная система. Планета Земля (2 часа).
Цель: способствовать формированию современных представлений о Солнечной системе, ее организации, о Земле как планете Солнечной системы, ознакомить с основными теориями происхождения и развития Солнечной системы, планеты Земля, развития геосферных оболочек.
Вопросы для рассмотрения:
1. Солнечная система, ее структурная организация.
2. Теории происхождения Солнечной системы. “Темная материя”.
3. Современные научные представления о Земле (строение, состав, современные концепции происхождения Земли и геосферных оболочек).
4. Антропный принцип.
Лекция 7. Система современного химического знания (2 часа).
Цель: способствовать формированию представления о химии как науке, сформировать понятия “химическое вещество”, “раствор”, “химический процесс”, ознакомить с классификациями химических веществ, растворов и процессов.
Вопросы для рассмотрения:
1. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.
2. Химические вещества.
3. Растворы.
4. Химические процессы.
5. Химия экстремальных состояний.
Лекция 8. Современная химия: экономический и социальный эффект (4 часа).
Цель: способствовать формированию представлений о роли химии для развития современного промышленного и сельскохозяйственного производства, ее взаимосвязи с проблемами охраны окружающей среды.
Вопросы для рассмотрения:
1. Масштабы современного химического производства.
2. Перспективные химические процессы и материалы.
3. Химия и охрана окружающей среды.
4. Роль химии в решении продовольственной проблемы.
5. Значение химических знаний в повседневной жизни.
Лекция 9. Особенности современного биологического знания и его эволюция. Уровни организации живых систем (2 часа).
Цель: сформировать представление о биологии как науке о живой природе, способствовать формированию понятия “живая система”, ознакомить с уровнями организации живых систем.
Вопросы для рассмотрения:
1. Биология в системе естественных наук. Предмет биологии.
2. Эволюция образов биологии в динамике культуры.
3. Концептуальные подходы к исследованию человека в современной биологии.
4. Биоэтика как междисциплинарная область познания.
5. Понятие “живая система”. Общие и особенные признаки живых систем (в вещественном, структурном и функциональном аспектах).
6. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи.
Лекция 10. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа).
Цель: ознакомить с основными концепциями происхождения жизни на Земле, о материальных предпосылках ее возникновения, с трудами В.И. Вернадского, Т. де Шардена и др. о биосфере и ноосфере.
Вопросы для рассмотрения:
1. Предпосылки появления жизни на Земле.
2. Основные концепции происхождения жизни на Земле: креационизм, концепция самопроизвольного зарождения, концепция биохимической эволюции жизни из предбиологических форм, концепция панспермии.
3. Эволюционная теория Ч. Дарвина-А.Р. Уоллеса. Современные трактовки эволюционной теории.
4. Современные трактовки эволюционной теории.
5. Концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества.
6. Идея трансформации биосферы в ноосферу.
Лекция 11. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа).
Цель: ознакомить с современными принципами происхождения человека, раскрыть основные пути, движущие силы и проблемы антропогенеза.
Вопросы для рассмотрения:
1. Человек как единство биологического, социального и духовного.
2. Проблема генезиса человека. Место человека в зоологической системе.
3. Этапы и движущие факторы антропогенеза.
4. Роль социальных факторов в развитии человека.
5. Социальный аспект биологического познания. Биотехнология, ее достижения и возможные негативные последствия.
6. Ресурсы биосферы и демографические проблемы.
Лекция 12. Заключение. Социальное измерение современного естествознания (2 часа).
Цель: способствовать обобщению знаний, полученных в результате изучения дисциплины “Основы современного естествознания”, определить взаимосвязь естественнонаучного познания с гуманитарным, его роль и отражение на современном этапе развития общества.
Вопросы для рассмотрения:
1. Научное знание: аберрации общественного сознания.
2. Феномен антинауки в современной культуре.
3. Проблема общественного понимания науки. Роль СМИ в актуализации научного знания.
4. Естествознание и технологии. Поиск путей развития природного и социального мира.
УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Всего часов – 4
Занятие 1. Современная химия: экономический и социальный аспекты (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Роль химической индустрии в жизни общества на различных этапах его развития.
2. Перспективные химические процессы и материалы.
3. Химия и решение глобальных проблем современности (продовольственная проблема, охрана окружающей среды и др.).
Задания.
По литературным и другим источникам информации подготовить сообщение или компьютерную презентацию на одну из следующих тем:
1. Радиоактивные элементы и соединения: что о них должен знать каждый.
2. Вода и ее роль на Земле.
3. Химический состав атмосферы. Смог.
4. Использование химических процессов в технике.
5. Современные химические источники тока.
6. Роль химии в решении энергетической проблемы.
7. Проблема комплексной переработки минерального сырья (на примере конкретного месторождения).
8. Химия и здоровье человека.
9. Наноматериалы в медицине.
10. Композиты и их роль в современной технике.
11. Химия и проблемы устойчивого развития.
12. Пищевые добавки: что скрывается под индексом «Е».
13. Утратила ли актуальность «нитратная проблема»?
14. «Хороший» и «плохой» холестерин: что это такое?
15. Современные средства бытовой химии.
16. Техника безопасности при обращении с химическими веществами и продуктами в повседневной жизни.
17. Химические ошибки в средствах массовой информации.
Источники информации:
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.
4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003.
5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.
6. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д, 1997.
7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.
8. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн., 2004.
9. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000.
10. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д, 2002.
11. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008.
12. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж, 2004.
13. Макдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед. – СПб., 2001.
14. Мальченко С.Н., Чистик О.В. Химические проблемы охраны окружающей среды. – Мн., 2000.
15. Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.
16. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004.
17. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.
Занятие 2. Идея трансформации биосферы в ноосферу. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1.Учение о биосфере.
2. Идеи В.И. Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере как о качественно высшей стадии развития биосферы.
3. Человек как единство биологического, социального и духовного.
4. Этапы и движущие факторы антропогенеза.
5. Космические и биологические ритмы.
Источники информации:
1. Вернадский В.и. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
3. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.
4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.
5. Дыбов А.М., Иванов В.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Ижевск, 1999.
6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003.
7. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.
6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.
7. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000.
8. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008.
9. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития.
Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Особенности научного познания и его отличия от других форм познания мира. Наука и религия. Знания и вера. Идеалы и нормы научного познания. Революционные изменения в науке как смена научной парадигмы. Глобальные проблемы современности как реальная цена научных инноваций.
Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания. Естествознания и нравственность. Усиление интегративных и междисциплинарных тенденций. Появление новых областей науки. Ценностные ограничения на свободу научного поиска. Результаты научных исследований и социальная ответственность ученого.