Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития.

Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Особенности научного познания и его отличия от других форм познания мира. Наука и религия. Знания и вера. Идеалы и нормы научного познания. Революционные изменения в науке как смена научной парадигмы. Глобальные проблемы современности как реальная цена научных инноваций.

Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания. Естествознания и нравственность. Усиление интегративных и междисциплинарных тенденций. Появление новых областей науки. Ценностные ограничения на свободу научного поиска. Результаты научных исследований и социальная ответственность ученого.

Раздел II. Химия в контексте устойчивого развития общества.

2.1.Система современного химического знания. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира. Основные понятия и законы химии. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии: атом, химический элемент, ион, молекула, химическое вещество. Нано-, микро- и макрообъекты. Периодический закон и его значение для современной науки. Химические вещества: простые и сложные, органические и неорганические. Смеси. Химические вещества в природе. Нефть и природный газ как источники органических веществ. Причины многообразия химических веществ. Классификация и основные свойства неорганических и органических соединений. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества. Растворы: водные и неводные. Структура и уникальные свойства воды. Особенности растворения различных веществ в воде. Водородный показатель (рН) как мера кислотности среды. Химические процессы. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую и электрическую. Понятие о цепных реакциях и свободных радикалах.

2.2.Современная химия: экономический и социальный аспекты. Масштабы химического производства. Способы оценки и прогнозирования возможных негативных воздействий производства на окружающую среду. Проблема сырья в обстановке истощения природных ресурсов. Источники энергии и новые виды топлива. Понятие о «зеленой химии» как экологически безопасных технологиях. Перспективные химические процессы и материалы. Свойства и области практического применения полимеров, металлов и сплавов, силикатных материалов, биологически активных веществ. Традиционные материалы с новыми свойствами. Химия и охрана окружающей среды. «Кислотные дожди». Проблема истощения озонового слоя. Загрязнение почв тяжелыми металлами и пестицидами. Роль химии в решении продовольственной проблемы. Роль химии в решении проблем устойчивого развития цивилизации. Значение химических знаний в повседневной жизни (пищевые добавки, лекарства, средства контрацепции, бытовая химия и др.).

Заключение. Социальное измерение современного естествознания.

Научное знание: аберрации общественного сознания. Явление искаженного отражения в общественном сознании. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности. Феномен антинауки в современной культуре. Популяризация науки и научное просвещение. Амбивалентный статус СМИ в актуализации научного знания. Проблема общественного понимания науки. Понятие о технонауке. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности. Естествознание и технологии. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира. Моделирование социокультурных явлений.

IV.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список литературы

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 832.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. Для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 488 с.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

Дополнительная литература

6. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. – М.: Центрополиграф, 2002.

7. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь: СГУ, 2005.

8. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д: Феникс, 1997.

9. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1994.

10. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 2001.

11. Ганти Г. Жизнь и ее происхождение. – М.: Просвещение, 1984.

12. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.

13. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Центр, 1997.

14. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: АСТ, Астрель, 2004.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Пер. с англ. В 3-х т. – М.: Мир, 1993.

16. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. – М.: «Академия», 2003.

17. Кадацкий В.Б. К вопросу о взаимоотношении общества и природы (междисциплинарный синтез): Учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

18. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

19. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб.: Изд-во Союз, 2000.

20. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

21. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. – М.: Наука, 2002.

22. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996.

23. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

24. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж: МОДЭК, 2004.

25. Макдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед. – СПб.: Амфора, 2001.

26. Мальченко С.Н., Чистик О.В. Химические проблемы охраны окружающей среды. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000. – 134 с.

27. Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

28. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004.

29. Опарин А.М. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М.: Наука, 1968.

30. Павлова О.С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

31. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – Спб.: Питер, 1999.

32. Современные проблемы теории эволюции / Под ред. Л.П. Татаринова. – М.: Наука, 1993.

33. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

34. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

35. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн.: РИВШ, 2006.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Основы современного естествознания»

(всего 26 часов, в том числе 2 часа УСРС)

Лекция 1. Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и развития (2 часа).

Цель: способствовать формированию представления об естествознании как комплексе наук о природе, ознакомить с особенностями естественнонаучного познания мира, охарактеризовать проблемы современного естествознания.

Вопросы для рассмотрения:

1. Наука. Функции науки.

2. Естествознание – косплекс наук о природе. Естественнонаучная картина мира.

3. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.

4. Уровни естественнонаучного познания.

5. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.

6. Естествознание и нравственность.

Лекция 2. Движение. Современные представления о пространстве-времени (2 часа).

Цель: способствовать формированию представлений о движении как основном способе существования материи, о времени и пространстве как основных формах существования материи, ознакомить с принципами пространственно-временного континуума с позиций классической и неклассической физики.

Вопросы для рассмотрения:

1. Материя и ее свойства. Эволюция представлений о материи. Структурные уровни организации материи и фундаментальные взаимодействия.

2. Пространство и время как основные формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени.

3. Пространство и время в специальной и общей теории относительности.

4. Связь законов сохранения с пространственно-временными преобразованиями.

Лекция 3. Начала термодинамики. Представления об энтропии. (2 часа).

Цель: ознакомить с важнейшими теориями и законами термодинамики, способствовать формированию представлений о равновесных и неравновесных системах.

Вопросы для рассмотрения:

1. Общие сведения о термодинамике. Нулевое начало термодинамики.

2. Первое начало термодинамики (закон сохранения и превращения энергии).

3. Второе начало термодинамики. Энтропия.

4. Понятие самоорганизации. Самоорганизация в открытых системах.

5. Равновесные и неравновесные системы.

Лекция 4. Основы квантовой физики (2 часа).

Цель: ознакомить с современной квантовой теорией материи.

Вопросы для рассмотрения:

1. Квантовые представления о тепловом излучении.

2. Корпускулярно-волновой дуализм света и микрочастиц.

3. Принцип неопределенности и принцип дополнительности.

4. Релятивистская квантовая физика. Физический вакуум.

5. Атомы, молекулы и вещество с точки зрения квантовой теории.

6. Природа межатомных и межмолекулярных связей.

Лекция 5. Современная космология (2 часа).

Цель: способствовать формированию предствления о Вселенной, ее структурной организации, взаимосвязи ее компонентов, ознакомить с теориями происхождения и эволюции Вселенной.

Вопросы для рассмотрения:

1. Вселенная. Космические объекты и методы их исследования.

2. Основные теории эволюции Вселенной.

3. Происхождение Вселенной. Концепция Большого взрыва.

4. Галактики, их строение. Галактика Млечный путь, ее соседи.

5. Звезды. Рождение и эволюция звезд.

Лекция 6. Солнечная система. Планета Земля (2 часа).

Цель: способствовать формированию современных представлений о Солнечной системе, ее организации, о Земле как планете Солнечной системы, ознакомить с основными теориями происхождения и развития Солнечной системы, планеты Земля, развития геосферных оболочек.

Вопросы для рассмотрения:

1. Солнечная система, ее структурная организация.

2. Теории происхождения Солнечной системы. “Темная материя”.

3. Современные научные представления о Земле (строение, состав, современные концепции происхождения Земли и геосферных оболочек).

4. Антропный принцип.

Лекция 7. Система современного химического знания (2 часа).

Цель: способствовать формированию представления о химии как науке, сформировать понятия “химическое вещество”, “раствор”, “химический процесс”, ознакомить с классификациями химических веществ, растворов и процессов.

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.

2. Химические вещества.

3. Растворы.

4. Химические процессы.

5. Химия экстремальных состояний.

Лекция 8. Современная химия: экономический и социальный эффект (4 часа).

Цель: способствовать формированию представлений о роли химии для развития современного промышленного и сельскохозяйственного производства, ее взаимосвязи с проблемами охраны окружающей среды.

Вопросы для рассмотрения:

1. Масштабы современного химического производства.

2. Перспективные химические процессы и материалы.

3. Химия и охрана окружающей среды.

4. Роль химии в решении продовольственной проблемы.

5. Значение химических знаний в повседневной жизни.

Лекция 9. Особенности современного биологического знания и его эволюция. Уровни организации живых систем (2 часа).

Цель: сформировать представление о биологии как науке о живой природе, способствовать формированию понятия “живая система”, ознакомить с уровнями организации живых систем.

Вопросы для рассмотрения:

1. Биология в системе естественных наук. Предмет биологии.

2. Эволюция образов биологии в динамике культуры.

3. Концептуальные подходы к исследованию человека в современной биологии.

4. Биоэтика как междисциплинарная область познания.

5. Понятие “живая система”. Общие и особенные признаки живых систем (в вещественном, структурном и функциональном аспектах).

6. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи.

Лекция 10. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа).

Цель: ознакомить с основными концепциями происхождения жизни на Земле, о материальных предпосылках ее возникновения, с трудами В.И. Вернадского, Т. де Шардена и др. о биосфере и ноосфере.

Вопросы для рассмотрения:

1. Предпосылки появления жизни на Земле.

2. Основные концепции происхождения жизни на Земле: креационизм, концепция самопроизвольного зарождения, концепция биохимической эволюции жизни из предбиологических форм, концепция панспермии.

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина-А.Р. Уоллеса. Современные трактовки эволюционной теории.

4. Современные трактовки эволюционной теории.

5. Концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества.

6. Идея трансформации биосферы в ноосферу.

Лекция 11. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа).

Цель: ознакомить с современными принципами происхождения человека, раскрыть основные пути, движущие силы и проблемы антропогенеза.

Вопросы для рассмотрения:

1. Человек как единство биологического, социального и духовного.

2. Проблема генезиса человека. Место человека в зоологической системе.

3. Этапы и движущие факторы антропогенеза.

4. Роль социальных факторов в развитии человека.

5. Социальный аспект биологического познания. Биотехнология, ее достижения и возможные негативные последствия.

6. Ресурсы биосферы и демографические проблемы.

Лекция 12. Заключение. Социальное измерение современного естествознания (2 часа).

Цель: способствовать обобщению знаний, полученных в результате изучения дисциплины “Основы современного естествознания”, определить взаимосвязь естественнонаучного познания с гуманитарным, его роль и отражение на современном этапе развития общества.

Вопросы для рассмотрения:

1. Научное знание: аберрации общественного сознания.

2. Феномен антинауки в современной культуре.

3. Проблема общественного понимания науки. Роль СМИ в актуализации научного знания.

4. Естествознание и технологии. Поиск путей развития природного и социального мира.

УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Всего часов – 4

Занятие 1. Современная химия: экономический и социальный аспекты (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Роль химической индустрии в жизни общества на различных этапах его развития.

2. Перспективные химические процессы и материалы.

3. Химия и решение глобальных проблем современности (продовольственная проблема, охрана окружающей среды и др.).

Задания.

По литературным и другим источникам информации подготовить сообщение или компьютерную презентацию на одну из следующих тем:

1. Радиоактивные элементы и соединения: что о них должен знать каждый.

2. Вода и ее роль на Земле.

3. Химический состав атмосферы. Смог.

4. Использование химических процессов в технике.

5. Современные химические источники тока.

6. Роль химии в решении энергетической проблемы.

7. Проблема комплексной переработки минерального сырья (на примере конкретного месторождения).

8. Химия и здоровье человека.

9. Наноматериалы в медицине.

10. Композиты и их роль в современной технике.

11. Химия и проблемы устойчивого развития.

12. Пищевые добавки: что скрывается под индексом «Е».

13. Утратила ли актуальность «нитратная проблема»?

14. «Хороший» и «плохой» холестерин: что это такое?

15. Современные средства бытовой химии.

16. Техника безопасности при обращении с химическими веществами и продуктами в повседневной жизни.

17. Химические ошибки в средствах массовой информации.

Источники информации:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.

6. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д, 1997.

7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.

8. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн., 2004.

9. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000.

10. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д, 2002.

11. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008.

12. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж, 2004.

13. Макдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед. – СПб., 2001.

14. Мальченко С.Н., Чистик О.В. Химические проблемы охраны окружающей среды. – Мн., 2000.

15. Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.

16. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004.

17. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

Занятие 2. Идея трансформации биосферы в ноосферу. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1.Учение о биосфере.

2. Идеи В.И. Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере как о качественно высшей стадии развития биосферы.

3. Человек как единство биологического, социального и духовного.

4. Этапы и движущие факторы антропогенеза.

5. Космические и биологические ритмы.

Источники информации:

1. Вернадский В.и. Биосфера и ноосфера. – М., 2002.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

3. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.

5. Дыбов А.М., Иванов В.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Ижевск, 1999.

6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003.

7. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.

6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.

7. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000.

8. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008.

9. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития.

Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Особенности научного познания и его отличия от других форм познания мира. Наука и религия. Знания и вера. Идеалы и нормы научного познания. Революционные изменения в науке как смена научной парадигмы. Глобальные проблемы современности как реальная цена научных инноваций.

Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания. Естествознания и нравственность. Усиление интегративных и междисциплинарных тенденций. Появление новых областей науки. Ценностные ограничения на свободу научного поиска. Результаты научных исследований и социальная ответственность ученого.

Наши рекомендации