Энергетическая диаграмма асинхронной машины в двигательном режиме
Энергетическая диаграмма асинхронной машины в двигательном режиме
При работе асинхронной машины в двигательном режиме ее ротор под воздействием положительного электромагнитного момента, направленного в сторону перемещения магнитного поля, вращается со скоростью, меньшей скорости поля.
Активная мощность Р1, потребляемая асинхронным двигателем из m1 – фазной сети, преобразуется в механическую мощность Р2 передаваемую через вал рабочему механизму с неизбежными потерями в различных частях машины, рис.1.
Рис.1. Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя (а),
схема связей между элементами двигателя (б).
Мощность двигателя, потребляемая из m1-фазной сети, равна
P1=m1U1I1cosφ1 (1)
где U1; I1 - фазные напряжение и ток статора;
φ1 - угол между векторами напряжения и тока статора (φ1 считается положительным, если ток отстает от напряжения).
Часть мощности Р1 теряется в статоре в виде электрических потерь ΔРЭ1 в активном сопротивлении обмотки и в виде магнитных потерь ΔPМ1 в стали сердечника. Оставшаяся часть представляет собой электромагнитную мощность РЭМ, которая передается из цепи статора в цепь ротора посредством вращающегося магнитного поля
РЭМ = Р1 - ΔРЭ1 - ΔPM1 = ω1М , (2)
где М - электромагнитный момент;
ω1=2πf1/p - угловая скорость вращения магнитного поля;
f1 - частота сети;
р - число пар полюсов асинхронного двигателя.
Часть электромагнитной мощности РЭМ тратится в виде потерь DРЭЛ2 в активном сопротивлении обмотки ротора. Так как при номинальной угловой скорости вращения асинхронного двигателя частота перемагничивания стали ротора невелика (f2=1 – 3 Гц), то магнитные потери в стали малы и их обычно не учитывают. Тогда полная механическая мощность, развиваемая двигателем, равна
РМЕХ=PЭМ - ΔРЭ2=ωМ, (3)
где ω - угловая скорость вращения ротора.
Механическая мощность, отдаваемая асинхронным двигателем рабочему механизму, равна
P2=PМЕХ - ΔРМЕХ - ΔРд, (4)
где ΔРМЕХ - потери мощности на трение в подшипниках и вентиляционные;
ΔРд - добавочные потери мощности, вызванные высшими гармоническими МДС обмоток.
Коэффициент полезного действия асинхронного двигателя равен
η=P2 / P1. (5)
Электромеханическое преобразование энергии происходит в асинхронной машине во всех режимах, кроме режимов холостого хода и короткого замыкания.
Включение добавочных сопротивлений в цепь ротора
Конструктивные особенности асинхронной машины с фазным ротором позволяют в каждую фазу обмотки ротора включить добавочные сопротивления - активные или реактивные. Введение добавочных сопротивлений в цепь ротора дает возможность ограничить величину пускового тока, увеличить до значения максимального пусковой момент, осуществить плавный запуск двигателя и т.д.
Энергетическая диаграмма асинхронной машины в двигательном режиме
При работе асинхронной машины в двигательном режиме ее ротор под воздействием положительного электромагнитного момента, направленного в сторону перемещения магнитного поля, вращается со скоростью, меньшей скорости поля.
Активная мощность Р1, потребляемая асинхронным двигателем из m1 – фазной сети, преобразуется в механическую мощность Р2 передаваемую через вал рабочему механизму с неизбежными потерями в различных частях машины, рис.1.
Рис.1. Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя (а),
схема связей между элементами двигателя (б).
Мощность двигателя, потребляемая из m1-фазной сети, равна
P1=m1U1I1cosφ1 (1)
где U1; I1 - фазные напряжение и ток статора;
φ1 - угол между векторами напряжения и тока статора (φ1 считается положительным, если ток отстает от напряжения).
Часть мощности Р1 теряется в статоре в виде электрических потерь ΔРЭ1 в активном сопротивлении обмотки и в виде магнитных потерь ΔPМ1 в стали сердечника. Оставшаяся часть представляет собой электромагнитную мощность РЭМ, которая передается из цепи статора в цепь ротора посредством вращающегося магнитного поля
РЭМ = Р1 - ΔРЭ1 - ΔPM1 = ω1М , (2)
где М - электромагнитный момент;
ω1=2πf1/p - угловая скорость вращения магнитного поля;
f1 - частота сети;
р - число пар полюсов асинхронного двигателя.
Часть электромагнитной мощности РЭМ тратится в виде потерь DРЭЛ2 в активном сопротивлении обмотки ротора. Так как при номинальной угловой скорости вращения асинхронного двигателя частота перемагничивания стали ротора невелика (f2=1 – 3 Гц), то магнитные потери в стали малы и их обычно не учитывают. Тогда полная механическая мощность, развиваемая двигателем, равна
РМЕХ=PЭМ - ΔРЭ2=ωМ, (3)
где ω - угловая скорость вращения ротора.