Упражнение на взаимоотношения: совместное кружение
Когда вы будете кружиться, опять, пожалуйста, будьте очень осторожны. Следуйте своему телу. Двигайтесь только с такой скоростью, которую вы находите удобной. Начинайте очень медленно, и замечайте все различные переживания. Вы можете поставить левую ногу в одно место, и как бы крутить правую ногу вокруг нее. Вращаясь, доходите только до момента перед самым началом головокружения . В этот момент легкой дезориентации, ваше тело будет рассказывать вам о своей способности иметь дело с ситуацией ваши отношений посредством своих движений и возникающих фантазий. Многие говорят о том, что их движет земля или вселенная. Это упражнение может открыть вам вашу связь со вселенной, то есть, ваше большое U.
Это упражнение можно делать в одиночку, вдвоем, втроем, или группой (в Главе 21 я обсуждаю, как делать это упражнение в командах или больших сообществах). Круговые танцы с другими людьми всегда были способом создания сообщества. Метод, который я предлагаю, приспособлен для взаимоотношений. Как уже говорилось, вы может делать это упражнение в одиночку, но лучше всего, если вы делаете его с другом или партнером.
Ладно, вы готовы? Сперва отметьте любые области, представляющие интерес, проекты, проблемы, или затруднения в отношениях с кем-то, кого вы хотите лучше узнать, с кем вы хотите познакомиться, или с кем вы хотите возобновить свою связь. Для первой части этой работы присутствие самого человека не требуется, но на определенном этапе, важно кружиться вместе, как я вскоре опишу.
Если вы не одни: каждый из вас отходит в сторону, в свое собственное внутреннее пространство, чтобы находить параллельные миры взаимоотношений. Поднимите одну руку (на уровень груди), и перемещайте ее в направлении другого человека (реального или воображаемого), вовлеченного во взаимоотношения. Медленно перемещая свою руку в направлении этих взаимоотношений, замечайте два или три возникающих при этом параллельных мира. Сделайте записи о них, и найдите их направления. Почувствуйте каждый из них, и просто отметьте их направления. На этом этапе вам пока не нужно проходить направления.
Теперь крутитесь и танцуйте, и находите свое большое U, поставив левую ногу в центр, и позволяя своей правой ноге поворачиваться вокруг этой оси, подобно стрелке компаса. Во время этого движения, старайтесь ощущать вселенную, поворачивающую вас таким образом и с такой скоростью, что вы чувствуете себя хорошо . Используйте осознанное внимание до тех пор, пока не ощутите приближение головокружения, и тогда замечайте любой возникающий измененный опыт, продолжая двигаться, пока не почувствуете, что нашли «верные» ритм, и опыт, и историю. Позвольте истории развертываться из этого опыта. Как и в Главе 17, нарисуйте энергию этой истории, и назовите ее.
Теперь, прежде чем взаимодействовать со своим партнером, используйте движение и историю большого U, чтобы исследовать различные параллельные миры ваших взаимоотношений. Продолжая переживать опыт вращения, движения, и рассказывания истории, ощущайте и исследуйте различные направления взаимоотношений. Я не могу сказать вам, как в точности это следует делать. Если вы позволяете себе двигаться и оставаться в ощущении истории, когда вы обдумываете направления взаимоотношений, ваше тело будет вам все объяснять таким образом, какой вам подходит. Пожалуйста, сразу после этого запишите свои догадки.
Совместный танец-вращение . Когда и вы, и ваш партнер (или партнеры) будете готовы, не просто разговаривайте и делитесь опытом; позволяйте вселенной перемещать вас как отдельных людей. Затем, очень кратко делитесь своими историями, по прежнему продолжая двигаться. Продолжайте свои движения, и в то же время следуйте опыту танца-вращения своего партнера (или партнеров). Следуйте собственному телу, и замечайте, как оно подходит к другому и отходит от него. Следуйте собственному большому U, в то время как оно учит вас тому, как оно взаимодействует с другим, соединяется с ним, или движется независимо от него. Этот процесс невозможно точно описать, поскольку он представляет собой соединение вашего ощущения тела и чувства другого человека. Вы танцуете со своим большим U — с самой жизнью — равно как с другим (ил другими).
Ваше большое U и ваши взаимоотношения со «вселенной» подскажут вам, как найти ваш конечный совместный танец. Двигаясь, оставайтесь спокойным и осознающим. Ваше тело будет знать, когда, кажется, возникает конечный рисунок. На этом этапе, продолжая танцевать этот рисунок, позвольте, чтобы между вами возникла история. На этот раз, вы будете рассказывать историю с другим человеком Вы оба двигаетесь и говорите вместе. Например, один из вас мог бы сказать: «Давным-давно», а другой добавляет: «Был один лес». И так далее. Ваша совместная история может соединять истории или мифы ваших больших U. Эта история взаимоотношений может быть основой вашей дружбы.
(Рисунок 19.5.Сделанные Эми куклы дервишей, кружащихся вместе)
Если вам обоим интересно, вы могли бы сейчас или в какое-то другое время обсудить, как этот рисунок танца взаимоотношений и возникавшая в нем история хотят продолжаться? Какую «задачу» предлагает эта история для ваших совместных отношений? Что она подразумевает касательно даров и проблем взаимоотношений? Если ваши взаимоотношения продолжаются долгое время, спросите себя не проявлялось ли то, что происходило в танце, в ваших первых переживаниях и сновидениях в начале этих взаимоотношений.
Взаимоотношения — это танец. Каждый танцует по разному; никакой одной формы никогда не будет достаточно для описания взаимоотношений. Одни танцы бывают необузданными, другие кроткими, одни — нежными, другие — вздорными. Некоторые из танцев отношений, которые мне доводилось видеть, были настолько медленными, что люди почти не двигались; другие были быстрыми и неистовыми. В одних танцах партнеры двигались независимо друг от друга, в то время как в других они полностью соединялись в одну форму, одно движение.
(Рисунок 19.6. Летящая птица)
Когда я танцевал с Эми, она сказала мне, что мифическим описанием, возникающим от ее вращения, была свободно летящая птица. Когда я кружился, моя история сосредоточивалась на движениях моря. Вместе, мы танцевали свои индивидуальные паттерны, пока они не слились, образовав в конце то, что по нашему ощущению было лодкой. Повернувшись лицом друг к другу, мы откидывались назад, поддерживая друг друга вытянутыми руками. Возникшая из этого история была о лодке, качающейся на морских волнах. Между нашими вытянутыми руками, «на борт» нашей лодки могли всходить другие люди.
Конечные паттерны представляют собой суперпозицию (наложение) двух процессов движения: та лодка была суперпозицией крыльев Эми и моего переживания моря. Вместе, мы стали лодкой море. Однако, никакое описание таких процессов не может быть достаточным. Вы должны это попробовать, чтобы понять.
Подобно все возникающим паттернам и прозрениям, эти танцы — своего рода песочные картины. Видьте их, распознавайте возникающие паттерны, и используйте их для разрешения проблем между отдельными людьми и в мире, если вы к этому склонны. Потом, позволяйте паттерну исчезать. Помните, многие создатели песочных картин со всех концов свете согласны в том, что песочная картина — это, как говорят индейцы навахо, место «где боги приходят и уходят». Находитесь в «песочной картине» танца, переживайте землю, и снова воссоздавайте этот опыт на следующий день. Суть в том, чтобы переживать процесс, а не просто статичное состояние.
Выполняйте свой второй тренинг, и учитесь перевоплощаться, чтобы вступать в отношения с бесконечным. Когда у вас есть вопросы, позволяйте шаманам кружиться. Танец — это большое U, измененное состояние сознания, вектор, миф, учитель и советчик относительно будущего. Быть может, оно создавало нас, чтобы делать его работу? Именно так я понимаю стихотворение Руми, приведенное в начале этой главы:
«… когда сама жизнь становится другом,
Влюбленные исчезают!»
Узелки на память
Танцуйте вместе, чтобы находить миф ваших взаимоотношений.
Второй тренинг во взаимоотношениях — это обучение кружиться.
Танцы взаимоотношений — это песочные картины.
Используйте возникающие паттерны, затем позволяйте им исчезать, и находите их снова.
IV. Старшинство и пути мира
Мудрость группы
«К нему — тому, кто держит в своих руках Великий Образ (невидимого Дао), обращается весь мир. Люди обращаются к нему, и не получают никакого вреда, но (находят) мир, покой, и чувство легкости.
Музыка и яства заставят случайного гостя (на время) остановиться,
Но ходя Дао, исходящее из уст, кажется безвкусным и не имеет аромата, хотя оно кажется не стоящим того, чтобы смотреть на него или слушать его, его польза неисчерпаема»
Дао Де Цзин, глава 35[147]
Книга Дао Де Цзин права. Говорение о Дао, или его аспектах, наподобие большого U, кажется безвкусным по сравнению с переживанием Дао. И все же, в любом сообществе, тот, кто получает доступ к своему большому U, делает «недеяние», «имеет чувство легкости», и создает нечто более увлекательное, нежели покой. Как говорится в Дао Де Цзин, в этих особых обстоятельствах, все происходит с «музыкой». Другие вступают на путь.
Однако, судя по моему опыту с всевозможными организациями, с семьями, командами, городами, и нациями, малое u руководит, и постоянно сталкивает и раздражает других людей. Чтобы быть глубоко демократичными, нам лучше находить способ утверждать малое u — их все! Из законов физики следует необходимость в разнообразии; мы имеем разные атомы-элементы, разные векторы, стоящие за частицами, из которых состоят наши атомы. То же и в психологии. Нам необходимо утверждать разнообразие. Но глубокая демократия подразумевает, что для того, чтобы утверждать разнообразие, необходимо иметь метапозицию. Эта метапозиция — большое U; оно может превращать любую организацию в сообщество.[148]
Мир нуждается в старейшинах, которые ищут большое U, и не забывают о важности малых u. Уроки этой книги можно сжать в одно «предписание»: находите песочную картину организации, схему, которая включает в себя все, и следуйте ей. Когда мы этого не делаем, природа предсказывает, что все, что маргинализирует отдельный человек или предприятие, будет оказывать противодействие, и уничтожать все, что хочет делать организация. Природа настаивает на всех историях, всех путях, и людях.
Мировые проблемы
Большинство наших малых u противятся разнообразию; вот почему все наши группы, команды, организации, и нации предпочитают популярность отрицательной обратной связи, богатство — бедности, и инициативу — лености. Сточки зрения большого U, важны все эти направления малых u общепринятой реальности, поскольку они делают друг друга относительными, а открытие большого U — таким интересным. Более того, без малых u, мы, не могли бы иметь никакого чувства прямых и обратных направлений в пространстве и времени. Независимо от того, признаем мы демократию или нет, все мы — наши страны, предприятия, и организации — согласны в одном: придерживаться тождественности и избегать многообразия, или маргинализировать его в самих себе, командах, и целых группах. Однако, несмотря на это отвращение к разнообразию, все мы мечтаем о таком мировом или духовном лидере, который будет заботиться о всех.
В нашем мире существуют, по крайней мере, несколько легко различимых проблем:
1. Ожесточенный конфликт. Вследствие нашей однодносторонности, появление другой стороны застает нас врасплох. Эта сторона может выглядеть как другая «группа», или как земля и сама судьба в форме землетрясения, шторма, цунами, и т. п.
2. Отсутствие глобальной теории. Кроме того, из-за нашей односторонности, у нас нет глобальной теории, объясняющей взаимоотношения между людьми и/или между людьми и космосом.
3. Отсутствие старших. Даже если бы такая теория была, мы бы все равно нуждались в старших, чтобы ее практиковать. Эта книга была попыткой создать такую теорию, и предложить второй тренинг или тренинг «старшинства».
Нам нужны глобальная теория, основанная на методах тренинга первого уровня, для обучения необходимым навыкам, и тренинг второго уровня для использования этих навыков. Независимо от методов и теорий, которые мы применяем, без второго тренинга, наши усилия, направленные на изменение мира, будут сводиться лишь к лишенным сочувствия маргинализации и угнетению.