По наклонной доске (высота 30–35 см). Медленное кружение в обе стороны.

Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного

края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях:

По прямой, извилистой дорожкам (ширина 25–50 см, длина 5–6 м), по

Кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливать-

Ся, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в

Указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение

Секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).

Катание, _____________бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг

Другу, между предметами, в воротца (ширина 50–60 см). Метание на

Дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5–5 м), в

Горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой

(расстояние 1,5–2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м)

Правой и левой рукой (расстояние 1–1,5 м). Ловля мяча, брошенного

Воспитателем (расстояние 70–100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол

(землю), ловля его (2–3 раза подряд).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстоя-

Ние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие

(высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание

Через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (вы-

Сота 1,5 м).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед

(расстояние 2–3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними,

Прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешен-

Ный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий

(поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с мес-

Та через две линии (расстояние между ними 25–30 см); в длину с места на

Расстояние не менее 40 см.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по

Одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; раз-

Мыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево

Переступанием.

Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразви-

Вающих упражнений и циклических движений под музыку.

314 315

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого

Пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одно-

Временно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую

Перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и от-

Водить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их

Ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости поз-

Воночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворо-

Том в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачивать-

Ся (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться,

Подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения

Лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами,

Как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сги-

Бать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на

Живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса

И ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед,

Назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вы-

Нося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя го-

Лову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя

Захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику

(диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.

Спортивные игры и упражнения

Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысо-

Кой горки.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользя-

Щим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по

Прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.

Плавание и элементы гидроаэробики. Входить и погружаться в воду,

Бегать, играть в воде; водить хороводы. Учиться плавать (при наличии

Соответствующих условий).

Подвижные игры

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот»,

«Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый

Пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воро-

Наши рекомендации