Регулировка качества смеси в режиме полных нагрузок
После того, как пусковое устройство и холостой ход отрегулированы, можно вносить коррективы в работу дозирующей системы в режимах полных нагрузок.
Для начала убедитесь, что вакуумный автомат привода воздушного золотника работает как надо. Для этого при снятом воздушном фильтре плавно добавляйте газ - "челюсть" воздушного золотника должна плавно открываться синхронно с ростом оборотов двигателя. Если открывание происходит только в конце хода педали или идет неравномерно, рывками - нужно проверить состояние мембраны автомата и все механические части привода золотника на предмет "закисания" деталей или их деформации.
Если автомат работает нормально - можно переходить к собственно проверке качества смеси и ее регулировке.
Если у вас есть свеча со световодом (ИКС-1 или аналогичная), позволяющая видеть процесс сгорания смеси в цилиндре - вы можете просто посмотреть на цвет вспышек приоборотах двигателя около 3000 rpm (выше двигатель крутить опасно - у свечи может вырвать световод). Если вас интересует максимальная экономичность - вам следует добиваться голубоватого (голубовато-желтоватого) цвета вспышек, если же вас интересует максимальная мощность ценой снижения экономичности - вы можете обогатить смесь до уровня перехода голубовато-желтоватых вспышек в ярко-желтые.
Если же у вас нет такой свечи - придется ориентироваться на цвет нагара на обычных свечах (разумеется, они должны быть точно такого типа, как рекомендовано инструкцией завода-изготовителя). После пробега не менее 500 км после регулировки пусковой системы можете посмотреть на свечи - черный нагар означает, что смесь чрезмерно богатая, белый или светло-серый нагар говорит о чрезмерно бедной смеси.
Качество смеси в режиме полных нагрузок корректируется изменением положения дозирующей иглы 4 (см.рис.2.78) относительно воздушного золотника 6. На хвостовике дозирующей иглы есть резьба и шлиц под отвертку специально для такой регулировки - доступ к шлицу появляется, если открыть технологическую пробку (она находится на карбюраторе прямо спереди по ходу машины). Выворачивая зад иглы из золотника, мы обогащаем смесь, заворачивая - обедняем.
Рис.7 Хвостовик дозирующей иглы с шлицом для регулировки (указан стрелкой)
Рис.8 Снятие вывернутой дозирующей иглы (указана стрелкой) через регулировочное отверстие
Рис.9 Номинальное положение дозирующей иглы А в воздушном золотнике С
Обычно по мере эксплуатации карбюратора Motorcraft VV у него происходит износ иглы и жиклеров - поэтому смесь постепенно обогащается, и иглу приходится время от времени немного заворачивать для компенсации этого эффекта. На рис.9 показано номинальное положение дозирующей иглы - ступень А на игле должна быть выставлена вровень с передней кромкой воздушного золотника С.
ВАЖНО: после любого изменения положения дозирующей иглы следует обязательно заново отстроить холостой ход винтами качества и количества, как описано в разделе "Настройка качества смеси в режиме холостого хода".
Некоторые хитрости
Передо мной любой факир ну просто карлик.
Я их держу заместо мелких фраеров.
На самом деле все изложенное в предыдущих двух параграфах, хотя и является правильным и взято из вполне официальной инструкции по регулировке карбюратора Motorcraft VV, годится только для случая небольшой подстройки карбюратора.
Сильно расстроенный карбюратор VV надо настраивать совершенно по-другому, по методу хитрого BlackBird-а.
Для начала надо полностью отрегулировать систему пуска и холостого хода на незаведенном двигателе, как написано в параграфе "Регулировка системы пуска и холостого хода". Без этого все дальнейшее бессмысленно. Отрегулировали? Тогда приступим:
Этап A.
1. Для быстроты всех работ будет лучше, если двигатель заранее полностью прогрет.
2. Глушим двигатель, снимаем воздушный фильтр.
3. На заглушенном двигателе вынимаем технологическую пробку, закрывающую доступ к дозирующей игле, и заворачиваем дозирующую иглу до упора - точнее, до заметного возрастания сопротивления вращению отвертки или до того, как золотник 6(см.рис.2.78) начнет подниматься. При этом на всякий случай считаем обороты отвертки. Крышку карбюратора снимать не надо - на рис.7, 8 и 9 она снята просто для наглядности. ВНИМАНИЕ: не прилагайте к отвертке существенных усилий - игла должна заворачиваться с небольшим, равномерным усилием, как только это усилие увеличится - немедленно остановитесь, и попробуйте пальцем сдвинуть золотник 6. Золотник подклинило? Отлично, переходим к следующему пункту.
4. Отворачиваем дозирующую иглу ровно на 1 оборот. Золотник должен начать ходить совершенно свободно, без подклиниваний.
Объясняю, чего мы добивались этой регулировкой: карбюратор Motorcraft VV имеет автономную систему холостого хода. Соответственно в режиме холостого хода дозирующая игла должна практически полностью перекрывать главный жиклер (и вообще всю основную дозирующую систему). Добившись этого, мы можем перейти к регулировке качества смеси холостого хода. Итак, продолжим:
Этап B.
1. Заводим двигатель. Если нам удалось завернуть иглу от исходного положения более чем на 2 оборота - заводка мотора может стать проблематичной, тогда отворачиваем на несколько оборотов винт качества смеси холостого хода (рис.6 поз.В).
2. Прогреваем двигатель, заодно регулируем обороты холостого хода винтом количества (рис.6 поз.А) в районе 750-850 rpm или сколько получится по минимуму, чтобы двигатель не трясло.
3. На полностью прогретом двигателе вращением винта качества В (см.рис.6) добиваемся максимальных оборотов.
4. Уменьшаем рабочие обороты "прогретого" холостого хода винтом количества A (см.рис.6) в район 750-850 rpm.
5. Повторяем пункты 3 и 4, пока это не перестает давать эффект повышения оборотов.
6. Добавляем газ, визуально убеждаемся, что золотник 6(см.рис.2.78) плавно ходит, следуя за дачей газа и оборотами двигателя.
ВНИМАНИЕ: при выполнении этой регулировки система CSCS должна быть открыта (работать в режиме обеднения смеси).
Объясняю, чего мы добивались на этом этапе: мы настроили качество смеси на холостом ходу при открытой системе CSCS на уровень слегка обедненной (умеренно экономичной) смеси. Соответственно когда CSCS закроется - смесь станет обогащенной.
Примечание: Если вы хотите добиться самой-самой экономичности, то заворачивайте винт качества до тех пор, пока двигатель не начнет "потряхивать", и тогда отверните винт качества обратно на одну четверть или одну треть оборота, т.е. добейтесь устойчивой работы двигателя на предельно обедненной смеси. Только имейте в виду - в этом случае системы CSCS и пусковой системы может не хватить для достаточного обогащения смеси при пуске в морозы.
Этап C.
1. Глушим двигатель. Ставим на место воздушный фильтр. Снова заводим.
2. Корректируем винтом качества В (см.рис.6) состав смеси, снова добиваясь максимальных оборотов. Если винт пришлось существенно завернуть - вам надо сменить воздушный фильтр, он сильно загрязнен. Регулировать карбюратор дальше с грязным фильтром не имеет большого смысла.
3. Глушим двигатель. Достаем нашу любимую свечу ИКС, вкручиваем ее в первый цилиндр. Заводим двигатель.
4. Корректируем винтом качества В (см.рис.6) состав смеси, добиваясь момента перехода в свече желтых вспышек в голубые. Если все было сделано правильно - положение винта должно оказаться практически таким же, как мы настроили в п.2.
5. Теперь начинаем добавлять обороты двигателя (очень плавно нажимая и удерживая в определенных положениях педаль газа). Смотрим, как меняется цвет вспышек на 2000 и 3000 rpm. Можем даже рискнуть и посмотреть на цвет вспышек еще и на 3500-4000 rpm. Если вспышки становятся ярко-желтыми - нам придется попробовать завернутьдозирующую иглу на пол-оборота (естественно, проверяя отсутствие подклинивания золотника). Если вспышки становятся откровенно синими, почти невидимыми - отвернемдозирующую иглу на полоборота.
Если нам пришлось менять положение иглы (отворачивать ее или заворачивать) - повторяем этапы B и C сначала.
ВНИМАНИЕ: при выполнении этой регулировки система CSCS должна быть открыта (работать в режиме обеднения смеси). И не вздумайте смотреть прямо в свечу ИКС - пользуйтесь зеркальцем! А то если из свечи вырвет световод - он проделает в вашей голове отверстие не хуже, чем револьвер 45 калибра.
Идея этапа C - после финишной корректировки системы холостого хода мы смотрим, как работает главная дозирующая система при разном открытии золотника, и корректируем состав смеси главной дозирующей системы, выводя ее на нейтральную или слегка обедненную смесь, по вашему вкусу (обедненная смесь дает бОльшую экономичность ценой некоторого падения динамики разгона).
Примечание 1: Вместо свечи ИКС можно использовать газоанализатор и мерить содержание СО. CO=4% это будет чуть-чуть обедненная смесь, CO=3% слегка обедненная, и так далее.
Примечание 2: Изменением профиля иглы можно добиться различных характеристик изменения качества смеси. В частности, стандартная игла рассчитана на некоторое постепенное обогащение смеси к оборотам выше средних - для обеспечения максимальной мощности двигателя и динамичного разгона без сильной потери экономичности. Поэтому если цвет пламени становится желтоватым на 4000 rpm - это нормально.