Государственный федеральный бюджет РФ на 2016 год и его антикризисная направленность
По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей.
Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых. В последние годы минерально-сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность.
Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, речь идет о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того, в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.
Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны
Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике, к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.
Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.
Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений, которые характерны настоящему периоду, важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности.
Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий, на развитие высокотехнологических отраслей, на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.
При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.
Вопрос № 29. Капитальные вложения компании и источники их финансирования.
Воспроизводство основных средств осуществляется в виде капитальных вложений (прямых инвестиций).
Капитальные вложения (прямые инвестиции) представляют собой вложения капитала в новое строительство, расширение мощностей действующих предприятий, их реконструкцию и техническое перевооружение, модернизацию.
К новому строительству относятся затраты по созданию объектов на новых площадках. Новое строительство необходимо при кардинальном увеличении объема выпускаемой продукции, расширении ее номенклатуры, диверсификации деятельности.
Работы по строительству объектов, сооружений предприятия осуществляют хозяйственным или подрядным способом. При хозяйственном способе работы выполняются непосредственно силами организации. Подрядный способ строительства осуществляется специальными строительными и монтажными организациями по договорам и утвержденным сметам на выполнение отдельных этапов работ.
Расширениеозначает строительство вторых и последующих очередей предприятия, дополнительных производственных комплексов и производств, создание новых или расширение существующих цехов основного назначения.
Реконструкцияпредставляет собой комплекс мер по коренному переустройству предприятия: переоборудование и переустройство действующих зданий, сооружений, цехов (без строительства новых); замена и обновление активной части основных производственных фондов.
Реконструкция осуществляется в целях увеличения объема производства на базе новой, более современной технологии, расширения номенклатуры, повышения качества продукции, улучшения условий труда.
Техническое перевооружение –это мероприятия по повышении технического уровня отдельных участков производства, агрегатов, установок. Они нацелены на внедрение новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов.
Модернизацияпредставляет собой усовершенствование и приведение активной части ОПФ (основных производственных фондов) в состояние, соответствующее современным техническим и технологическим требованиям, путем конструктивных изменений рабочих механизмов, машин, оборудования.
Финансированиекапитальных вложений осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств, ассигнований из бюджетов различных уровней, средств иностранных инвесторов.
Основной источник собственных средств для капитальных вложений – амортизационные отчисления. Их накопление происходит систематически, в то время как ОПФ не требуют возмещения в натуральной форме до полного их износа. В результате образуются свободные денежные средства, которые можно направлять на расширенное воспроизводство ОПФ. Однако в условиях высокой инфляции, обесценивающей амортизационные отчисления, а также в связи с ориентацией хозяйствующих субъектов на краткосрочное выживание в ущерб долгосрочным интересам развития, амортизационные отчисления нередко используются на пополнение оборотных средств, в том числе и на выплату заработной платы. Чтобы восстановить инвестиционное назначение амортизационных отчислений, требуется провести реформу амортизационной политики государства, законодательно определить ответственность руководителей за нецелевое использование амортизационных отчислений.
Важным источником финансирования капитальных вложений является прибыль от основной деятельности организации (капитализируемая часть чистой прибыли).
При недостатке собственных источников финансирования капитальных вложений организации используют внешние заимствования: долгосрочные кредиты банков, а также займы у других организаций.
Для финансирования также могут использоваться привлеченные средства путем выпуска долговых ценных бумаг в целях заимствования денежных средств путем выпуска долговых ценных бумаг в целях заимствования денежных средств у хозяйствующих субъектов и населения.
Важное место среди источников финансирования капитальных вложений занимают средства иностранных инвесторов. Процессы глобализации и интеграции рынка капиталов способствуют притоку инвестиций в основной капитал иностранных собственников, успешному развитию экономики совместных отечественных и зарубежных компаний.
Одним из эффективных способов финансирования капитальных вложений является лизинг.
В ФЗ от 29 октября 1998 г. №164 – ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Субъектами лизинга являются:
- лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве лизинга (аренды) лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
- лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга принимает предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное пользование и владение;
- продавец – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли – продажи с лизингодателем продает лизингополучателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.
Т.о., в соответствии с договором лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного продавца и передать это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.
Лизинговая деятельность является видом инвестиционной деятельности. Ее могут осуществлять лизинговые компании (фирмы) и физические лица, зарегистрированные в качестве ИП.
Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое законодательно запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.
Лизинг интересен и выгоден всем субъектам лизинговых отношений. Основным достоинством лизинга для лизингополучателя является, во – первых, то, что он не производит крупных единовременных инвестиций в основные фонды и тем самым высвобождает средства для финансирования текущей деятельности; во – вторых, лизинговая сделка, особенно для малых предприятий, более доступна по сравнению с получением долгосрочных банковских кредитов, т.к. получение банковского кредита обусловлено многочисленными обременительными условиями, а решение об осуществлении лизинговой сделки зависит в основном от способности лизингополучателя зарабатывать достаточную сумму средств для выплаты лизинговых платежей; в – третьих, лизинговые платежи в полном объеме (в том числе стоимость ускоренной амортизации активной части основных средств с коэффициентом не выше 3) относятся на себестоимость продукции, т.е. лизингополучатель имеет благоприятный налоговый режим.
Для лизингодателя лизинг интересен тем, что он является сферой предпринимательской деятельности, приносит доход, входящий составной частью в лизинговые платежи.
Для продавца объектов лизинга выгода заключается в том, что он получает гарантированный заказ на поставку большого объема продукции.
Рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.
Различают оперативный (сервисный) лизинг и финансовый (капитальный, прямой) лизинг.
Оперативный (сервисный) лизинг представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду объектов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. По окончании срока лизингополучатель имеет право продлить договор лизинга на более выгодных условиях или вернуть предмет лизингодателю, или купить его у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку по рыночной стоимости.
Финансовый (капитальный) лизинг представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия договора между ними выплату лизинговых платежей, под которыми понимается общая сумма платежей за весь срок действия договора лизинга. Лизинговые платежи включают в себя возмещение всех затрат лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга, передачей его лизингополучателю, оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя.
Вопрос №30. Доходы бюджета и их структура. Значение налогов в формировании доходов бюджетов бюджетной системы. Особенности современной структуры доходов федерального бюджета РФ.
Доходы бюджетов –это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются за счет собственных доходных источников (налоговых и неналоговых), а также за счет финансовой помощи из бюджетов других уровней в соответствии с законом (решением) о бюджете на плановый год.
К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 90%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства.
К налоговым доходамотносятся указанные в БК РФ (ст. 50) и налоговом законодательстве федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
В соответствии с принятыми поправками в БК РФ с 2008 г. установлен новый порядок использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, к которым относятся доходы от уплаты:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, вырабатываемые из нефти.
С 2008 г. введены понятия «нефтегазовый дефицит федерального бюджета» и «нефтегазовый трансферт».
Нефтегазовый дефицит федерального бюджетапредставляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Он не может превышать 4,7% прогнозируемого ВВП и финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Нефтегазовый трансфертпредставляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается законом о федеральном бюджете на финансовый год и плановый период в абсолютном размере исходя из 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП.
Резервный фондпредставляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта. В случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта в законе о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП.
Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины.
Неналоговымидоходами (на их долю приходится примерно 10% доходов консолидированного бюджета России) являются:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
- денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско – правовой, уголовной и административной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
- иные неналоговые доходы (отчисления от прибыли ЦБ РФ, доходы от внешнеэкономической деятельности).
К неналоговым доходамотносятся:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско – правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходы конкретных бюджетов зачисляются безвозмездные перечисления,поступления от других уровней власти (других уровней бюджетной системы) – трансфертные перечисления: дотации, субвенции, субсидии.
К безвозмездным поступлениямотносятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, иные безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.
В зависимости от уровня бюджетной системы различают:
- доходы федерального бюджета;
- доходы бюджетов субъектов РФ;
- доходы местных бюджетов.
Общая сумма доходов всех бюджетов бюджетной системы страны составляет доходы консолидированного бюджета РФ.
Федеральный бюджет –ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием РФ.
Региональными бюджетами являются бюджеты национально – государственных и административно – территориальных образований – республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт – Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
31. Амортизация как способ восстановления основных производственных фондов компании и методы ее начисления.
Амортизация основных фондов и методы ее начисленияОсновным элементом внеоборотных активов являются основные производственные фонды (ОПФ) (в стоимостном выражении – основные средства) организации.ОПФ функционируют в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Они обслуживают производственный процесс многократно, переносят свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции (в торговле – на издержки обращения) частями в виде амортизационных отчислений.В составе производственных основных фондов выделяют активные основные фонды (машины, оборудование, передаточные устройства, вычислительная техника, контрольно - измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства) и пассивные основные фонды (здания и сооружения).По видам основные производственные фонды подразделяются на: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; вычислительную технику; рабочий скот; продуктивный и племенной скот.Учет основных фондов осуществляется в натуральных и стоимостных показателях.Существует несколько видов денежной оценки ОПФ:
первоначальная стоимость – сумма фактических затрат в действующих ценах на приобретение или создание основных фондов. По этой стоимости основные фонды принимаются на баланс организации. Первоначальная стоимость пересматривается при переоценке основных фондов или уточняется в связи с их модернизацией, реконструкцией, капитальным ремонтом;
восстановительная стоимость представляет собой денежную оценку ОПФ в современных условиях на момент переоценки, т.е. сумму расчетных затрат на приобретение или создание новых ОПФ, аналогичных переоцениваемым;
остаточная стоимость – это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленным износом основных фондов, т. е. это стоимость основных фондов, не перенесенная на себестоимость продукции на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности и годности основных фондов, планировать их обновление или ремонт. По остаточной стоимости основные фонды отражаются в бухгалтерском балансе;
рыночная стоимость – это цена, на которой в определенный момент времени могут сойтись покупатель и продавец путем переговоров на открытом и конкурентном рынке. Рыночная стоимость (цена) лежит в основе определения восстановительной стоимости основных фондов;
ликвидационная стоимость – это возможная цена реализации объектов основных средств или их остатков по истечению сроков эксплуатации.
Переоценка основных фондов проводится периодически в целях определения восстановительной стоимости основных фондов. Это может проводиться двумя методами: экспертным и индексным.
ОПФ служат в течение нескольких лет и подлежат замене (восстановлению) по мере их физического или морального износа.
Физический износ – потеря технических свойств и характеристик ОПФ в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, влияния агрессивной среды.
Моральный износ – снижение стоимости эксплуатируемых ОПФ в результате появления новых видов, более производительных и дешевле действующих, т.е. это не физическая, а экономическая категория.
Состояние и эффективность использования ОПФ характеризуется следующими коэффициентами:
1) коэффициент износа ОПФ – отношение суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных фондов;
коэффициент годности ОПФ – отношение остаточной стоимости ОПФ к их первоначальной или восстановительной стоимости. Как свидетельствует мировой опыт, коэффициент износа ОПФ можно считать оптимальным не более 50%, допустимым – не более 60% ).
коэффициент обновления ОПФ – отношение стоимости вновь вводимых ОПФ к общей стоимости ОПФ на конец года;
фондоотдача характеризует объем производства (продаж) в расчете на 1 рубль ОПФ за анализируемый период, т. е. это отношение стоимости произведенной (реализованной) продукции к средней величине стоимости основных средств;
фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче. Характеризует среднюю величину стоимости ОПФ, приходящуюся на 1 рубль продукции. Определяется путем деления средней величины стоимости ОПФ на объем реализованной продукции за определенный период;
уровень рентабельности ОПФ характеризует величину прибыли к средней величине стоимости ОПФ.
Амортизация – процесс перенесения по частям стоимости ОПФ по мере их износа на себестоимость продукции (в торговле – на издержки обращения).
Амортизация должна начисляться до полного переноса стоимости основных средств на себестоимость производимой продукции.
Амортизационные отчисления – денежные средства, накапливаемые организацией за срок службы ОПФ для их последующего полного восстановления. Это – основной собственный источник финансирования капитальных вложений.
Величина амортизационных отчислений зависит от стоимости ОПФ и норм амортизационных отчислений. Назначение амортизационных отчислений состоит в накоплении денежных средств в размерах, необходимых для воспроизводства в натуральной форме ОПФ, выбывающих из производства по истечении срока службы.
С 1998 г. в РФ срок полезного использования объектов ОПФ определяют сами организации при принятии объектов ОПФ к бухгалтерскому учету.
В настоящее время в РФ действующей системой бухгалтерского учета не предусмотрено обязательное образование амортизационного фонда.
Коммерческим организациям предоставлено право решать вопрос об использовании амортизационных отчислений. Получившее широкое распространение нецелевое использование амортизационных отчислений противоречит закономерностям воспроизводства ОПФ.
Амортизационные отчисления определяются, исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта и нормы амортизации. Уровень нормы амортизации зависит от срока полезного использования объекта ОПФ.
С 1992 г. организациям предоставлено право использовать метод ускоренной амортизации для активной части ОПФ (машин, оборудования и т. п.). Нормы амортизации могут быть увеличены, но не более чем в 3 раза. Однако, использование ускоренной амортизации еще не получило широкого распространения в РФ, так как для многих предприятий начисление амортизации даже обычным методом проблематично в плане обеспечения рентабельности.
Начисление амортизации может осуществляться одним из следующих способов:
1) линейный;
2) уменьшаемого остатка;
3) по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) пропорционально объему продукции (работ).
Линейный способ характеризуется тем, что начисление амортизации проводится равномерно исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизационных отчислений.
Вопрос №32. Расходы бюджетов и их структура.
Расходы бюджетов –это выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от уровня бюджетной системы различают:
- расходы федерального бюджета;
- расходы бюджетов субъектов РФ;
- расходы местных бюджетов.
Общая сумма расходов всех бюджетов бюджетной системы страны составляет расходы консолидированного бюджета РФ.
В БК РФ определен перечень расходов, финансируемых:
- исключительно из федерального бюджета;
- исключительно из бюджетов субъектов РФ;
- исключительно из местных бюджетов;
- из федерального, региональных и местных бюджетов.
Расходы федерального бюджета –это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
В составе расходов бюджета в зависимости от экономического содержания можно выделить текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы –часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы –часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
5) фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
и т.д.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:
1)государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2) обеспечение правоохранительной деятельности;
3) обеспечение противопожарной безопасности;
4) научно – исследовательские, опытно – конструкторские и проектно – изыскательские работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;
5) обеспечение социальной защиты населения;
и т.д.
С понятием расходов федерального бюджета РФ тесно связано понятие бюджетного финансирования, т.е. предоставления средств министерствам, ведомствам, организациям, учреждениям на проведение предусмотренных планами мероприятий.
В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов, предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
Федеральный бюджет –ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием РФ.
Региональными бюджетами являются бюджеты национально – государственных и административно – территориальных образований – республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт – Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Расходы бюджета субъекта РФ –денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ.
В соответствии с выполняемыми функциями субъектами РФ исключительно из их бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
- содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
и т.д.
В расходах региональных бюджетов значительная доля приходится на ассигнования в развитие отраслей экономики региона (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, строительство, транспорт), поддержку жилищно – коммунального хозяйства.
В расходной части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти, размер которых устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно – восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Расходы местного бюджета –это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Основная часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или поселения.
Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения и т.д.