Пенсионный фонд РФ : создание и организация его деятельности. Пенсионная реформа в России, проблемы ее реализации и дальнейшие перспективы

Пенсионный фонд РФ (далее по РФ), созданный в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 и функционирующий с 1 января 1992 г., осуществляет государе венное управление финансовыми ресурсами системы пенсионного обеспечения РФ.

Правовой основой пенсионной системы являются Конституция РФ и федеральные законы:

- от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

- от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

- от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Согласно Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

- федеральные государственные гражданские служащие;

- военнослужащие, участники Великой Отечественной войны;

- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- нетрудоспособные граждане;

- граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; пенсия по случаю потери кормильца. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного работка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка (включая трудовую пенсию).

Закон «об обязательном пенсионном страховании в Россий Федерации» устанавливает основы обязательного пенсионного стрховния, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ.

Закон «о трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях. В законе определены виды трудовых пенсий:

- по старости

- по инвалидности,

- по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из двух частей: страховой и накопительной (для граждан 1967 г. рождения и моложе).

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие воз раста 60 лет,и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На каждое застрахованное лицо ПФ РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы ПФ РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые зачисляются на его лицевой счет.

У всех граждан, формирующих свои пенсионные права с 2002 г пенсионной системе, величина их будущих пенсий определяется не стажем и заработком, а суммой страховых взносов, которые перечисляются работодателями за работника на его индивидуальный лицевой счет.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. No 2122-1.

Пенсионный РФ отделения во всех субъектах РФ и фонд имеет осуществляет следующие функции:

- разработку и исполнение бюджета ПФ

- получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий

- организацию банка данных по плательщикам страховых взносов;

- индивидуальный учет поступающих в ПФ РФ средств обязательного пенсионного страхования;

- осуществление контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам относящимся к компетенции ПФ РФ.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. N 1709 со м по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации ПФ РФ наделен полномочиями по начислению и выплате государственных пенсий (ранее эти полномочия принадлежали государственным органам социальной защиты, а ПФ РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий).

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию РФ.

Руководство по РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной дирекции ПФ РФ осуществляет ревизионная комиссия Фонда.

Бюджет ПФ РФ формируется в основном:

- за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

- за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ;

- за счет доходов от размещения временно свободных средств ПФ РФ;

- за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджет.

Кроме указанных источников, в ПФ РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим и другим, приравненным к ним гражданам; пособий гражданам пострадавшим от чернобыльской катастрофы, и гражданам космонавтов и работников летно-испытательного состава.

Средства РФ используются:

- на выплаты государственных трудовых пенсий

- на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам,

- на выплаты пособий на погребение получателям пенсий,

- на финансовое обеспечение текущей деятельности по РФ и его органов.

- С 2002 г. начались отчисления в накопительную часть трудовых пенсий. Эти средства зачисляются на индивидуальные (персонифицированные) счета застрахованных лиц (при поступлении впервые на работу каждому гражданину выписывается трудовая книжка и присваивается персонифицированный номер в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации).

Средства накопительной части инвестируются ПФ РФ. По желанию граждан средства накопительной части их трудовой пенсии можно перевести в управляющие компании. Для этого достаточно подать заявление в ПФ РФ с указанием конкретной управляющей компании, которая будет управлять денежными средствами, инвестируя их в ценные бумаги, и увеличивать накопительную часть трудовой пенсии за счет получаемых процентов.

В последние годы в России начали создаваться негосударственные пенсионные фонды: корпоративные, банковские, отраслевые региональные, открытые. Такие фонды, получившие очень широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой позволяют обеспечить дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей.

18. Система государственных органов управления финансами и их функции.
Общее (стратегическое) управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимает законы о налогах, сборах, обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Президент Российской Федерации определяет цели финансовой политики, регламентирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, выступает как координирующий центр управления финансами.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, через который государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики и социальной сферы.

Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, является Министерство финансов РФ.

В Положении о Министерстве финансов РФ подробно изложены его полномочия, функции, права и организация деятельности.

В частности, Министерство финансов РФ вносит Правительству РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства финансов РФ и к сфере ведения федеральных служб, находящихся в его ведении.

Министерство финансов РФ принимает нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в сферу его ведения. Перечень их определен в положении о данном министерстве.

К основным функциям Министерства финансов РФ относятся следующие:

разработка и представление в Правительство РФ предложений по формированию финансовой политики;

проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

составление проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

управление государственным долгом РФ;

участие в разработке бюджетов государственных внебюджетных фондов;

обеспечение управлением средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;

осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей экономики;

разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета, отчетности, аудита и финансового контроля;

координация бюджетно – кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

осуществление по поручению Правительства РФ международного сотрудничества с финансовыми организациями других стран и международными финансовыми организациями.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы. Федеральной службы финансово – бюджетного надзора, Федерального казначейства.

Федеральное казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы .Главными полномочиями Федерального казначейства являются:

организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;

управление доходами и расходами бюджета на открываемых в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счетах казначейства исходя из принципа единства кассы;

распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системой РФ;

прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

составление и представление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета и отчетности об исполнении консолидированного бюджета.

Территориальные органы Федерального казначейства выполняют аналогичные функции на соответствующей территории.

Органы Федерального казначейства имеют право проводить проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и смет в государственных органах, банках, организациях и учреждениях любых форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют также право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, использованных не по назначению, с наложением штрафа.

Важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики является Центральный банк Российской Федерации, цели и функции которого определены федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основные цели Банка России:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Для достижения своих основных целей Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства;

устанавливает правила осуществления наличных и безналичных расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций;

контролирует деятельность кредитных организаций;

осуществляет валютное регулирование и валютный контрол

Важная роль в управлении финансами и прежде всего в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ.

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая Банк России), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации ,использующие средства федерального бюджета.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверки она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счётная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности – новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций, но и эффективности произведенных расходов и их оправданности.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Она является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Свою деятельность федеральная налоговая служба осуществляет через свои территориальные органы – налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;

осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;

проводят проверки налогоплательщиков;

ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;

контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;

ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях.

На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активизация финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов.

20. Необходимость, содержание и принципы финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий органов государственной власти, муниципальных образований, организаций, учреждений, населения с применением специфических форм и методов их проведения.

Субъектами финансового контроля являются законодательные и исполнительные органы власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами права.

К объектам финансового контроля относятся денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях экономики.

Предметом финансовых проверок выступают стоимостные категории (показатели), такие как доходы, прибыль, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоги, отчисления в различные фонд

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права не только органов власти, но и хозяйствующих субъектов, населения.

Основные задачи, стоящие перед финансовым контролем:

обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;

содействие сбалансированности потребности в финансовых ресурсах и размеров формируемых денежных фондов государства и хозяйствующих субъектов;

обеспечение соблюдения действующего законодательства, своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов предприятий;

обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;

проведение профилактической работы по укреплению финансовой дисциплины.

На основе многолетнего опыта мировое сообщество выработало принципы финансового контроля, которые зафиксированы в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной ассоциации высших контрольных органов). В их числе – независимость; объективность и компетентность, гласность, разграничение функций и полномочий, системность.

Принцип независимости финансового контроля означает, что контролирующий орган должен:

обладать финансовой независимостью;

обладать более длительными сроками полномочий его руководителей по сравнению со сроками полномочий органов власти и управления (прежде всего, парламентской власти).

Принцип объективности и компетентности предполагает:

неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства;

высокопрофессиональный уровень работы контролеров на основе установленных стандартов проведения различных видов контроля.

Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Принцип разграничения финансовых полномочий между различными органами финансового контроля заключается в отсутствии дублирования в деятельности этих органов. Положениями об органах финансового контроля, утвержденными Правительством РФ, определен перечень полномочий государственных финансовых органов, в том числе и по проведению финансового контроля. Например, Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства.

Системность контроля обеспечивается единством правовой базы, установлением периодичности проведения контрольных мероприятий.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель – обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно – ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово – хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля – финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля – обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля – обеспечить соблюдение клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно – бухгалтерских экспертиз.

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительны, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов бизнес – планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличению доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончанию отчетного периода.

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Он имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверки обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособности рынка страховых услуг.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово – хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушения которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой, банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изуче­ние финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки ре­зультатов хозяйственной деятельности, финансового состоя­ния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий с целью определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требования досрочного возврата кредита.

Ревизия – это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности.

Цель ревизии – это выявление и предупреждение нарушений в финансово – хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Наши рекомендации