Технология построения финансовой структуры компании
ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ И ВНЕДРЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ
По сути дела выбор финансовой структуры — это выбор объектов бюджетирования.
Финансовая структура фирмы— это набор видов бизнеса или других сфер финансовой ответственности, распределенных между структурными подразделениями предприятия, выступающих в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.
Первым шагом в процедуре построения финансовой структуры является изучение и построение существующей организационной структуры.
Самые распространенные модели организационной структуры предприятия:
—древовидная;
—матричная .
Древовидная модель — это точный иерархический список объектов управления — организационных подразделений, функций, документов и т. д.
В этом виде модели четко просматривается соподчииенность.
Матричная модель — задает систему взаимоотношений между подразделениями, функциями, отдельными исполнителями.
Закрепление же происходит с применением матричных моделей (рис. 13).
Рис. 13. Матрица закрепления функций за исполнителями
На рис. 14 показана логическая последовательность разработки финансовой структуры.
Первым шагомявляется формирование иерархического списка ЦФО.
На втором шагеопределяется, какие типы ЦФО будут существовать в компании.
Третьим шагомявляется формирование организационного состава ЦФО.
Четвертый шаг- классификация ЦФО, т. е. определение типа каждого ЦФО.
На пятом шагестроится граф-схема финансовой структуры, т. е. графическое представление схемы консолидации ЦФО.
|
Рис. 14. Последовательность разработки финансовой структуры
Как правило, в финансовой структуре выделяют различного рода центры финансового учета и ответственности: центры прибыли, центры доходов и расходов, центры затрат, центры инвестиций (рис. 15).
|
Рис.15 Классификация ЦФО
ЦФО можно разделить на 2 типа:
—влияющие на прибыльность: центры доходов, центры затрат, центры прибыли;
—влияющие на платежеспособность: центры ответственности за получение (поступление) и расходование (выбытие) денежных средств, центры инвестиций.
Центр дохода— структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы от данной деятельности.
Центр затрат — структурное подразделение (или группа подразделений) , осуществляющее определенный набор обеспечивающих видов деятельности, непосредственно не приносящих дохода, но способное оказывать непосредственное воздействие на расходы при осуществлении данной деятельности.
Центр прибыли — структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы данной деятельности.
Центр инвестиций — структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы, расходы и эффективность данной деятельности, получение прибыли от которой ожидается в будущем.
Целевые установки и критерии оценки ЦФО зависят от корпоративной стратегии.
Таблица 16